Глава 11. Коммуникативная толерантность педагога
Толерантность в переводе с латыни означает терпимость, переносимость, снисходительность к кому-либо или чему-либо. Коммуникативная толерантность – это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Коммуникативная толерантность – одна из важнейших и очень информативных черт человека. По своей природе она является довольно сложным образованием. В ней отражаются особенности образовательной культуры и воспитания личности, опыт общения, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, привычки, особенности мышления и, конечно, сложившийся стереотип поведения. Данная характеристика личности относится к стержневым, ибо в значительной мере определяет ее жизненный путь и деятельность – положение в ближайшем окружении и на работе, продвижение в карьере и исполнение профессиональных обязанностей. Это систематизирующая характеристика, поскольку с ней согласуются и составляют некий психологический ансамбль многие другие качества индивида, прежде всего нравственные, характерологические и интеллектуальные. Вот почему особенности коммуникативной толерантности могут свидетельствовать о психическом здоровье, внутренней гармонии или дисгармонии, о способности к самоконтролю и самокоррекции, которые так необходимы в профессионально-педагогической деятельности. Повседневное и профессионально-деловое общение свидетельствуют о многообразном проявлении коммуникативной толерантности: одни люди очень терпимы к окружающим, другие умеют хорошо скрывать неприязнь к партнерам, третьи способны силой убеждения заставить себя не замечать неприятные свойства другого. Точно так, в широком диапазоне дает о себе знать та или иная степень снижения коммуникативной толерантности: черты другого могут вызвать частичное, существенное или полное осуждение, раздражение либо неприятие.
Уровень толерантности личности в первую очередь проявляется в особенностях ее эмоционального реагирования на окружающие раздражители, в качестве которых нередко выступают другие люди: высокая толерантность способствует сдерживанию негативных разрядок, тогда как низкая сопряжена с беспрепятственным выходом негативной энергии вовне. Нередко в профессиональной деятельности человека можно наблюдать динамику коммуникативной толерантности. Например, молодой педагог демонстрирует в начале карьеры сниженную толерантность к некоторым типам неуспевающих и недисциплинированных учащихся, но с возрастом терпимость возрастает. Возможна и обратная зависимость – с увеличением стажа работы все больше все больше проявляется раздражение по поводу поведения своих воспитанников или коллег. Изменчивость коммуникативной толерантности проявляется и в том, периоды терпимости сменяются моментами раздражения и наоборот. Чем же обусловливается та или иная степень коммуникативной толерантности индивида? Механизм возникновения и проявления коммуникативной толерантности связан с психологией эмоционального отражения личностных различий. Каждый человек осознанно или на уровне подсознания реагирует на то, что он и партнер имеют различие в сфере тех или иных проявлений личности. Конечно, впечатления как о себе, так и о партнере, субъективны, но в этом и заключается драматизм эмоционального восприятия: некоторые различия кажутся неприятными и потому осуждаются либо раздражают, либо вовсе неприемлемы. Негативную оценку в партнере способны вызвать как незначительные, так и существенные для совместной деятельности личностные особенности, при этом катализатором переживаний могут стать и трудные обстоятельства совместной деятельности, и мнения окружающих, и проведенные вместе годы. Хорошо известно, что со временем обостряется восприятие даже мелких недостатков брачного партнера, приятеля или коллеги по работе.
В механике коммуникативной толерантности решающую роль играет совместимость или несовместимость одноименных качеств партнеров – интеллекта с интеллектом, характера с характером, привычек с привычками, темперамента с темпераментом. Иначе сказать, партнеры сопоставляют и оценивают качества и состояния друг друга на уровне отдельных подструктур личности. Коммуникативная толерантность проявляется в тех случаях, когда человек либо не видит особых различий между подструктурами своей личности и личности партнера, либо не испытывает негативных переживаний по поводу различий. Таким образом, чем меньше неприятных и неприемлемых для себя различий находит одни человек в другом, тем выше у него уровень коммуникативной толерантности, тем реже он осуждает индивидуальность другого или раздражается по поводу его отличительных особенностей. Повышение уровня толерантности происходит в том случае, если мы научимся двум вещам: во-первых, преодолевать или сглаживать негативные впечатления от различий между подструктурами своей личности и личности партнера; во-вторых, устранять обстоятельства, вызывающие или подчеркивающие эти различия. Толерантность воспринимается окружающими как положительное проявление личности. Человек, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, предсказуем в своих отношениях к партнерам и совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной деятельности, достижения синергического эффекта (удовольствия от взаимодействия на уровне сотрудничества). Общаясь с толерантной личностью, вы испытываете комфортное ощущение. Отсутствие же коммуникативной толерантности или ее низкий уровень объясняются негативными реакциями индивида на обнаруженные различия между подструктурами своей личности и личности партнера.
Чем отчетливее негативные переживания человека по поводу своеобразия другого, тем ниже уровень толерантности, тем труднее демонстрировать расположение к партнеру, принимать его во всех или некоторых проявлениях, сдерживать недовольство им. Человек с пониженным уровнем коммуникативной толерантности является источником негативной эмоциональной энергии, которую он переносит на своих собеседников. Основными подструктурами личности, обусловливающими коммуникативную толерантность, являются: 1. Интеллектуальная – передает парадигму (образец, тип, стиль) мыслительной деятельности конкретного человека, т.е. принципы его понимания действительности, привычные для него стереотипы осмысления проблем, идей, принятия решений. Известно, что каждый думает по-своему: один склонен к обобщению, а другой преимущественно анализирует события и факты. Некоторые личности мыслят глубоко и всесторонне, а иные скользят по поверхности явлений. То, что одни находят важным, другие – второстепенным. Кто-то рассуждает последовательно и доказательно, а кто-то не в ладах с элементарной логикой. При этом, когда партнеры обнаруживают свои различия в области интеллекта, каждая из сторон считает себя правой и демонстрирует ту или иную степень нетерпимости к интеллектуальному своеобразию другого. Это и понятно: при взаимодействии возникают интеллектуальные затруднения, которые нелегко преодолеть посредством сотрудничества, взаимных уступок или принятия мыслительного типа партнера. Куда легче показать свое раздражение, высказать недовольство взаимодействующей стороной. Демонстрация низкого уровня коммуникативной толерантности выступает показателем негибкости или лености ума и мешает выходу из затруднительных ситуаций. Об этом особенно полезно помнить педагогу, которому приходится чаще, чем другим специалистам, сталкиваться с интеллектуальным своеобразием своих воспитанников.
В общении вообще, и в педагогическом в особенности не следует показывать нетерпимость к умственному потенциалу партнера, заявляя: «Ты рассуждаешь примитивно», «Твоя логика выводит меня из равновесия», «У тебя не все дома». Это в одинаковой степени относится к взаимодействию и с учащимися, и с коллегами и другими субъектами педагогического взаимодействия. Не следует забывать о том, что в коммуникации участвуют, по меньшей мере, две стороны, и у какой из них с интеллектом более благополучно – большой вопрос. 2. Ценностно-ориентационная – вбирает в себя основные мировоззренческие идеалы конкретного человека, его жизненные ближайшие и отдаленные цели, интересы, оценки происходящего. Каждый из нас имеет хотя бы в чем-то своеобразные взгляды и мнения. Они могут касаться представлений о смысле жизни и о счастье, понимания значимости семейных ролей и служебных обязанностей, намеченных планов и свершившихся достижений. Любой человек в первую очередь стремится защитить свои ценности. Согласно утверждениям психологов, конфликты на этой почве наиболее частые и глубокие. Хорошо, если взгляды партнеров во многом совпадают, тогда легче найти согласие и взаимопонимание. Но если каждый подходит к событиям и фактам со своей меркой, то появляются трения и возникает повод проявить коммуникативную нетерпимость, т.е. осуждение, раздражение или неприятие ценностей другого. Педагоги и учащиеся, их родители, представители администрации образовательного учреждения – все могут выражать более или менее разные ценности и ориентации в сфере взаимодействия, а следовательно, проявлять коммуникативную нетерпимость друг к другу. 3. Этическая – выражает нравственные нормы, которых придерживается человек. При этом проявляется та или иная степень включенности совести в его мысли, оценки и действия: сказывается ориентация на добро и зло, справедливость или несправедливость, склонность руководствоваться чувством долга или привычка вести себя безответственно. Партнеры, обладающие разным этическим содержанием, обычно трудно совместимы. И если им приходится поддерживать длительные или тесные контакты, это отражается на уровне их терпимости: со временем обе или одна из взаимодействующих сторон начинает испытывать неприятные чувства. Впрочем, фактор времени для некоторой категории людей несущественен, ибо они готовы в любой момент и в различных ситуациях немедленно реагировать на различия, обнаруживаемые в своей этической сфере и нравственных ориентациях партнера. Возможно, это выразится в нравоучениях, в подчеркивании своего превосходства или в ограничении контактов с определенной категорией личностей.
4. Эстетическая – охватывает область предпочтений, вкусов и чувств, особенности восприятия человеком красивого и безобразного, возвышенного и низменного, комического и трагического. Здесь определяется, кто, что и почему нравится или не нравится личности. Эстетическое начало проявляется постепенно и во всем, доказательством чему служит трудно преодолимая привычка судить обо всем и вся. Каждый из нас с большим желанием дает оценки событиям и окружающим, предметам и обстоятельствам, при этом, понятно, преобладает субъективизм. Чтобы хоть как-то ограничить его, в арсенале средств, пресекающих эстетический произвол, появилась аксиома, умиротворяющая особенно нетерпимых к чужим эстетическим воззрениям: «О вкусах не спорят!». 5. Эмоциональная – демонстрирует преобладающий спектр, в котором чаще всего пребывает данный человек: радость или печаль, оптимизм или пессимизм, возбужденность или спокойствие, подъем или подавленность, беззаботность или тревожность, миролюбие или агрессивность. У любого человека, как известно, свой «дежурный» эмоциональный фон. У каждого есть опыт общения с партнерами, преобладающий настрой которых в той или иной мере соответствует или не соответствует нашему. Даже кратковременное пребывание в «чужом» для тебя эмоциональном поле другого человека может вызвать неприятное состояние. Так, с этим связана одна из трудностей в работе педагога: находясь в контакте с учащимися он невольно погружаются в специфический эмоциональный фон, свойственный, например, подросткам, для которых характерна эмоциональная неустойчивость. Понятно, что в подобных условиях работы увеличивается нагрузка на коммуникативную толерантность или включаются особые механизмы психологической защиты, такие как отстраненность от переживаний учащихся, ответная агрессия и др. 6. Сенсорная (чувственная) – включает особенности чувственного восприятия мира на уровне зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, кожного и двигательного ощущений. В данном случае имеется в виду индивидуальная сенсорная организация конкретного человека: какой из каналов восприятия – анализаторов становится для него ведущим при взаимодействии с окружающей действительностью – зрительный, слуховой, кинестетический (объединяет анализаторы мышечной и кожной чувствительности), обонятельный или вкусовой. В жизни мы нередко сталкиваемся с различиями в сенсорной организации партнеров и, случается, показываем сниженную толерантность к тем, кто воспринимает мир не так, как мы. Один любит слушать и говорить, для него значимо речевое общение, поэтому он придает значение построению фразы, логике повествования, особенностям голоса и интонаций партнера, тонко выделяет их смысл – таков аудиальный фон. Другой пристально всматривается в лица людей, в детали обстановки, легко оперирует наглядными образами, предпочитает схемы и модели в качестве средств обмена информацией, отмечает, во что и как одет партнер, как он держится – так воспринимает действительность визуальный тип. Третий строит свои впечатления, основываясь главным образом на кинестетическом восприятии – ему бы все пощупать своими руками, притронуться к партнеру, ощутить нежное прикосновение к своему телу - кинестетический тип. В повседневном общении возникают различные комбинации – соответствия или несоответствия сенсорных подструктур личностей партнеров. педагогу приходится учитывать и ориентироваться на сенсорные особенности не одного, а нескольких собеседников одновременно, потому что характер его профессиональной деятельности предполагает взаимодействие с целым классом (группой) учащихся. Естественно, в индивидуальном общении педагогу легче установить сенсорный контакт с воспитанником или коллегой. Для проявления коммуникативной толерантности больше шансов в том случае, если имеет место соответствие: визуал взаимодействует с визуалом, аудиал – с аудиалом, а кинестетический тип с кинестетическим. Коммуникативная толерантность способна снижаться, когда встречаются разнородные типы, например, любитель послушать и поговорить взаимодействует с тем, кто склонен созерцать и мыслить образами; человек, воспринимающий мир преимущественно кинестетически, вынужден жить или сотрудничать с аудиалом или визуалом. 7. Энерго-динамическая – отражает энергетические свойства человека – качество и силу его энергетического поля. Качество излучаемой и распространяемой индивидом энергии зависит от ее знака – положительного, отрицательного или нейтрального. Положительно «заряженный» человек словно притягивает к себе окружающих: открыт для общения, эмоционально откликается на происходящее и состояния партнера, готов к сотрудничеству и позитивно оценивает соучастников деятельности. Человек, обладающий отрицательным полем, своим поведением, интеллектуальными и эмоциональными проявлениями будто отталкивает партнеров, воздвигает невидимые, но хорошо ощутимые барьеры на пути к соучастию и сопереживанию. Нейтральная энергия делает его безучастным, равнодушным к происходящему, что проявляется обычно одновременно как на интеллектуальном, так и на эмоциональном уровнях. Правомерно ожидать, что партнеры с разноименными энергиями будут неуютно себя чувствовать при взаимодействии, особенно если их контакты длительные и тесные. Да и понятно: отсутствует или ослаблена гармония эмоций и чувств, полярны состояния и настроения, различна степень включенности в ситуации. Желательно, чтобы «энергетические поля» партнеров легко налагались или соприкасались – это облегчает деловое общение и сосуществование. Непросто устанавливать и поддерживать контакты индивидам, обладающим нейтральным зарядом – энергетическая неопределенность инертна, порой дезориентирует партнеров. Пожалуй, уютно чувствуют себя в энергетическом поле друг друга одноименно «заряженные» индивиды, особенно если их эмоциональные заряды имеют положительную модальность. Однако состояние энергетической статики через некоторое время способно вывести их из равновесия: со временем начинают чувствовать взаимную усталость как очень общительные, эмоционально открытые люди, так и замкнутые, необщительные, отстраненные. Кроме качественной характеристики, энергетическое поле человека имеет определенную интенсивность, силу, что проявляется в динамике всей психической деятельности – в скорости ответных реакций, в яркости эмоций и чувств, в быстроте или медлительности действий, в решительности поступков. Партнеры, резко различающиеся этим, могут испытывать взаимную неудовлетворенность, высказывать претензии по поводу ритма и длительности выполняемой работы. Так, флегматик может раздражать холерика своей нерасторопностью, вялостью движений, медлительностью мышления, а холерик способен действовать на нервы флегматику своей суетливостью, спешностью, невоздержанностью (об этом шла речь в разделе 6, когда рассматривались психологические барьеры в общении, обусловленные особенностями темпераментов собеседников). Реакция одного человека на энергетическое поле другого обычно происходит на подсознательном уровне: вам чем-то неприятен человек и потому не хочется взаимодействовать с ним. Возможно вторичное реагирование, когда некоторое время спустя вы начинаете искать объяснения, чем и почему партнер не понравился вам или стал неприятным. Но и в этом случае первопричина, т.е. энергетические различия, может оставаться неосознанной, будут указываться иные свойства, например, характер, стиль мышления и прочите черты, которые якобы вызвали негативную реакцию. 8. Алгоритмическая – данная подструктура личности объединяет разные личностные качества, у которых, тем не менее, есть нечто общее – однообразие воспроизводимости. К ним относятся привычки, умения, стиль деятельности, разные ритуалы, включая бытовые, семейные, религиозные. Им свойственна весьма заметная жесткость повторения, в разных условиях они осуществляются как бы по «накатанным путям», при помощи алгоритмов и известных приемов. Человек охотно и часто использует в своем поведении всякие однообразно воспроизводимые действия, потому что так ему легче осуществлять свою деятельность. Отсюда становится понятно, почему мы с большим трудом отказываемся от сложившихся привычек, избранного стиля в работе, усвоенных ритуалов и почему так болезненно переживаем малейшие посягательства на них – таким способом мы защищаем легкие, а значит и приятные режимы нашей психической деятельности. Алгоритмическое устройство партнеров может быть более или менее идентичным. Чем больше сходства в привычках, навыках, умениях, ритуалах, стилях поведения, тем больше шансов проявить себя свободно и беспрепятственно в присутствии партнера, тем, следовательно, легче протекает психическая деятельность каждого. Таково общее правило, хотя в жизни встречаются исключения: один партнер нетерпим именно к тем качествам другого, которыми сам наделен. 9. Характерологическая – сосредотачивает устойчивые, типообразующие черты личности, которые возрождены или приобретены под влиянием окружения в результате воспитания, примеров, подражания. Здесь следует обратить внимание на то, что проявление черт характера в поведении индивида облегчает реализацию различных форм его психической деятельности в рамках врожденного и приобретенного, хотя при этом могут возникать трения с окружающими. Характер – это система самовыражения личности, посредством которой она адаптируется к самой себе, а именно: осуществляет свою психическую деятельность в наиболее удобных и привычных для себя формах и режимах. Когда сталкиваются партнеры, обладающие существенными различиями в характере, то оба могут испытывать трудности двоякого свойства: осложняется протекание внутренней психической деятельности и процесс сотрудничества. Коммуникативная толерантность проявится в том, что партнер способен принять, сгладить, не утрировать эти различия или по каким-то причинам не замечать их, например, под влиянием большой любви или, наоборот, в случае полнейшего безразличия к партнеру. Так, например, педагог, который в первую очередь любит своих воспитанников, а только после них – преподаваемый предмет, будет проявлять коммуникативную толерантность даже к тем, кто не любит и не знает его предмет. 10. Функциональная – закрепляет различные системы жизнеобеспечения и поддержания комфорта личности – это прежде всего потребности и возникающие на их основе предпочтения и желания. Поскольку потребности, предпочтения и желания связаны с функциональными состояниями жизнеобеспечения и комфорта, личность активно их заявляет и защищает. Любые посягательства на них воспринимает как угрозу благополучию, как наступление на свою бытийность. В то же время человек с низким уровнем толерантности испытывает неудовлетворенность, раздражение либо неприязнь к партнеру, стремящемуся проявить и отстоять свои потребности. Вероятность проявления коммуникативной толерантности на уровне функциональной подструктуры личности тем выше, чем: · больше сходства в репертуаре потребностей партнеров, т.е. сходства в количестве и наименовании активно задействованных, проявленных и защищаемых потребностей; · более совпадают у партнеров предпочтения, потребности, т.е. совпадают в их значимости и последовательности осуществления; · более сходны желания партнеров, т.е. сходны в стремлении удовлетворить конкретные потребности. Таковы основные личностные подструктуры, обусловливающие коммуникативную толерантность. Характеризуя любого человека, можно определить для него: 1) уровень ситуативной коммуникативной толерантности - фиксируется в отношениях данной личности к конкретному другому человеку, например, к брачному партнеру, коллеге, пациенту, случайному попутчику. В данном случае поток энергии эмоций строго направлен. Низкий уровень ситуативной коммуникативной толерантности проявляется, например, в высказываниях: «Терпеть не могу этого человека», «Он меня раздражает своим присутствием», «Меня трясет от него», «Меня все в нем возмущает». О высоком уровне свидетельствуют выражения типа: «Мне очень импонирует этот деловой партнер», «С этим человеком легко общаться». О среднем уровне говорят высказывания типа: «Не все я принимаю в этом человеке», «Иногда он невыносим», «Кое-что меня в нем раздражает»; 2) уровень типологической коммуникативной толерантности – выявляется в отношениях человека к собирательным типам личности или группам людей, например, к представителям конкретной нации, социального слоя, профессии. Определенная энергия эмоций выражается во взаимодействии с конкретными человеческими типами. Низкий уровень типологической толерантности заключен, например, в словах: «Меня раздражает такой тип людей», «Я не стал бы жить в одной комнате с нацменом», «Лучше не иметь дела с клиентами-пенсионерами». Средний уровень проступает в оборотах речи: «Такие работники вызывают противоречивые чувства», «Если захотеть, его можно вытерпеть в качестве партнера». О высоком уровне типологической толерантности свидетельствуют выражения: «Обычно представители этой нации – хорошие люди», «Обожаю такой тип мужчин»; 3) уровень профессиональной толерантности – проявляется в отношениях к собирательным типам людей, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности. В этом случае дополнительная энергия эмоций обнаруживается у личности, главным образом, в рабочей обстановке. Так, можно говорить о педагоге в его отношениях с неуспевающими и недисциплинированными учащимися – отстающими в учении, снижающими академические показатели, нарушающими учебный режим, мешающими не только педагогу, но и своим одноклассникам работать на занятиях, и т.п. Видимо, не случайно у педагогов есть понятия «хороший» или «плохой» ученик, с помощью которых он на уровне профессиональной толерантности обозначает свое отношение к разным категориям своих воспитанников; 4) уровень общей коммуникативной толерантности – в нем просматриваются тенденции отношения к людям в целом, тенденции, обусловленные жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными принципами, состоянием психического здоровья человека. Общая коммуникативная толерантность в значительной мере предопределяет прочие ее формы – ситуативную, типологическую, профессиональную. Как же узнать, в какой мере педагог способен проявлять терпимость к другим и в первую очередь к учащимся и другим субъектам педагогического взаимодействия? Об этом могут свидетельствовать определенные поведенческие признаки и умонастроения. О низком уровне общей коммуникативной толерантности свидетельствуют следующие особенности поведения: 1. Педагог не умеет либо не хочет понимать или принимать индивидуальность других людей. Индивидуальность другого – это прежде всего то, что составляет особенное в нем: данное от природы, воспитанное, усвоенное в среде обитания. Мера несовпадения личностных подструктур партнеров и составляет различия их индивидуальностей. 2. Оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, педагог рассматривает в качестве эталона самого себя. В этом случае он отказывает партнеру в праве на индивидуальность и словно в прокрустово ложе пытается втиснуть его в ту или иную подструктуру своей личности. Более того, в прямом или завуалированном виде он считает себя «истиной в последней инстанции», судит о своих коммуникативных партнерах (учащихся и коллегах), руководствуясь своими привычками, установками и настроениями. 3. Педагог категоричен или консервативен в оценках учащихся и своих коллег. Таким способом он регламентирует проявление индивидуальности учащихся и требует от них предпочтительного для себя однообразия, которое соответствует его внутреннему миру – сложившимся ценностям и вкусам. 4.Педагогне умеет скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у своих воспитанников. Качества личности партнера, которые определяют положительный эмоциональный фон общения с ним, назовем коммуникабельными, а качества партнера, вызывающие негативное отношение к нему – некоммуникабельными. Человек с низким уровнем общей коммуникативной толерантности обычно демонстрирует неуправляемые отрицательные реакции в ответ на некоммуникабельные качества партнера. Неприятие в другом чаще всего вызывают некоммуникабельные типы лиц, некоммуникабельные черты личности и некоммуникабельные манеры общения. 5. Педагог стремится переделать, перевоспитать учащихся. В сущности, он берется за непосильную задачу – вознамерился изменить ту или иную подструктуру личности, обновить, переподчинить или заменить ее элементы. Попытки педагога перевоспитать учащегося(учащихся) проявляются в жесткой или мягкой форме, но в любом случае они встречают его сопротивление. Жесткая форма отмечается, например, в привычке читать мораль, поучать, укорять в нарушении школьного распорядка и дисциплины на занятиях. Мягкая сводится к требованиям соблюдать правила поведения и сотрудничества, к замечаниям по разным поводам. 6. Педагогу хочется подогнать партнера под себя, сделать его удобным. В данном случае он как бы «обтесывает» те или иные качества личности ученика, стремясь регламентировать его поступки или добиваясь сходства с собой, настаивает на принятии своей точки зрения, оценивая учащегося, исходит из своих обстоятельств и т.д. 7. Педагог не умеет прощать учащимся их ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные ему неприятности. Это означает, что его сознание «застревает» на различиях между личностными подструктурами – своей и учащегося. Таков источник взаимных обид, стремления усложнить отношения с воспитанником, придавать особый неприятный смысл его поступкам и словам. 8. Педагог нетерпим к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался учащийся. Такое наблюдается в тех случаях, когда учащийся жалуется, капризничает, нервничает или ищет соучастия и сопереживания. Педагог с низким уровнем коммуникативной толерантности – душевно черствый и потому либо не замечает подобных состояний, либо они его раздражают, по крайней мере, вызывают осуждение. При этом он игнорирует то, что сам тоже бывает в дискомфортных состояниях и обычно рассчитывает на понимание и поддержку окружающих. 9. Педагог плохо приспосабливается к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других. Данное обстоятельство указывает на то, что адаптация к самому себе для него функционально важнее и достигается проще, чем адаптация к своим партнерам (учащимся и коллегам). Во всяком случае, он старается менять и переделывать прежде всего партнера, а не себя – для некоторых педагогов это непоколебимое кредо. Взаимное существование, однако, предполагает адаптационные умения обеих сторон. Нарастание нетерпимости к окружающим является достаточным признаком устойчиво низкого или очень низкого уровня толерантности – спутника некоторых нарушений в сфере характера, а также профессиональной деформации личности. Подобное особенно опасно для педагога, потому что со временем приводит к социально-психологическим и психическим изменениям личности в процессе выполнения профессиональной деятельности, которые наносят непоправимый ущерб душевному состоянию учащихся и отрицательно сказываются на формировании их личности. Профессиональная деформация личности педагога во многом определяется сложностью педагогической деятельностью и ее повышенной эмоциональной нагруженностью. Первым показателем того, что отношение педагога к своей профессии приобретает негативный характер и резко снижается его коммуникативная толерантность, является проявление синдрома психического (профессионального) выгорания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|