Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Качество населения: образование и квалификация»




Вопрос №14.

«Качество населения: образование и квалификация»

Уровень образования и квалификации населения - очень важный факторы, характеризующие качество населения. Согласно статистике в наиболее экономически благополучных странах доля взрослого (старше 15) неграмотного населения колеблется в районе 3-5%.

Образование - система воспитания и обучения человека, уровень приобретенных им навыков, знаний в купе с опытом и ценностями.

Низкий уровень неграмотности - один из прямых факторов экономического благополучия, поскольку образование способствует освоению новых более сложных дисциплин, стимулирует развитие интеллектуального труда, что очень важно в эру развития цифровой экономики, сферы услуг, высокотехнологичных производств. Однако экономическому развитию может помешать явление функциональной неграмотности.

Функциональная неграмотность - неспособность человека адаптироваться к политическим переменам в обществе, к структурным, техническим и технологическим изменениям в экономике, понять необходимые объяснения и инструкции, касающиеся трудовой деятельности. В связи с этим функциональная неграмотность является одной из ключевых причин безработицы.

По абсолютной численности неграмотных (на конец XX века) лидировали страны Азии - особенно Южной и Юго-Восточной (Индия - 251 млн., Китай - 219 млн. ). Также высок уровень неграмотности в странах Африки, Ближнего и Среднего Востока.

По относительной численности неграмотных лидируют приэкваториальные страны Африки (Мали, Нигер, Буркина-Фасо), где процент неграмотных уходит за 70% и выражена разница между неграмотностью женского и мужского населения - у женщин неграмотность выше.

Разницу развитых и развивающихся стран в уровне образования подчеркивают средние сроки обучения - 10-12 лет против 4.

Некоторые другие критерии уровня образования в стране:

- Удельное количество студентов (на 100. 000 человек) - лидируют Канада, США, Норвегия, Новая Зеландия.

- Доля людей, имеющих высшее образование - США (24%)

Квалификация - наличие профессиональных качеств и навыков и уровень владения ими - ведущий компонент производительных сил. Квалификация зависит от уровня образования, уровня уже приобретенных навыков и компетенций, степени вовлеченности в производство, деловой культуры.

Вопрос №15.

«Этнический (национальный) состав населения мира, численность крупнейших народов мира»

Изучением этнического (национального) состава населения занимается наука этнология. Этносом называется сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих, как правило, единым языком, некоторыми общими особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием. Обычно считается, что этносов в мире от 4 тыс. до 5, 5 тыс. Более точную цифру назвать трудно. Существуют сотни малочисленных этносов, обитающих преимущественно в тропических лесах и в районах Севера. Многие из них насчитывают менее 1000 человек, например андаманцы в Индии, тоала в Индонезии, алакалуфы в Аргентине и Чили, юкагиры в России.

Крупнейшие народы мира, их численность:

— китайцы, их среднее число ок. 1, 4 миллиард человек

— хиндустанцы, население Индии. ок. 1, 2 миллиарда

— бенгальцы. Проживают в основном в Бангладеше, около 250 миллионов

— американцы ок. 200 миллионов

— бразильцы ок. 175 миллионов

Можно выделить пять типов государств по национальному составу населения:

1) однонациональные;

2) с резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных национальных меньшинств;

3) двунациональные;

4) с более сложным национальным составом, но относительно однородным в этническом отношении;

5) многонациональные, со сложным и разнородным в этническом отношении составом.

Первый тип государств достаточно широко представлен в мире. В зарубежной Европе около половины всех стран – практически однонациональные. Это Польша, Австрия, Ирландия, Швеция, Дания, ФРГ и т. д. В зарубежной Азии: Япония, Бангладеш, Саудовская Аравия. В Африке (Египет, Сомали, Мадагаскар).

Страны второго типа также встречаются довольно часто. В зарубежной Европе это Великобритания, Франция, Испания, страны Балтии. В зарубежной Азии – Китай, Монголия, Вьетнам, Сирия, Турция. В Африке – Алжир, Марокко. В Северной Америке – США, в Океании – Австралийский Союз и Новая Зеландия.

Третий тип стран встречается значительно реже. Примерами его могут служить Бельгия, Канада.

Страны четвертого типа, с довольно сложным, хотя этнически однородным составом чаще всего встречаются в Азии, Центральной, Восточной и Южной Африке.

Наиболее характерные страны пятого типа – Индия и Россия.

!!! Известно, что в последнее время в странах с более сложным национальным составом заметно обострились межэтнические противоречия.

Причины:

•     угнетение коренного населения

•     недооценка языковой и культурной самобытности национальных меньшинств

•     приток во многие страны десятков и сотен тысяч иностранных рабочих.

Процесс консолидации проявляется в слиянии близких по языку и культуре этносов, которые в результате превращаются в более крупную этническую общность.

Сущность ассимиляции заключается в том, что отдельные части какого-либо этноса или даже целый народ, живя в среде другого народа, в результате длительного общения усваивает его культуру, воспринимает его язык и перестает считать себя принадлежащим к прежней этнической общности. (важный фактор смешанные браки).

А под межэтнической интеграцией понимают сближение различных этносов без слияния их в единое целое.

!!! Можно добавить, что консолидация приводит к укрупнению этносов, а ассимиляция – к сокращению национальных меньшинств.

Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют более 190 народов и народностей. Согласно переписи 2010 г. русские составляют более 77 % всего населения. На втором месте по численности стоят татары, на третьем – украинцы, на четвертом – башкиры. Доля каждой из остальных наций в населении страны до 1 %.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...