Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Этнолингвистическая классификация народов, география основных систем письменности»




Вопрос №16.

«Этнолингвистическая классификация народов, география основных систем письменности»

Этнолингвистическая классификация - одна из принятых в этнологической науке классификации народов мира на основе лингвистической генеалогической классификации их языков. Первая часть термина (этно) показывает объект классификации (народы-этносы), вторая часть - признак, по которому они классифицируются (лат. lingua - «язык»).

Этнолингвистическая классификация не является, как известно, сугубо этнологической (этнографической) классификацией: она принята этнологической наукой и представляет собой вариант лингвистической генеалогической классификации языков: той лишь разницей, что систематизирует и группирует не языки мира, а этнические общности, на этих языках говорящие. Крупнейшими языковыми семьями в мире являются индоевропейская (2, 5 млрд. человек), китайско-тибетская (свыше 1 млрд. человек), алтайская, афразийская, уральская, дравидская, нигеро-кардофанская и австронезийская.

Основные системы письменности:

Пиктографическое письмо - этап развития письма - отображение содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков. Пиктографическое письмо не является средством фиксации какого-либо языка, т. е. письмом в собственном смысле. Известно с времен неолита. Было распространено у индейцев Америки, жителей Тропической Африки, аборигенов Австралии, малочисленных народов Сибири и др. вплоть до 20 в

Идеографическое письмо - принцип письма, использующий идеограммы. В значительной мере идеографический характер имели древнеегипетская, шумерская и другие старейшие системы письма. Наибольшего развития достигло в китайской иероглифике

Слоговое письмо-слоговым, или силлабически, называется такое письмо, в котором каждый графический знак обозначает слог. Графические знаки слогового письма называются силлабемами. Слоговое письмо возникло позже идеографического письма. Появление слогового письма относят ко II-І тысячелетиям до н. э., а некоторых его систем - даже к I тысячелетию н. э. Распространено в Индии, Эфиопии и в племенах коренных индейцев Америки.

Звуковое (буквенное) письмо формировалось в конце 2 – начале 1 тысячелетия до н. э. Различают два типа буквенного письма: консонантно-звуковое, при котором обозначение получают лишь согласные звуки, и вокализовано-звуковое, обозначающее и согласные, и гласные звуки. Наибольшее значение в истории письма имело консонантное письмо финикийцев (12 -10 вв. до н. э. ). Оно имело 32 знака, у каждого из которых было своё название, определённое место в системе букв. Это был первый в мире алфавит. На основе финикийского письме возникло арамейское письмо, от которого непосредственно (или через посредство других алфавитов) ведут своё происхождение почти все звуковые и некоторые слоговые системы письма Азии: еврейское, монгольское, бурятское, персидское, арабское и другие.

Вопрос №17.

«Конфессиональный состав населения мира, география мировых и национальных религий»

Основные мировые религии (тех, что нет - меньше 1%)

 

Христианство 2, 4 мрлд. 29, 81%
Ислам 1, 9 млрд. 24, 60%
Атеисты /Агностики 1, 2 млрд. 13, 91%
Индуизм 1, 15 мил. 14, 28%
Буддизм 521 мил. 6, 47%
Китайская народная религия 394 мил. 4, 89%
Этнические религии 300 мил. 3, 37%
Африканские традиционные религии 100 мил. 1, 24%

 

Одной из самых распространеных религий является христианство, которое распространено в Европе, в северной и южной Америки в южных регионах Африки и Австралии. Причиной этого стала миссионерская деятельность колонистов.

Ислам распространен в Северной Африки и на Ближнем Востоке, а также в Индонезии и Малайзии и Филиппинах.

Индуизм распространен в Индии, Непале и Бутане.

Буддизм распространен в Юго-восточной Азии, Монголии также имеются последователи в Индии

Несмотря на распространенность, мировых религии во многих странах имеются последователи местных религий и верований, в основном такая практика распространена в сельской местности в деревнях.

Вопрос №18.

«Культурные (цивилизационные) регионы мира»

«Культура» и «цивилизация» – понятия, широко употребляемые и в научно-публицистической литературе, и в обиходной жизни. В самом широком смысле под культурой понимают все то, что создано людьми в процессе физического и умственного труда (с подразделением на материальную и духовную культуру). Понятие «цивилизация» иногда считают синонимом понятия «культура», но, пожалуй, чаще в него вкладывают несколько более широкий смысл.

Такая терминологическая незавершенность не помешала тому, что в географии в качестве особого направления стала складываться география культуры, которая изучает территориальную дифференциацию культуры и отдельных ее компонентов – образа жизни и традиций населения, элементов материальной и духовной культуры, культурного наследства предшествовавших поколений. Поскольку же культура отражает не только связь времен, но и огромное современное национально-этническое разнообразие и своеобразие мира, то, вполне естественно, возникает и вопрос о подразделении мира на культурные регионы.

Американский политолог С. Хантингтон предложил выделять восемь подобных регионов: западный (христианско-католический), славянско-православный, исламский, конфуцианский, индуистский, японский, латиноамериканский и африканский – первые шесть по религиозному, а последние два по географическому признаку.

Культурно-историческое районирование, официально применяемое ООН (ЮНЕСКО), семичленное, при котором в качестве главных регионов рассматривают европейский, арабо-мусульманский, индийский, дальневосточный, тропическо-африканский, североамериканский и латиноамериканский.

Примером еще более дробного культурно-цивилизационного районирования может служить районирование, которое предложил английский историк и социолог Арнольд Тойнби. Он выдвинул теорию сменяющих друг друга локальных цивилизаций, проходящих последовательные стадии возникновения, роста, надлома и разложения.

Но самую дифференцированную сетку культурно-цивилизационного районирования предложил в начале 1990-х гг. географ Крищюнас. Он выделил 13 так называемых цивилизационных миров, подразделяющихся на 38 геоисторических районов. При этом к разряду цивилизационных миров он отнес: 1) Южную Азию; 2) Индокитай и островную Азию; 3) Восточную Азию; 4) Центральную Азию; 5) Средний Восток и Кавказ; 6) Ближний Восток и Северную Африку; 7) Переднюю Азию и Балканы; 8) Восточную Европу; 9) Западную Европу; 10) Дальний Восток Евразии; 11) Латинскую Америку; 12) Англо-Саксонскую Америку; 13) Африку к югу от Сахары.

 !!! В отечественной учебной литературе к выделению культурных регионов мира прибегают довольно редко, предпочитая обычное его членение на части света, материки, природные и экономические регионы и субрегионы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...