Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.3. – Последовательность и виды обработки информации во время выполнения упражнений.




Мы подразделяем упражнения на две основные категории:

  1. Упражнения, в которых информация обрабатывается в зависимости от игровых ситуаций.
  2. Упражнения со статусом моделей.

Под первыми мы понимаем такие, решение которых зависит от интерпретации игровой ситуации; цели и соответствующие средства не определены заранее. Таким образом, для решения проблем применяются отборные, высоко развитые механизмы контроля, адаптации, а также стратегии (см. главу 3 первой части). В материи этот вид тренировки соответствует постоянному представлению психомоторных проблемных позиций. Эти активируют способность к обработке новых или снова применяемых стратегий. К этой категории относятся различного рода тренировочные игры (с ограничением касаний по мячу, с разным количеством игроков, с выдуманными правилами), зависящие от ситуации упражнения для атаки и обороны, для проведения передач, для свободных перемещений без мяча и т. д.

В упражнениях второго вида, напротив, содержание упражнения, цели и средства их достижения известны еще перед началом их проведения. К этой категории относятся, например, упражнения с проведением перекрещивания, забеганий, многочисленных повторений одних и тех же маневров. В связи с этим, необходимо уяснить один очень важный аспект. Для этого сначала зададим следующий вопрос: «Существуют ли такие упражнения, в которых пересекаются оба вышеназванных вида упражнений? » С уверенностью отвечаем. Оба этих метода могут отлично сочетаться. Следует обратить внимание на то, что исключительно, зависящая от ситуации, постановка вопроса предполагает, что вся информация будет обрабатываться по-новому. А это нереально, потому что жизненный опыт всегда, и не в футбольной среде тоже, ссылается на заученные действия активизации обратной связи21. С другой стороны такая тренировка содержит в себе много неожиданного, что развивает способность к адаптации к различным ситуациям.

Рассмотрим, например, упражнение изучения повторного забегания, выполняемое в парах. Без сомнения, речь идет о тренировке со стереотипами. Но мы должны уточнить, что происходит постоянная адаптация к различным вариантам: например к направлению и скорости движения партнера, от которого зависит и твое положение в игровом пространстве, к передачам, которые адресованы тебе, и которые выполняешь ты, и т. д.

21Принцип трансферта в обучении.

Мы обнаружили, что упражнения модельного характера тоже содержат в себе «порцию» адаптации к ситуациям, которые зависят от продолжительности тренировки. С началом их введения адаптация связана с большими нагрузками, которые постепенно, в зависимости от механизмов обратной связи, сглаживаются. Мы понимаем так, что упражнения модельного статуса могут постоянно применяться, варьируясь различными способами, потому их тренировочная ценность уменьшается с определенным количеством повторений. Все определяется адаптирующими способностями нашей ЦНС на основе психофизических постановок целей.

В отличие от этого, очень большой тренировочной ценностью обладают упражнения, зависящие от ситуации, особенно если их применять в избытке.

 

5. 3. 1. – Простые и комбинированные упражнения.

Это различие касается числа вариантов. Простейшие упражнения содержат лишь по одному варианту выполнения. К этой категории относятся: индивидуальное жонглирование мячом, передачи в парах, дриблинг один на один и т. д.

В этих упражнениях внимание атлета, как и в упражнениях-моделях, направлено на одну тему. Речь идет о специфической тренировке определенного вида.

Комбинированные упражнения содержат в себе два или несколько вариантов выполнения. Так, например, они необходимы для тренировки выполнения забеганий втроем, когда необходимо заострять внимание на: 1. передаче; 2. на направлении своего движения; 3. на направлении движения партнеров.

Свяжем данную концепцию с каналом мощности: «Как реагирует ЦНС на простые и комбинированные упражнения? » С первыми проблем не возникает, потому что весь канал мощности направлен на что-то одно. Во втором случае, в противоположность первому, у ЦНС возникает необходимость в обработке сразу нескольких вариантов, что требует полной концентрации (поэтому предлагаем еще раз вернуться к главе 2, где речь идет о футбольной интеллигенции).

 

5. 3. 2. – Стратегии для усиления способности к внимательности и к концентрации ЦНС.

Во время тренировок создаются очень интенсивные тренировочные ситуации, что касается нагрузок при обработке информации. Но это необходимо, заставлять игроков осваивать определенные стратегии в ситуации нехватки времени. Во время игры бывают моменты, когда необходимо полностью сконцентрироваться на чем-то, а для этого нужно раскрыть все свои психологические энергетические резервы.                                                                                                                           

Но мы хотим подчеркнуть, что будут негативными последствия, если игроки вынуждены будут на протяжении всех 90 минут игры находиться в состоянии высокой концентрированности. Рано или поздно наступит фаза психического покоя, когда резко упадет способность к обработке информации и реагированию в игровых ситуациях. Если это одновременно наступит у нескольких игроков команды во время важной фазы игры, это приведет к большому числу ошибок22 со стороны игроков, которые начнут пропускать противника или не смогут забить в ворота противника «реальные» мячи. Это не вопрос своего рода «подарков» противнику. Здесь нужно говорить об ошибках, которые были допущены в тренировочном процессе!

Психомоторное поведение в моменты «отдыха ЦНС» тоже поддается тренировке. В противоположность этому, уместно планировать такие моменты, чтобы их избегать; таким способом, чтобы все компоненты команды имели представление о преимуществах стратегии концентрации.

С тактической точки зрения это очень полезно сменять быстрые фазы игры более медленными и наоборот, чтобы противник не смог уловить ритм игры нашей команды и предпринять соответствующие меры. Это представляет очень важное стратегическое преимущество: наша команда будет действовать, управляемая разумом, а противнику, наоборот, придется действовать инстинктивно.

По общему принципу необходимо во время фазы подготовки варьировать интенсивность требований, направленных на внимательность.

Если мы захотим представить графически эти требования, то они не будут соответствовать прямой линии (рис. 148 а и в), а будут иметь форму кривой угловатой линии.

22Если внимательно понаблюдать за играми, то можно уяснить, что фугитивные ошибки чаще допускаются при совершении прорывов.  

 

Рис. 148а.                                                 Рис. 148в.                                                                                                                          

В практике иногда нужно применять упражнения, для выполнения которых требуется способность к быстрому установлению высокого уровня концентрации. С другой стороны, во время тех же тренировок нужно вводить и упражнения, варианты выполнения которых позволяют ослабить психологическое напряжение игроков.

Если мы снова свяжем свои размышления с игрой, то поговорим о том, какая стратегия будет оптимальной для введения концентрационных способностей? Ответим на вопрос примером, который не вызовет симпатий у заблуждающихся любителей животных. Попытайтесь подразнить спящую кошку. Сначала животное откроет оба глаза, чтобы оценить ситуацию. Потом она опять уляжется спать. Если тронуть её во второй раз она ненадолго откроет глаза, а в третий раз, вообще, приоткроет только один глаз, но оставит его приоткрытым, чтобы следить за ситуацией, а еще начнет слушать. Если провести подобный эксперимент через несколько дней, то кошка может подумать: «О, подлый мир! » Это, конечно же, предположение. Но она уже будет знать, что её ожидает, поэтому она сконцентрируется, и будет открывать глаза еще до того, как её коснется рука человека, «беспокоящего» её.

Таким же способом внушается стратегия активного покоя игрокам, необходимая им в игре. Если, например, мяч вышел за пределы поля или на поле вышел врач, или игра в данный момент происходит далеко на другой половине поля, то можно немного расслабиться, понизить уровень нервозности.

Дополнительно к выбору подходящего момента, нужно также применять правильную стратегию, чтобы быть в состоянии предвидеть дальнейшее развитие игры. Так, например, игроки, находящиеся во время выполнения вратарем противника удара от ворот неподалеку от него, займут такую позицию, чтобы смотреть не в сторону своего вратаря, а все равно на вратаря и игроков противника. Таким же образом игрок, который должен будет ввести мяч в игру из-за боковой линии, пока идет за мячом, наблюдает за ситуацией на поле. Это дает ему возможность увидеть, кто из игроков стоит в удобном положении для приема мяча, а кто нет. Это чем-то напоминает кошку, которая спит с приоткрытым глазом. В такие моменты расслабления необходимо, все же пребывать в сознании.                                                                                                                               

Это позволяет нервной системе быстро отдохнуть от напряжения и быстро восстановить психические способности, потому что дыхательный центр все равно как-то связан с важными психическими и органическими функциями организма. Стоит только подумать о синергизмах активности сердца.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...