5.4. – Тренировочные формы.
Представляемые нами упражнения не следует рассматривать как «рецепты», которых нужно неукоснительно придерживаться. Они просто представляют рабочие примеры, которые нужно проработать, опираясь на требования. Кто занимается футболом, будь то в качестве тренера или простого любителя, всегда должен принимать во внимание планирование всех моментов, связанных с игрой, как это делает в своей работе диетолог. Последний должен с одной стороны владеть основными знаниями в области психологии человека, а с другой стороны должен знать сочетания пищевых продуктов. Поэтому диетолог должен от случая к случаю составлять индивидуальные рецепты. Было бы бессмысленно, если бы он выучил несколько хороших рецептов и всем их предлагал. То же самое касается и тренера по футболу; он должен обладать знаниями из всех областей, связанных с человеком, и в то же время знать множество тренировочных форм, помогающих развитию игроков, и, самое главное, подходящих им. Тренировочные форма, действенные как для психики, так и для тактики подразделяют на: а) Упражнения в игровой ситуации: - Действия в простейших ситуациях; - Действия в комплексных ситуациях; - Действия в условиях, приближенных к игровым. в) Упражнения-модели. С другой точки зрения упражнения делят на: а) Общие: требующие трансферта. Они являются перспективными. в) Специфические. В этой работе мы подразделяем их на: - Упражнения социализации. - Упражнения для построения игры.
- Упражнения для обороны.
5. 4. 1. – Взаимное знакомство: некоторые эффективные средства. Мы впервые находимся на поле, и группа готова начать заниматься. С чего же начать? Без сомнения ответим: «С взаимного знакомства». Эффективным способом, с которым мы часто сталкиваемся в практике, является связывание произнесения имен с тренировочными формами, показывающими умения игроков. (Это имеет очень большое значение в плане логической обработки информации; что касается этих условий, то оно может рассматриваться и в другом контексте). Направим наше внимание в этот момент на интерпретацию социальных обычаев. Ежедневно мы можем видеть, что люди, которые вместе работают, или которые увлекаются одним и тем же делом, или которые просто всегда общаются друг с другом более или менее осознанно совершают похожие жесты. Также люди, когда знакомятся, сначала подают руку, а потом представляются, т. е. называют свое имя. Таким образом, они обмениваются любезностями не только при помощи речи, а также при помощи манеры поведения, жестов и мимики (в большей или меньшей степени), желания к совместным действиям, таким как любовь, работа или просто симпатия (что в переводе с греческого означает совместные чувства). Наше имя связано с нашим аффективным прошлым и, прежде всего, с нашими родственными связями, что оно и показывает. Как же мы свяжем выше сказанное с футболом? Мы предлагаем ряд упражнений, которые выполняют функцию социальных и аффективных факторов, и обладают тремя признаками. В первую очередь нужно называть партнеров по именам. Это вызывает радость у каждого человека в коллективе, когда он слышит свое имя, и у него усиливается чувство коллективизма. Речь идет, кроме того, и о том, что такую тренировку с применением имен нужно проводить в самом начале занятия, чтобы создать обстановку доброжелательности. По этой причине такие упражнения лучше всего проводить так, чтобы игроки стояли в кругу. Игрок с мячом должен называть имя того игрока, которому он делает передачу. Причем развиваются психомоторные навыки игроков. Они могут использовать и мимику.
Третьим признаком этого ряда упражнений является отсутствие соревновательного характера, где противопоставляются сила и интеллигентность участвующих игроков В данной фазе тренировки мы не разделяем игроков на защитников и нападающих. Это является лишь следствием, и мы об этом узнали во время знакомства. Это дает первую предпосылку для дружбы членов команды, а, вследствие чего, и их совместной работы. После этого мы сможем вводить более сложные игровые и тактические соревновательные формы. Итак, попытаемся легировать специально для «фазы взаимного тестирования членов команды» создание так называемых «кланов» в коллективе команды, которые нарушают гармонию в коллективе и мешают успешному развитию команды. Из этого мы делаем вывод, что первичная цель в футбольной команде, как и в коллективе детей, подростков или взрослых – это гармония в коллективе, а не технические навыки. - Упражнение1: Сопровождать передачу мяча называнием имени. Игроки стоят в кругу. Передачу партнеру делать только после того, как назвал его имя. Запрещено делать передачи двум ближайшим игрокам (рис. 149). Рис. 149.
- Упражнение 2: Сделать передачу и выдвинуться вслед за мячом. Делать передачу партнеру только после того, как назвал его имя. После удара по мячу выдвигаться вслед за ним и занять позицию за спиной у игрока, получившего мяч. Тот игрок тоже сделает кому-то передачу и выдвинется на новую позицию. Играть в одно или два касания по мячу (рис. 150). Рис. 150.
- Упражнение 3: Сделать передачу и поменять позицию.
Назвать имя партнера по команде, которому делаешь передачу, потом назвать имя другого, и поменяться с ним местами (рис. 151). - Упражнение 4: Сделать передачу и поменяться местами с игроком из другой команды. Половина игроков в манишках одного цвета, а вторая половина в манишках другого цвета. Назвать имя игрока из команды в манишках другого цвета и сделать ему передачу, а затем поменяться с ним местами (рис. 152). Рис. 151. Рис. 152.
- Упражнение 5: Сделать передачу и поменяться местами с игроками из разных команд. Упражнение выполняется точно так же как и выше описанное, только теперь передачу нужно сделать игроку из противоположной команды, а поменяться местами с игроком из своей команды (рис. 153). - Упражнение 6: У каждого игрока мяч. Все игроки ведут свои мячи по кругу. Один из игроков находится в центре круга и называет имя партнера. Тот делает ему передачу и получает мяч обратно на ход, причем принимает его дальней от центра круга ногой (рис. 154). Рис. 153. Рис. 154.
- Упражнение 7: Передачи в круге с называнием имени. Как обычно, делается передача кому-нибудь из партнеров, сначала назвав его имя. Игрок в центре круга должен перехватить мяч. Если мяч будет перехвачен, то в центр становится игрок, чья передача была перехвачена (рис. 155). - Упражнение 8: Передача и следование за мячом. Выполняется так же, как и предыдущее упражнение, только еще нужно поменяться местами с игроком, которому сделал передачу (рис. 156). Рис. 155. Рис. 156.
- Упражнение 9: Игроки образуют два круга: один в другом (рис. 157). Игроки внешнего круга (у каждого мяч) начинают двигаться в одном направлении. Игроки внутреннего круга движется в противоположном направлении. Игроки внешнего круга называют имена игроков внутреннего круга, (кто находится в удобной для проведения передачи позиции) и делают им передачи, а те сразу же возвращают им мячи назад, причем нужно стараться делать это как можно чаще. Рис. 157.
Все это должно проводиться, по возможности, без изменений скорости и направления движения, которые поэтому должны быть постоянными. - Упражнение 10: Смена позиций в кругу между игроками 3 команд (рис. 158). Находящийся в кругу игрок в синей манишке (назовем его В) делает передачу (1) игроку R (красный), который выдвигается в центр круга. После этого игрок В выдвигается на место игрока R (2), который сделал передачу (3) игроку G, который в манишке другого цвета (желтый). Затем игрок R снова занимает позицию, которую до этого занимал игрок В (4). Таким образом, заканчивается один круг выполнения данного упражнения. Рис. 158.
Это упражнение, при проведении которого нужно называть имена партнеров, позволяет проводить одновременную оценку сразу нескольких информативных областей, что делает его комплексным. Его выполнение с ограничением касаний мяча, а именно в одно касание, требует приобретения игрового менталитета, благодаря которому данные должны обрабатываться быстро и правильно. Это требует от игроков наивысшего игрового класса, уровня тренировки и воли. Все 10 представленных упражнений обладают одинаковой характеристикой: называнием имен. Кроме того, что они представляют собой элемент социализации, они являются по двум причинам хорошими предложениями по обработке информации. В первую очередь – это предвосхищение адаптируемого видения игры. Это неотъемлемая предпосылка для достижения фантастически разумного уровня игры. По этой причине цель передачи должна всегда определяться очень четко. Во-вторых, обязательное называние имен партнеров увеличивает нагрузку на отдел обработки данных, а по этой причине повышается ценность упражнений.
5. 4. 2. – Развитие способности построения коллективной игры. - Упражнения в игровых ситуациях. Следует заметить, что если соблюдать правильную последовательность (в рамках коллективной игры) при введении упражнений, начиная с упражнений один на один, затем, вводя 2: 2, 3: 3, 4: 4 и т. д., то можно добиться успеха. Но необходимо обдумать, что игра, чтобы действительно стать коллективной, должна содержать в себе социальные и аффективные компоненты. Создание и консолидация коллектива является важным моментом. С другой стороны в тактической и психической плоскостях встает необходимость понимания основных моментов коллективной игры, основывающихся на перемещениях игроков без мяча. Строится последовательность из позиций помощи первой и второй важности. Все тренировочные формы, нацеленные на создание и развитие коллектива, определяются в определенной последовательности по важности.
Если рассмотреть описанную выше последовательность, то можно понять, что 1: 1 является упражнением индивидуальной тактики, 2: 2 уже является тактикой работы в парах, т. е. в коллективе. Соответственно, теперь понятно, к какому виду упражнений относится упражнение 3: 3. Тренировочные формы 3: 3 можно обозначить как «строительный материал для построения коллективной игры». В таком упражнении у игрока с мячом всегда есть выбор, кому сделать передачу (в ситуации 2: 2 у игрока с мячом только один вариант). Кроме того, 3: 3 требует постоянного внимания, а по этой причине является тренировочным средством для центральной нервной системы. В противоположность этому, как можно представить на первый взгляд, тренировочный эффект игр 4: 4, 5: 5, … 11: 11 является намного меньше, потому что здесь уже часто встречаются спонтанные действия в построении игры, и существует тенденция к недооценке помощи партнеров. Вследствие этого получается такой результат, когда игроки будут общаться друг с другом выборочно; сильные игроки будут действовать как индивидуально, так и сообща, а более слабые вообще, как будто не будут членами коллектива, да, собственно, никакого коллектива уже не будет. Такого никогда не произойдет в ситуации 3: 3, потому что там существует необходимость обязательного задействования всех игроков в развитии областей задач и стратегий, сковывающих действия команды противника. Построение игры будет в данной ситуации естественной потребностью.
5. 4. 2. 1. – Методы и варианты применения схемы 3: 3. - Ограничение игрового пространства. Все это зависит от поставленных целей. Мы представляем некоторые возможности применения. 1. Анализ игровой ситуации. Дети, которые еще ни разу не играли в футбол. - Постановка цели. Развитие общей игры и знакомство с элементарными правилами. - Проведение. Просто говорим детям: «Играйте 3: 3 и старайтесь сохранять мяч как можно дольше в отведенном для игры пространстве». После того, как мяч несколько раз выйдет за пределы поля, мы соберем всех игроков и выставим им требование, что мяч ни в коем случае не должен покидать данного ограниченного поля. Мяч будем вводить в игру при помощи вбрасывания. Таким образом, игроки начинают запоминать основные правила. 2. Анализ игровой ситуации: игроки (взрослые) в начале подготовки. - Постановка цели. Развитие глобального видения игры. Мы должны будем способствовать развитию игры в любом направлении. - Проведение. Играют 3: 3 в квадратном поле, стараясь как можно дольше удержать мяч. 3. Анализ игровой ситуации. Команда играет плотно, все игроки в одной «куче». - Постановка цели: Понимание перемещений по полю, касающихся игрока с мячом и игровой ситуации. - Проведение. Играют 3: 3 на ограниченной площадке, затем площадка становится большой квадратной. В первом случае вы ограничены в пространстве, поэтому должны стараться использовать его максимально выгодно. Во втором случае игрокам кажется, что на поле стало очень много места; теперь игроки будут уже действовать без команд тренера, т. е. игра становится открытой. 4. Анализ игровой ситуации. Команда играет плотно, но игроки стоят далеко друг от друга. - Постановка цели. Постараться достичь того, чтобы команда была «короткой», но чтобы играла широко. - Проведение. Играют 3: 3 на длинном, но узком поле с двумя маленькими воротами, причем будут видны все ошибки и слабые места (рис. 159). Рис. 159.
Предположим, что нам необходимо (в том же упражнении) играть на коротком, но широком поле, тоже с 2 маленькими воротами (рис. 160). Так мы будем располагать лучшей ориентировкой на площадке. 5. Анализ игровой ситуации. Команда строит игру, но не забивает голы. - Постановка цели. Осознание риска, возникающего в штрафной площадке противника: смелый, обдуманный и своевременный прием ответственности. - Проведение. Играют 3: 3 + вратарь у той команды, которая играет со стандартными воротами. Вторая команда без вратаря, но с маленькими воротами. Площадка небольшая. Атакующая команда должна сделать от 2 до 5 касаний мяча, чтобы забить гол (рис. 161). 6. Анализ ситуации. Устранить разграничение между звеньями защиты и полузащиты команды. - Постановка цели. Попытаться улучшить взаимодействие звеньев защиты и полузащиты. - Проведение. Играют 3: 3 на маленьком квадратном поле. В каждой команде играют вместе защитники и полузащитники. 7. Анализ игровой ситуации. В команде не хватает, в совокупности, взаимодействия нападения и полузащиты. - Постановка цели. Попытаться улучшить взаимодействие этих звеньев команды. - Проведение. Играют 3: 3 с воротами, попеременно, то на узком, то на широком поле. Что касается ограничения игровой площадки, то мы принимаем во внимание следующие факты. Что касается игры на узкой площадке, то она помогает нападающим учиться выдвигаться далеко вперед в зону противника. Защитники лучше учатся играть на широком и коротком поле. Полузащитникам лучше всего учиться на квадратном поле. Играя 3: 3 тренируются методы игры с ограничением количества касаний мяча (1, 2 или 3), а также игра с называнием имени партнера, которому делается передача. Анализ проведения этих упражнений мы пока отложим. Рис. 160. Рис. 161.
Предлагаем еще несколько вариантов игры 3: 3. 1. 3: 3 с помощниками (рис. 162). Две команды по 3 игрока. На каждой стороне поля еще по одному игроку (игроки А, В, С и D). Они могут двигаться только каждый по своей стороне поля. Команда, владеющая мячом, может использовать этих игроков в качестве партнеров для проведения передач. Это упражнение представляет собой простейшую форму построения игры. Рис. 162.
2. 3: 3 на двух полях (рис. 163). Команды играют на поле А. По сигналу тренера Z они должны как можно быстрее переместиться на поле В и там продолжить игру. Эта тренировочная форма очень полезна, так как в ней тренируется быстрая смена игровой ситуации, предполагающая постоянное адаптирование к новым ситуациям. Можно также рассматривать это как предпосылку для построения контратаки. Перемещение с одного поля на другое должно происходить по сигналу тренера, причем это должен быть не звуковой сигнал, а какой-то жест, чтобы игроки учились видеть происходящее вокруг них. Рис. 163.
3. 3: 3 с «джокером» (рис. 164). Джокер (J) – это игрок, который всегда играет на стороне команды, владеющей мячом. Это еще один пример упрощенной тренировочной формы. 4. 3: 3: 3 в манишках разного цвета (рис. 165). Две команды, например, желтые и синие, пытаются отобрать мяч у третьей команды (красные). Если последние потеряют мяч, то им нужно будет попытаться отобрать его у этих двух команд. При таком преимуществе обязательно необходимо ограничить число касаний мяча для этих двух команд. Рис. 164. Рис. 165.
5. 4. 2. 2. – Упражнения с соотношением игроков 3: 1 и 3: 2. Такое соотношение игроков в командах представляет ситуации с численным преимуществом. Введение их необходимо, чтобы некоторые индивидуумы в команде могли показать свои способности в построении игры. Этот образец очень полезен тогда, когда атлеты находятся под давлением противника, и им необходим «активный психологический отдых». 1. 3: 1 попытка удержать мяч на квадратном поле. Используется ограничение числа касаний по мячу и построение комбинаций втроем. 2. 3: 1 со свободным перемещением по линиям поля (рис. 166). Защитник Z проводит контролируемое оборонительное действие; это значит, что он должен не агрессивно обороняться, думая только о завладении мячом, но и дать возможность троим игрокам выполнять свои задачи в упражнении. Рис. 166.
3 игрока А, В и С, занимающихся построением игры, должны передвигаться вдоль линий поля с наиболее возможным опережением защищающегося игрока. У игрока с мячом всегда есть два варианта, кому сделать передачу. Для того, чтобы этого достичь, нужно сделать так, чтобы игрок с мячом всегда находился между своими партнерами, находящимися в позициях помощи. Здесь речь идет о действительно простом упражнении, которое одновременно оказывает аналитическое воздействие на понимание игры, времени и перемещений. 3. 3: 1 на одних маленьких воротах (рис. 167). Три нападающих игрока пытаются забить гол в маленькие (около 1м. ) ворота с любой стороны. Один защитник Z пытается им помешать, но он должен находиться не ближе 2м. к воротам, как показано на рисунке. Здесь включается вся игровая фантазия, для того, чтобы достичь цели данного упражнения. 4. 3: 2 на 2 маленьких ворот (рис. 168). Рис. 167. Рис. 168.
5. 3: 2 на одних маленьких воротах в центре поля (рис. 169). Команда из 3 игроков должна забивать гол противнику с одной стороны ворот, а команда из 2 игроков с противоположной стороны ворот. 6. 3: 2 с 10 игроками, разделенными на две команды (рис. 170). Необходимо разделить поле на две половинки. На каждой из них должны находиться 3 нападающих и 2 защитника, которые не имеют права покидать свою половину поля. Речь идет об игре 5: 5, а 3: 2 получается в каждой половине поля. Рис. 170. Рис. 169.
Все упражнения с численным преимуществом атакующих преследуют одну очень важную психологическую цель (независимо от того, играют на маленьких или на больших воротах), которой часто пренебрегают. Игроки учатся ответственности за развитие игры. Они стараются осознать и преодолеть чувство риска. В противоположность всеобщему мнению здесь речь идет о способности, которая помогает игрокам «созреть».
5. 4. 2. 3. – Тренировочные формы вида 2: 2. Игровые формы для игры в парах не являются упражнениями коллективного характера (нужно хотя бы 3 участников команды). Всегда понятно, кому будет делаться передача, а защитникам не представляет особого труда её перехватить. Главной ценностью данного упражнения является осознание игроком, стоящим в позиции помощи, того факта, что, если он хочет, чтобы партнер сделал ему точную передачу, он должен в нужный момент времени так поменять скорость и направление своего движения, чтобы открыться и не дать противнику перехватить эту передачу. Действительно то, что упражнения 2: 2 требуют очень интенсивной физической отдачи, поэтому их можно вводить в занятия по атлетической подготовке игроков. Схема 2: 2 может применяться как разновидность «интервальной» тренировки в игровых ситуациях. В такой тренировочной форме ограничение числа касаний мяча не имеет особого смысла. Если принять во внимание предыдущий ряд упражнений, то можно подобрать тренировочные модели, подходящие под схему 2: 2. Мы предлагаем лишь следующее упражнение: - 2: 2 + 2: 2. Оно служит цели, инстинктивного содействия в проведении блокирования (рис. 171). На отмеченной площадке играют одновременно 4 пары игроков: красные против синих, желтые против зеленых. Каждая пара защищает одни ворота и атакует другие. Таким образом, повышается вариативность игры, потому что большое количество игроков, действующих на поле, будет создавать препятствия для игроков с мячом. Данная ситуация требует проработки до тех пор, пока не удастся хорошо строить игру, обходя все препятствия, возникающие на пути. Рис. 171.
5. 4. 2. 4. – Тренировочные формы вида 2: 1. При введении схемы 2: 1 во всех её вариантах, опираются, как правило, на основополагающую тактическую концепцию: связь дриблинга и передач, как описано в главе 4. 1. 2: 1 с целью сохранить мяч. Здесь речь идет об упражнении, которое, из-за высокой физической нагрузки, следует вводить обдуманно. Рис. 172. 2. 2: 1 на 1 ворота (рис. 172). Нападающие игроки могут забивать голы с обеих сторон ворот.
184 3. 2: 1 с 3 парами игроков (рис. 173). На прямоугольной площадке устанавливаются 2 ворот. Игроки первой пары А и В – нападающие, один игрок второй пары вратарь С, а другой защитник D. Игроки Е и F – защитник и вратарь у вторых ворот. Цель нападающих атаковать ворота, проводя по одному удару по одним воротам. Через некоторое время группы игроков меняются местами. Целью этой тренировочной формы является дать возможность нападающим проводить атаки ворот, обыгрывая защиту. 4. 2: 1 + вратарь. Вратарь Р защищает ворота стандартного размера. В штрафной площадке отмечена квадратная зона (как показано на рисунке 174). Оба нападающих (Аи В) должны войти в эту зону, прежде чем они обыграют защитника Z и нанесут удар по воротам. Выполнение этого упражнения требует решительности и хорошего чувства времени – двух качеств, которые просто необходимы в построении игры, особенно у ворот противника. Кроме того, речь идет о тренировочной форме, которая годится для немедленной критики со стороны тренера, т. е. предоставляется возможность для обратной связи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|