Белорусский национальный технический университет
Кафедра «Детали машин, ПТМ и М» Лабораторная работа № 1
ИСПЫТАНИЕ БОЛТОВОГО СОЕДИНЕНИЯ,
Цель работы: 1. Теоретическое и экспериментальное определение 2. Построение графиков зависимости по теоретическим и экспериментальным данным.
Работу выполнил: Ф.И.О. группа Работу принял:
Минск ____ Схема нагружения соединения
Таблица 1.2
Результаты расчета силы Fr по формуле (1.3)
Таблица 1.3
Результаты расчета силы Fr
Таблица 1.4
Исходные данные для теоретического определения силы
Окончание табл. 1.4
График зависимости Fr
Т зав Контрольные вопросы
1. Почему для крепежных изделий (болтов, винтов) применяются резьбы с треугольным профилем? 2. Как производится расчет болтов, нагруженных силой затяжки и крутящим моментом затяжки? 3. Как выражается условие нераскрытия стыка соединения, нагруженного поперечными силами (болты поставлены с зазором)? 4. Какова зависимость между осевой силой на винте и силой, момент которой скручивает винт? 5. Каково условие самоторможения винтовых пар?
Лабораторная работа № 2
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТОВ ТРЕНИЯ В РЕЗЬБЕ
Цель работы 1. Определение коэффициента трения в резьбе f p. 2. Построение графика зависимости f pот среднего давления на витках резьбы Pр . 3. Определение коэффициента трения на торце гайки f т. 4. Построение графика зависимости f тот удельного давления на торце гайки P т . 5. Установление зависимости .
Основные правила по технике безопасности
1. Торсионный динамометрический ключ вращать плавно, без перекосов, остановок и рывков. 2. Наибольшая сила для динамометрической пружины не должна превышать 4∙104 Н; наибольший момент на торсионном динамометрическом ключе не должен превышать 78,4∙108 Н∙мм; наибольшее суммарное усилие на двух рукоятках торсионного динамометрического ключа не должно превышать 320 Н.
Общие сведения
Момент завинчивания гайки T зав преодолевает момент сил трения в резьбе Т ри на торце гайки Т т :
.
В развернутом виде уравнение имеет вид
где F зат – сила затяжки, Н(см. рис. 1.1 лабораторной работы № 1); D ср – средний диаметр опорной кольцевой площадки, мм; f т – коэффициент трения на торце гайки; d 2 – средний диаметр резьбы; β – угол подъема винтовой линии градус; φ1 – приведенный угол трения в резьбе, градус. В приспособлении для нагружения болтов под гайкой установлен упорный шарикоподшипник, момент трения в котором незначительный, поэтому T зав ≈ Т р. В таком случае возникающее в результате затяжки болта осевое усилие F зави момент Т рсвязаны уравнением
. (2.1)
Здесь где p − шаг резьбы, мм. Из уравнения (2.1) определяем приведенный угол трения в резьбе:
. (2.2)
Приведенный коэффициент трения в резьбе
. (2.3)
Приведенный коэффициент трения и действительный коэффициент трения в резьбе связаны зависимостью
.
Угол профиля метрической резьбы . Поэтому коэффициент трения в резьбе
. (2.4)
При испытании со специальной втулкой упорный шарикоподшипник в приспособлении не работает. Момент трения на торце гайки определяется как разность момента завинчивания и момента сил трения в резьбе:
. (2.5) Известно, что
отсюда коэффициент трения на торце гайки
. (2.6)
Средний диаметр опорной кольцевой площадки
где D 1 – наружный диаметр опорного торца гайки, равный размеру зева ключа, мм; d 0 – внутренний диаметр опорной поверхности, равный отверстию под болт или диаметру отверстия в шайбе, мм. Допускаемая сила затяжки болта определяется по уравнению
(2.7)
где d 3 – внутренний диаметр болта по дну впадины, мм; [σр]– допускаемое напряжение на растяжение, МПа; 1,3 – коэффициент, учитывающий скручивание тела болта. Для болта, изготовленного из стали Ст 3, принимаем σт= 220 МПа и коэффициент безопасности n = 2, тогда
МПа.
Среднее давление на витках резьбы
(2.8)
где z – число витков резьбы по высоте гайки; H – высота гайки. Давление на торце гайки
. (2.9)
Описание установки Установка состоит из приспособления для нагружения болтов (рис. 2.1) и торсионного динамометрического ключа.
Рис. 2.1. Приспособление для нагружения болтов: 1 – болт испытуемый; 2 – гайка; 3 – втулка сменная; 4 – шарикоподшипник упорный; 5 – динамометрическая пружина; 6 – сухарь стопорный; 7 – шайба сферическая; 8 – индикатор
Испытуемый болт 1 устанавливается в приспособление для нагружения болтов (см. рис. 2.1). Затяжка гайки 2 испытуемого болта производится торсионным динамометрическим ключом. Крутящий момент измеряется индикатором. В корпусе приспособления помещена динамометрическая пружина 5, позволяющая определить силу на болте по его деформации. Усилие затяжки болта 1 передается
При определении коэффициента трения в резьбе гайка 2 опирается через втулку 3 и упорный шарикоподшипник 4 на динамометрическую пружину. Таким образом трение на торце гайки исключается. При определении коэффициента трения на торце гайки втулка 3 заменяется другой специальной втулкой. В этом случае упорный шарикоподшипник не работает.
Порядок выполнения работы
1. Выбрать исследуемый болт. 2. Измерить наружный диаметр болта d, шаг резьбы p, высоту гайки H, наружный диаметр опорной поверхности гайки D 1, диаметр отверстия под болт d 0. Результаты занести в табл. 2.1 отчета. 3. Внутренний диаметр резьбы d 1, средний диаметр d 2и внутренний диаметр болта по дну впадины d 3принять по табл. 1.1 лабораторной работы № 1. 4. Вычислить допустимую силу затяжки болта [ F зат]по формуле (2.7). 5. Вычислить значения этой силы:
; ;
и записать их в табл. 2.2 и 2.3 отчета. 6. Задать предварительный натяг индикатора в 1,5...2 оборота и установить его большую стрелку на нулевое деление. 7. Установить болт в прибор, завернуть гайку от руки до устранения осевого люфта, что контролируется по стрелке индикатора 8 (см. рис. 2.1) на установке.
Примечание. В результате тарировки динамометрической пружины и торсионного динамометрического ключа установлены следующие тарировочные коэффициенты:
для динамометрической пружины;
для динамометрического ключа. Таким образом, сила затяжки , Н, и момент на динамометрическом ключе , Н·мм. Здесь n 1 и n 2 – соответственно числа делений индикаторов 8 (см. рис. 2.1) и динамометрического ключа.
8. Определить число делений n 1индикатора 8 (см. рис. 2.1) по значениям силы затяжки и тарировочному коэффициенту μ1. Результаты записать в табл. 2.2 отчета.
9. Затянуть болт динамометрическим ключом последовательно до четырех значений силы затяжки. Записать числа делений индикатора торсионного ключа в табл. 2.2 отчета. 10. Определить величину . Результаты записать в табл. 2.2 отчета. 11. По полученным данным построить график зависимости силы затяжки F затот момента завинчивания T зав. 12. По формуле (2.3) для каждого значения силы затяжки и момента завинчивания вычислить приведенный угол трения в резьбе φ1 и записать в табл. 2.2 отчета. 13. Вычислить приведенный коэффициент трения f 1по формуле (2.3) и коэффициент трения в резьбе f pпо формуле (2.4). Результаты записать в табл. 2.2 отчета. 14. Вычислить среднее значение давления p рна витках резьбы по уравнению (2.8) и записать в табл. 2.2 отчета. 15. По полученным данным построить график зависимости коэффициента трения в резьбе f pот удельного давления p р. 16. При испытании со специальной втулкой вычислить момент трения на торце гайки по уравнению
.
Значения Т рполучены в предыдущем опыте. 17. По формуле (2.6) вычислить значения коэффициента трения f тна торце гайки и записать в табл. 2.3 отчета. 18. По формуле (2.9) вычислить давление на торце гайки p т. Результаты занести в табл. 2.3 отчета. 19. Построить график зависимости коэффициента трения на торце гайки от давления . Образец оформления отчета
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|