Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Белорусский национальный технический университет




 


Кафедра «Детали машин, ПТМ и М»

Лабораторная работа № 2

 

 

Определение коэффициента трения,
в резьбе и на торце гайки

 

 

Цель работы: 1. Определение коэффициента трения в резьбе.

2. Построение графика зависимости f pот удельного давления на витках резьбы P р.

3. Определение коэффициента трения на торце гайки f т.

4. Построение графика зависимости f тот удельного давления на торце гайки P т.

5. Определение влияния смазки на числовые значения коэффициентов трения в резьбе f p и на торце гайки f т.

6. Установление зависимости .

 

 

Работу выполнил: Ф.И.О.

группа

Работу принял:

 

 

Минск ____

Таблица 2.1

 

Характеристика испытуемого болта

 

Наружный диаметр резьбы болта, мм d
Шаг резьбы, мм p
Внутренний диаметр резьбы болта, мм d 1
Средний диаметр резьбы болта, мм d 2
Внутренний диаметр резьбы болта по дну впадины, мм d 3
Угол подъема винтовой линии резьбы, градус β
Высота гайки, мм H
Наружный диаметр опорного торца гайки, мм D 1
Диаметр отверстия под болт, мм d 0
Допускаемая сила затяжки болта, Н [ F зат]

 

Таблица 2.2

 

Испытание затяжки болта без трения на торце гайки

(с шарикоподшипником)

 

Параметры Опытные данные
0,25 [ F зат] 0,5 [ F зат] 0,75 [ F зат] [ F зат]
Сила затяжки F зат, Н        
Число делений n 1 индикатора динамометрической пружины        
Число делений n 2индикато­ра динамомет­рического ключа        
Момент на динамометрическом ключе (момент в резьбе)        
Приведенный угол трения φ1 в резьбе по формуле (2.2)        
Приведенный коэффициент трения f 1в резьбе по формуле (2.3)        
Коэффициент трения в резь­бе f pпо формуле (2.4)        
Среднее значение p pна витках резьбы по формуле (2.8)        

Таблица 2.3

 

Испытание затяжки болта c трением на торце гайки

(с применением специальной втулки)

 

Параметры Опытные данные
0,25 [ F зат] 0,5 [ F зат] 0,75 [ F зат] [ F зат]
Сила затяжки F зат, Н        
Число делений n 1 индикатора динамометрической пружины        
Число делений n 2индикато­ра динамомет­рического ключа        
Момент на динамометрическом ключе (момент в резьбе)        
Момент трения в резьбе Т р по формуле (2.1), Н∙м        
Момент трения на торце гайки Т т по формуле (2.5), Н∙м        
Коэффициент трения на торце гайки по формуле (2.6)        
Среднее давление на торце гайки по формуле (2.9), МПа        

 

График зависимости силы затяжки от момента на ключе

 

F зат, Н

 

 

Т зав, Н·мм

График зависимости коэффициентов трения от удельного давления

 

f p

(f т )

р р, МПа (р т, МПа)

 

Контрольные вопросы

1. Какова зависимость между осевой силой на болте и момен­том завинчивания?

2. Почему для крепежных деталей применяются резьбы с тре­угольным профилем?

3. Как смазка влияет на коэффициент трения в резьбе и на торце гайки?

4. Каково среднее значение коэффициента трения в резьбе?

5. Каково среднее значение коэффициента трения на торце гайки?

 


Лабораторная работа № 3

 

УПРУГОЕ СКОЛЬЖЕНИЕ ВО ФРИКЦИОННОЙ ПЕРЕДАЧЕ

 

Цель работы

1. Исследование кинематики лобовой фрикционной передачи.

2. Построение графика зависимости .

 

Основные правила по технике безопасности

1. Включение установки производить с разрешения преподавателя.

2. Прибор должен подключаться к выпрямителю, а выпрямитель – к сети.

3. После окончания работы установку отключить.

 

Общие сведения

В любой фрикционной передаче неизбежно упругое скольжение роликов. В результате скольжения происходит отставание ведомого ролика от ведущего. Это отставание зависит от упругих свойств материалов роликов и величины передаваемой нагрузки, причем с увеличением нагрузки и уменьшением модулей упру­гости материалов роликов отставание, а следовательно, упругое скольжение растут, и при некотором значении нагрузки имеет место полное скольжение, называемое буксованием. В результате упругого скольжения изменяется передаточное отношение передачи, происходит нагревание и износ роликов, понижается КПД передачи.

Величина упругого скольжения при заданной передаваемой нагрузке оценивается коэффициентом упругого скольжения, определяемым по уравнению

 

, (3.1)

 

где V 1и V 2 − линейные скорости диска 1 и ролика 2 (рис. 3.1);

R 1 расстояние точек касания ролика до оси диска;

R 2 = 27,5 мм – радиус ролика;

n 1 и n 2 частоты вращения соответственно диска и ролика.

R 2 = 27,5 мм
R 1min = 5 мм
R 1max = 75 мм

 

Рис. 3.1. Схема лобового фрикционного вариатора

 

Передаточное отношение передачи с учетом упругого скольжения

 

.

 

Описание установки

Опыт выполняется на установке ДП1АТО (рис. 3.2).

Установка состоит из балансирного электродвигателя 4,червячной передачи 8, лобового вариатора, состоящего из диска 7 и ролика 10, нагрузочного устройства 5 (тормоз). Управление установкой расположено на панели 13 и состоит:

а) из счетчика импульсов 17 для определения частоты вращения электродвигателя;

б) счетчика импульсов 19 для определения частоты вращения ролика 10;

в) сигнальной лампочки для контроля подключения прибора в сеть;

д) тумблера 15 включения электродвигателя;

е) ручки 16 для регулировки частоты вращения электродвигателя;

ж) тумблера 21 включения нагрузочного устройства 5;

к) ручки 22 для регулировки нагрузки на ведомом валике 11.

 

Рис. 3.2. Установка ДП1АТО с выпрямителем:

1 – основание; 2, 3, 9 – индикаторы; 4 – электродвигатель; 5 – тормоз порошковый; 6 – рамка качающаяся; 7 – диск вариатора; 8 – редуктор червячный (U = 10);
10 – ролик вариатора; 11 – ведомый валик; 12 – маховичок; 13 – панель управления; 14 – тумблер включения сети; 15 – тумблер включения электродвигателя;
16 – ручка регулирования скорости вращения электродвигателя;
17, 19 – счетчики импульсов электродвигателя и ролика; 18 – тумблер включения счетчиков; 20 – винт подъемный; 21 – тумблер включения нагрузочного устройства; 22 – ручка регулирования нагрузки

 

При включении тумблера 18 одновременно начинают работать оба счетчика.

В комплект установки входят три сменных диска 7, имеющих ра­бочие поверхности из стали, текстолита и резины.

На ведущем валике червячной передачи 8 закреплен одноимпульсный датчик, а на качающейся рамке 6 – трехимпульсный датчик, предназначенные для определения частот вращения электродвигателя 4 и ролика 10.

При передаточном числе червяч­ной передачи частота вращения диска 7

,

 

где n дв– частота вращения электродвигателя;

z дв число импульсов датчика частоты вращения электродвигателя, отсчитываемое по счетчику 19.

Частота вращения ролика определяется отношением

 

 

где z p число импульсов датчика частоты вращения ролика, отсчитываемое по счетчику 17.

z pи z дврекомендуется определять за время, равное одной минуте.

Измерение моментов T 1 на валике электродвигателя, T 2 на валике ролика и силы Р прижима ролика и диска (см. рис. 3.1 и 3.2) производится с помощью индикаторов 2, 3 и 9 посредством плоских, предварительно протарированных пружин.

Прижим ролика 10 к диску 7 осуществляется подъемным винтом 20 и пружиной, закрепленной в качающейся рамке 6.

Для радиального перемещения ролика по диску с целью получения разных частот вращения ролика служат ведомый валик 11 и маховичок 12 (см. рис. 3.2).

 

Порядок выполнения работы

1. Установить ведущий диск.

2. Установить ролик 10 с помощью маховичка 12 и шкалы так, чтобы передаточное отношение фрикционной передачи было i = 1 (R 1= 27,5 мм) (см. рис. 3.1).

3. Прижать ролик 10 к диску 7 с помощью гайки 20 подъемного винта. Силу прижатия принять равной 50 Н (50 делений индикатора).

4. Повернуть ручку 16 в крайнее левое положение, что соответствует номинальной частоте вращения двигателя n дв = 1000 мин–1 при T2 = 0 (холостой ход).

Крайнее левое положение ручки сохранять в течение всего опыта.

5. Повернуть ручку 22 в крайнее левое положение, что соответствует моменту на валике ролика Т 2= 0.

6. Тумблером 14 включить прибор в сеть.

7. Тумблером 15 включить электродвигатель.

8. Тумблером 21 включить нагрузочное устройство.

9. Прогреть нагрузочное устройство 5 в течение пяти минут, плавно увеличивая момент поворотом ручки 22. После прогрева ручку 22 возвратить в крайнее левое положение (Т 2 = 0).

10. Настроить индикаторы 2 и 3 на нулевую отметку шкалы при работающем двигателе.

11. Нажатием кнопок установить нулевые показания счетчи­ков импульсов 17 и 19.

12. При моменте Т 2= 0 включить счетчики 17 и 19 на одну минуту.

Показания счетчиков заносятся в табл. 3.1 отчета.

13. Повторить действия, указанные в пунктах 11 и 12, но для моментов Т 2= 100, 200, 300, 400, 500 Н∙мм. Для определения величин моментов Т 2по показаниям индикатора воспользуемся тарировочным графиком (рис. 3.3).

14. По данным табл. 3.1 отчета и формуле (3.1) определить ко­эффициенты упругого скольжения ε.

15. Построить график

Число делений индикатора


Т 2, Н·мм

 

Рис. 3.3. Тарировочный график

Образец оформления отчета

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...