Белорусский национальный технический университет
Кафедра «Детали машин, ПТМ и М» Лабораторная работа № 2
Определение коэффициента трения,
Цель работы: 1. Определение коэффициента трения в резьбе. 2. Построение графика зависимости f pот удельного давления на витках резьбы P р. 3. Определение коэффициента трения на торце гайки f т. 4. Построение графика зависимости f тот удельного давления на торце гайки P т. 5. Определение влияния смазки на числовые значения коэффициентов трения в резьбе f p и на торце гайки f т. 6. Установление зависимости .
Работу выполнил: Ф.И.О. группа Работу принял:
Минск ____ Таблица 2.1
Характеристика испытуемого болта
Таблица 2.2
Испытание затяжки болта без трения на торце гайки (с шарикоподшипником)
Таблица 2.3
Испытание затяжки болта c трением на торце гайки (с применением специальной втулки)
График зависимости силы затяжки от момента на ключе
F зат, Н
Т зав, Н·мм График зависимости коэффициентов трения от удельного давления
f p (f т ) р р, МПа (р т, МПа)
Контрольные вопросы 1. Какова зависимость между осевой силой на болте и моментом завинчивания? 2. Почему для крепежных деталей применяются резьбы с треугольным профилем? 3. Как смазка влияет на коэффициент трения в резьбе и на торце гайки? 4. Каково среднее значение коэффициента трения в резьбе? 5. Каково среднее значение коэффициента трения на торце гайки?
Лабораторная работа № 3
УПРУГОЕ СКОЛЬЖЕНИЕ ВО ФРИКЦИОННОЙ ПЕРЕДАЧЕ
Цель работы 1. Исследование кинематики лобовой фрикционной передачи. 2. Построение графика зависимости .
Основные правила по технике безопасности 1. Включение установки производить с разрешения преподавателя. 2. Прибор должен подключаться к выпрямителю, а выпрямитель – к сети.
3. После окончания работы установку отключить.
Общие сведения В любой фрикционной передаче неизбежно упругое скольжение роликов. В результате скольжения происходит отставание ведомого ролика от ведущего. Это отставание зависит от упругих свойств материалов роликов и величины передаваемой нагрузки, причем с увеличением нагрузки и уменьшением модулей упругости материалов роликов отставание, а следовательно, упругое скольжение растут, и при некотором значении нагрузки имеет место полное скольжение, называемое буксованием. В результате упругого скольжения изменяется передаточное отношение передачи, происходит нагревание и износ роликов, понижается КПД передачи. Величина упругого скольжения при заданной передаваемой нагрузке оценивается коэффициентом упругого скольжения, определяемым по уравнению
, (3.1)
где V 1и V 2 − линейные скорости диска 1 и ролика 2 (рис. 3.1); R 1 – расстояние точек касания ролика до оси диска; R 2 = 27,5 мм – радиус ролика; n 1 и n 2 – частоты вращения соответственно диска и ролика.
Рис. 3.1. Схема лобового фрикционного вариатора
Передаточное отношение передачи с учетом упругого скольжения
.
Описание установки Опыт выполняется на установке ДП1АТО (рис. 3.2). Установка состоит из балансирного электродвигателя 4,червячной передачи 8, лобового вариатора, состоящего из диска 7 и ролика 10, нагрузочного устройства 5 (тормоз). Управление установкой расположено на панели 13 и состоит: а) из счетчика импульсов 17 для определения частоты вращения электродвигателя; б) счетчика импульсов 19 для определения частоты вращения ролика 10; в) сигнальной лампочки для контроля подключения прибора в сеть; д) тумблера 15 включения электродвигателя; е) ручки 16 для регулировки частоты вращения электродвигателя; ж) тумблера 21 включения нагрузочного устройства 5; к) ручки 22 для регулировки нагрузки на ведомом валике 11.
Рис. 3.2. Установка ДП1АТО с выпрямителем: 1 – основание; 2, 3, 9 – индикаторы; 4 – электродвигатель; 5 – тормоз порошковый; 6 – рамка качающаяся; 7 – диск вариатора; 8 – редуктор червячный (U = 10);
При включении тумблера 18 одновременно начинают работать оба счетчика. В комплект установки входят три сменных диска 7, имеющих рабочие поверхности из стали, текстолита и резины. На ведущем валике червячной передачи 8 закреплен одноимпульсный датчик, а на качающейся рамке 6 – трехимпульсный датчик, предназначенные для определения частот вращения электродвигателя 4 и ролика 10. При передаточном числе червячной передачи частота вращения диска 7 ,
где n дв– частота вращения электродвигателя; z дв – число импульсов датчика частоты вращения электродвигателя, отсчитываемое по счетчику 19. Частота вращения ролика определяется отношением
где z p – число импульсов датчика частоты вращения ролика, отсчитываемое по счетчику 17. z pи z дврекомендуется определять за время, равное одной минуте. Измерение моментов T 1 на валике электродвигателя, T 2 на валике ролика и силы Р прижима ролика и диска (см. рис. 3.1 и 3.2) производится с помощью индикаторов 2, 3 и 9 посредством плоских, предварительно протарированных пружин. Прижим ролика 10 к диску 7 осуществляется подъемным винтом 20 и пружиной, закрепленной в качающейся рамке 6. Для радиального перемещения ролика по диску с целью получения разных частот вращения ролика служат ведомый валик 11 и маховичок 12 (см. рис. 3.2).
Порядок выполнения работы 1. Установить ведущий диск. 2. Установить ролик 10 с помощью маховичка 12 и шкалы так, чтобы передаточное отношение фрикционной передачи было i = 1 (R 1= 27,5 мм) (см. рис. 3.1). 3. Прижать ролик 10 к диску 7 с помощью гайки 20 подъемного винта. Силу прижатия принять равной 50 Н (50 делений индикатора).
4. Повернуть ручку 16 в крайнее левое положение, что соответствует номинальной частоте вращения двигателя n дв = 1000 мин–1 при T2 = 0 (холостой ход). Крайнее левое положение ручки сохранять в течение всего опыта. 5. Повернуть ручку 22 в крайнее левое положение, что соответствует моменту на валике ролика Т 2= 0. 6. Тумблером 14 включить прибор в сеть. 7. Тумблером 15 включить электродвигатель. 8. Тумблером 21 включить нагрузочное устройство. 9. Прогреть нагрузочное устройство 5 в течение пяти минут, плавно увеличивая момент поворотом ручки 22. После прогрева ручку 22 возвратить в крайнее левое положение (Т 2 = 0). 10. Настроить индикаторы 2 и 3 на нулевую отметку шкалы при работающем двигателе. 11. Нажатием кнопок установить нулевые показания счетчиков импульсов 17 и 19. 12. При моменте Т 2= 0 включить счетчики 17 и 19 на одну минуту. Показания счетчиков заносятся в табл. 3.1 отчета. 13. Повторить действия, указанные в пунктах 11 и 12, но для моментов Т 2= 100, 200, 300, 400, 500 Н∙мм. Для определения величин моментов Т 2по показаниям индикатора воспользуемся тарировочным графиком (рис. 3.3). 14. По данным табл. 3.1 отчета и формуле (3.1) определить коэффициенты упругого скольжения ε. 15. Построить график
Рис. 3.3. Тарировочный график Образец оформления отчета
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|