Конструкция и описание редуктора
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Расположение червяка в передаче может быть верхним, нижним и боковым. В изучаемом редукторе червяк расположен внизу, что допустимо при окружной скорости 4…5 м/с. В этом случае предельно допустимый уровень масла должен проходить по центрам тел нижних качения подшипников. Если при этом червяк погружается в масло менее чем на 2,5 m, где m – модуль червяка, то для подачи масла в зацепление применяются разбрызгиватели. Венец червячного колеса 9 чаще всего выполняется из бронз различных марок, а центр колеса – из стали или чугуна. В опорах вала червяка и червячного колеса установлены подшипники с коническими роликами. Внутренние кольца подшипников посажены на валы с натягом, чтобы исключить проворачивание шеек и их развальцовку. Наружные кольца подшипников в корпусе устанавливаются с незначительным зазором, облегчающим осевое перемещение колец при регулировках натяга подшипников и осевого положения червячного колеса.
Рис. 6.1. Редуктор червячный: В крышках 5 размещены уплотнительные кольца из войлока, пропитанного маслом. Уплотнения препятствуют вытеканию масла из редуктора и попаданию пыли и грязи в подшипники и зацепление. Более надежными являются манжетные уплотнения. Корпус 4 и крышка 13 изготавливаются из чугуна. Эти детали выполняются с ребрами с целью повышения жесткости и увеличения поверхности охлаждения. В нижней части корпуса имеется отверстие, закрытое резьбовой пробкой 1. Через это отверстие масло удаляется из корпуса. Для измерения уровня масла применяется жезловый маслоуказатель 2. На крышке 14 смотрового отверстия расположена отдушина 15, предназначенная для выравнивания давления в редукторе и атмосферного. Через смотровое отверстие (люк) производится заливка масла в редуктор, контроль зубьев червячного колеса и наблюдение за расположением пятен контакта и их величиной при регулировке осевого положения червячного колеса.
Порядок выполнения работы 1. Измерить диаметры тихоходного d ти быстроходного валов d б, 2. Вычислить межосевое расстояние по данным измерений по уравнению п. 4 табл. 6.1 отчета. Результат расчета занести в эту же таблицу. Расчетное значение aw сравнить со стандартным по ГОСТ 2144-76. 3. Отвернуть пробку 1 и слить масло. 4. Отвернуть винты и снять крышки 5 подшипников вала червячного колеса. 5. Отвернуть гайки болтов 10, 12 и снять крышку 13 корпуса редуктора. 6. Вынуть червячное колесо с валом и подшипниками. Вал уложить на подставку. 7. Отвернуть винты и снять крышки подшипников червяка. Подшипники с валов не снимать. 8. Вынуть червяк с подшипниками и также уложить на подставку. 9. Определить параметры червяка и червячного колеса непосредственными измерениями или расчетами по уравнениям табл. 6.1 отчета. В эту таблицу занести результаты расчетов и измерений. Теоретические сведения, необходимые Для выполнения работы
Для устранения подрезания или заострения зубьев колеса и получения передач с заданным межосевым расстоянием применяют смещение режущего инструмента (червячных фрез) при нарезании червячного колеса.
Величина смещения червячной фрезы
,
где aw – заданное или измеренное межосевое расстояние; – делительное межосевое расстояние. Коэффициент смещения червячной фрезы
По условию неподрезания и незаострения зубьев величину x рекомендуется принимать в пределах ± 0,7; геометрические параметры червяка остаются неизменными, у червячного колеса со смещением
; .
Для червячной передачи без смещения значения параметров q и m, необходимые для вычисления делительных диаметров червяка d 1и колеса d 2, делительного угла подъема γ, расчетного шага червяка p 1 и других параметров (табл. 6.1 отчета), можно определить по величинам aw, (полученным в результате измерений) и по числу зубьев z 2:
; .
Отсюда ;
Рис. 6.2. Параметры передачи, червяка и червячного колеса
Значения q и m согласуются с ГОСТ 2144-76: m = 1,0; 1,25; 1,6; 2,0; 2,5; 3,15; 4,0; 5,0; 6,3; 8,0; … – I ряд m = 1,5; 3,0; 3,5; 6,0; 7,0; 12,0; … – II ряд q = 6,3; 8,0; 10,0; 12,5; 16,0; 20,0 … – I ряд q = 7,1; 9,0; 11,2; 14,0; 16,0; 18,0 … – II ряд Сборка редуктора,
Детали редуктора и сборочные единицы червячного колеса и червяка монтируют в редукторе в порядке, обратном тому, в котором производится разборка. Но в процессе сборки необходимо вначале регулировать предварительный натяг подшипников, а затем осевое положение червячного колеса. Наличие зазора в подшипниках является причиной радиального и осевого биения и вибрации валов. Для устранения этих явлений подбирают подшипники повышенной жесткости и регулируют их натяг. Регулирование предварительного натяга подшипников осуществляется постановкой под фланцы крышек металлических прокладок различных толщин, например: 0,1; 0,15; 0,2; 0,25 мм и т.д., причем эти прокладки используются также для регулирования осевого положения червячного колеса. Разность толщин прокладок дает возможность смещать кольца подшипников и червячного колеса с точностью до 0,05 мм. Регулирование натяга подшипников можно производить в отдельности для вала червяка и вала червячного колеса.
Последовательность регулирования предварительного натяга
Установить в корпус вал червяка или червячного колеса вместе с подшипниками и крышками без комплекта прокладок так, чтобы опорная поверхность одной из крышек была плотно прижата винтами к корпусу, а между второй крышкой и корпусом был зазор. Замерить щупом зазор δмежду крышкой и корпусом. Подобрать двойной комплект металлических прокладок суммарной толщины, равной δ + Δос ,
где Δос– допускаемая осевая «игра» вала. Например, при диаметре шейки вала d = 30...50 мм допускается Δос = 0,05…0,1 мм. Между обеими крышками и корпусом установить пакеты прокладок толщиной 0,5(δ + Δос). Затянуть винты крышек подшипников. Регулирование осевого положения червячного колеса производится путем перестановки прокладок с одной стороны на другую без изменения их суммарной толщины. Если, например, необходимо переместить колесо на 0,1 мм, то для этого из правого комплекта вынимают прокладку 0,2 мм, а из левого – прокладку 0,1 мм и меняют их местами. При этом расстояние между торцами крышек не меняется, а следовательно, сохраняется ранее отрегулированный предварительный натяг подшипников; вал со всеми деталями и крышкой перемещается влево на величину 0,1 мм.
Последовательность регулирования осевого положения
до сборки редуктора на рабочую поверхность витков червяка нанести тонкий слой краски (червяк располагать на подставке). Провернуть червяк так, чтобы колесо повернулось на полный оборот. Через смотровое отверстие изучить расположение пятен контакта. Типовое расположение пятен контакта изображено на рис. 6.3 а, б, в.
а б в Рис. 6.3. Типовое расположение пятен контакта на зубьях червячного колеса
Правильность регулирования осевого положения колеса контролируется по пятну контакта («по краске») на зубьях.
Образец оформления отчета
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|