Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос № 18. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения. Проблема человеческой индивидуальности.




Вопрос № 18. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения. Проблема человеческой индивидуальности.

С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха — эпоха Возрождения, создавшая свою блестящую культуру. Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения явился слом диктатуры церкви.

Антропоцентризм — учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий.

Гуманизм — разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его права на свободу и счастье.

Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму:

Петрарка, который собирал древние рукописи, призывает «исцелить кровавые раны» своей родной Италии, попираемой сапогом иностранных солдат и раздираемой враждой феодальных тиранов;

Боккаччо высмеивает в своем «Декамероне» развратное духовенство, тунеядствующее дворянство и прославляет пытливый разум, стремление к удовольствиям и кипучую энергию горожан;

Эразм Роттердамский в сатире «Похвала Глупости» и Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» выражают гуманизм и неприемлемость старой средневековой идеологии.

Огромное влияние на развитие идей гуманизма также оказали: Леонардо да Винчи (его произведения живописи, скульптуры и архитектуры, работы по математике, биологии, геологии, анатомии посвящены человеку, его величию); Микеланджело Буонарроти (в его полотне «Оплакивание Христа», в росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане, в статуе «Давид» утверждается физическая и духовная красота человека, его безграничные творческие возможности).

Философия эпохи Возрождения наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.

Этапы развития гуманизма:

— светское свободомыслие, которое противостоит средневековой схоластике и духовному господству церкви;

— ценностно-моральный акцент философии и литературы.

Появилась новая культура и философия в Италии, затем охватив и ряд стран Европы: Францию, Германию и др.

Основные черты философии эпохи Возрождения:

— отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы;

— использование материалистических произведений философов Античности (Демокрита, Эпикура);

— тесная связь с естествознанием;

— исследование проблемы человека, превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности.

Рассматривая человека как венец мироздания и столь высоко оценивая его возможности и способности, философы эпохи Возрождения в целом правильно отражали реальные процессы, развивавшие социальную и творческую активность индивида. Но это была лишь одна сторона титанизма эпохи Возрождения. Вторая ее сторона - это то, что не связанная никакими рамками и ограничениями индивидуальная активность порождала безудержный эгоизм, пренебрежение всеми моральными нормами, нравственными принципами ради достижения цели. Даже самые блестящие деятели этой эпохи постоянно демонстрировали неприглядные свойства обратной стороны возрожденческого титанизма.

Вопрос № 19. . Натурфилософия эпохи Возрождения.

Философия эпохи возрождения - философия нового класса - капитализма, класса более прогрессивного чем класс феодалов. Новый класс нуждается в новой философии. И его запросам отвечало прежде всего материалистическое мировоззрение. Вся идея философии Возрождения противостоит схоластике средневековья. Поддержкой тому служат многочисленные научные открытия того времени: открытие кровообращения и нервной системы, открытие Америки и др. цивилизаций и мн. др. В эпоху возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Однако в понимании природы, также как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику. Эта специфика прежде всего сказывается в том, что природа трактуется пантеистически.

Николай Кузанский (1401-1464) -один из характерных представителей ренессансной философии, " последний философ средневековья и первый философ эпохи Возрождения". Как и большинство философов своего времени, ориентировался на традицию неоплатонизма. Однако при этом он переосмыслил учение неоплатоников, начиная с центрального для них понятия единого. У Платона и неоплатоников единое характеризуется через противоположность " иному", не единому. Кузанский, разделяющий принципы христианского монизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что " единому ничто не противоположно". А отсюда он делает характерный вывод: " единое есть все" Эта формула неприменима для христианского теизма, принципиально отличающего творение (" все" ) от творца (" единого" ); но, что не менее важно, она отличается от концепции неоплатоников, которые никогда не отождествляли единое со " всем". Т. о. появляется новый, возрожденческий подход к проблемам онтологии. Из утверждения, что единое не имеет противоположности, Кузанский делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному.

Бесконечное- это то, больше чего ничего не может быть. Кузанский называет его " максимумом"; единое же - это " минимум". Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей - максимума и минимума. Этот методологический принцип делает Кузанского родоначальником новоевропейской

диалектики.

Вслед за Кузанским Коперник (1473 1543) пользуется принципом относительности и на нем основывает новую астрономическую систему. Согласно его учению, Земля, во-первых вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи. Во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Коперником в центр мира. Вслед за Кузанским Коперник считает, что Вселенная неизмерима и безгранична.

Характерная для Кузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как тождество противоположностей (единого и бесконечного) была результатом пантеистически окрашенного сближения Бога с миром, творца с творением. Эту тенденцию еще более углубил Джордано Бруно (1548-1600), создав последовательно пантеистическое учение, враждебное средневековому теизму. Джордано Бруно также опирался на гелиоцентрическую астрономию Коперника. Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос. “Бог разлит везде”

Развитие философии Возрождения подготовило почву для появления выдающихся ученых, внесших большой вклад в развитие науки. Характерным представителем является Галилео Галилей (1564-1642), являющийся одним из основателей современного экспериментально-теоретического естествознания, заложивший основы классической механики. В гносеологии он развивал идею безграничности " экстенсивного" познания природы, отмечая в то же время возможность достижения абс. истины, т. е. " интенсивного" познания. Исходным пунктом познания, по Галилею, является чувственный опыт, который, однако, сам по себе не дает достоверного знания. Оно достигается планомерным реальным или мысленным экспериментированием, опирающимся на строгое количественно-математическое описание. Выводы:

1. Новый тип мышления - материалистический.

2. Философская мысль становится светской.

3. Предметом философии становится реальная жизнь людей.

4. Впервые в рассмотрение попадает воля человека.

Меняется статус самого человек. Человек возрождения это человек созидающий, активный, творческий свободный в своих поступках, свободный от догматов церкви.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...