Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос №38. Философия иррационализма конца XIX – начала ХХ вв. (Ф. Ницше, З. Фрейд).




Вопрос №38. Философия иррационализма конца XIX – начала ХХ вв. (Ф. Ницше, З. Фрейд).

Иррационализм (т. е. не разумный, находящийся за пределами разума) - есть учение, которое считает, что главнымиисточниками познания мира является не разум, а инстинкт, интуиция, чувства, любовь. А разум лишь затем обрабатывает полученные в результате этого познания данные.

Иррационализм появился в 19 веке в противовес рационализму, пытавшему все объяснить на основе разума. Позднее на этой базе стала формироваться группа учений так называемой называемой «философии жизни».

Среди ее видных представителей -А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, З. Фрейд, О. Шпенглер, Ф. Шлегель и др.

Основы теории «философии жизни»:

Онтология:

- в основе развития мира и человека лежит не рациональное основание, а иррациональная реальность – жизнь как творческая эволюция, поток, порыв, длительность, в котором неразделимы материя и сознание, сознательное и бессознательное, логика и интуиция.

Этот поток жизни необъясним в рамках рационализма и позитивизма.

Жизнь это процесс, свободное, стихийное и интенсивное творчество, не поддающееся научному анализу.

Гносеология:

Главное в жизни не материя, а дух. Поэтому вместо логики и рационального познания следует опираться на интуицию, чувства, переживания.

Фридрих Ницше (1844-1900), немецкий философ

Центральная категория - «воля».

Сущность жизни – воля к власти. Все что мешает укреплению воли к власти должно быть отброшено как вредное (старые истины, мораль, религия, отношение к женщинам, сострадание к неудачникам и слабым и т. п. ).

Интеллект и демократия гражданского общества приводят к равенству и к серости. Любовь к ближнему формирует мораль «рабов». Ее следует заменить моралью «господ», немногих, обладающих силой и презрением. Это грядущие сверхчеловеки (белокурые бестии), они абсолютно свободны. Масса должна безропотно им подчиняться.

Главным способом познания жизни является искусство. Главная цель познания – приносить пользу людям.

Анри Бергсон (1859-1941), французский философ

Подлинная реальность – жизнь, которая характеризуется как «жизненный порыв». Это бесконечная творческая эволюция, становление и развитие. Жизнь непрерывна, длительна, целостна.

Жизнь не познаваема с помощью науки и разума. Она постижима только интуицией.

Зигмунд Фрейд (1856-1939),

австрийский врач-психиатр

Изучал проблемы поведения человека, культуры и развитие общества.

Его учение можно отнести к социобиологии.

При этом: игнорируется роль социальных факторов в функционировании и развитии общества, в поведении людей. Каждый индивид сам по себе и движущие силы его поведения – в его биологических инстинктах и потребностях.

Определяющую роль в жизни человека играет не сознание, а бессознательное. При этом сексуальное влечение человека (либидо) и другие инстинкты являются основой поведения человека, оказывает влияние на все виды деятельности людей, развивает их творческое начало.

Наряду с половым инстинктом Фрейд выделяет также: инстинкт жизни и смерти, разрушения, агрессии. Борьба инстинктов проявляется в поведении человека и в человеческой деятельности. В конечном счете, борьба инстинктов жизни и смерти (Эроса и Танатоса) определяет ход развития человека, общества и культуры.

Культура – совокупность социальных свойств человека, их знания, умения, нормы поведения, совокупность материальных и духовных ценностей, политических и государственно-правовых институтов и т. д.

Вся человеческая культура есть результат сублимации – переключения энергии либидо на процесс творчества и другие, более высокие виды деятельности (политика, общественная деятельность).

В основе культуры – иррациональная, биологическая деятельность человека.

Культура (особенно европейская) невротична в своей основе, т. к. у нее репрессивная функция. Существующие социальные нормы и ценности, установки подавляют естественные инстинкты и влечения людей и тем самым лишают их свободы, наслаждения и счастья.

Работа «Неудовлетворенность культурой»: «Большую долю вины за наши несчастья несет так называемая культура».

Люди были счастливее, если бы отказались от современной культуры и цивилизации.

А. Шопенгауэр (1788-1860)

немецкий философ, работа «Мир как воля и представление»

Главный принцип жизни и познания – воля, непознаваемая «вещь в себе», которая находится вне времени и пространства и не зависит от разума и от познания.

Она действует слепо, инстинктивно и не направляется сознанием (как птица, строящее гнездо, паук, плетущий сеть).

Воля составляет сущность всякой вещи.

Воля – явление мировое, мировая воля лежит в основе всего существующего, в т. ч. и воли отдельного человека.

Познание мира – непосредственное, на основе интуиции, т. к. воля бессознательна и слепа.

Поэтому высший вид познания не наука, а искусство, как основанное на интуиции.

Вопрос №39 . Концепция бытия – фундамент философской картины мира.

Концепция бытия — фундамент философской картины мира ^'Вселенная" — этим емким термином обозначают весь необъятный мир, начиная от элементарных частиц и кончая метагалактиками. На философском языке слово " Вселенная" может означать бытие или Мироздание. При изложении основных этапов историко-философского процесса, конкретных исторических типов философии мы непременно выясняли взгляды тех или иных мыслителей, фило­софских школ, течений и направлений на устройство мироздания. Однако, принимая во внимание важность этой проблемы для реше­ния мировоззренческих вопросов, мы посчитали необходимым уде­лить ей особое внимание.

Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия. Бытие -это самое широ­кое, а значит и самое абстрактное понятие. Разберемся, какой смысл вкладывают философия в понятие бытия.

Прежде всего термин " быть" означает наличествовать, суще­ствовать. Признание факта существования многообразных вещей окружающего мира, природы и общества, самого человека является первой предпосылкой формирования картины мироздания. Из это­го вытекает второй аспект проблемы бытия, который оказывает су­щественное влияние на формирование мировоззрения человека. Бытие есть, то есть нечто существует как реальность и с этой ре­альностью необходимо постоянно считаться человеку.

Третий аспект проблемы бытия связан с признанием единства Мироздания. Человек в своей повседневной жизни, практической деятельности приходит к выводу о своей общности с другими людьми, существовании природы и т. д. Но в то же время для него не менее очевидны и различия, которые существуют между людьми и вещами, между природой и обществом и т. д. И, естественно, возникает вопрос о возможности всеобщего, то есть общего для всех явлений окружающего мира. Ответ на этот вопрос также естественно связан с признанием бытия. Все многообразие вещных и духовных явлений природы и культуры объединяет то, что они есть, наличествуют, существуют, несмотря на различие форм своего существования. И именно благодаря факту своего существования они образуют це­лостное единство мироздания.

На основе категории бытия в философии дается самая общая характеристика мироздания: все существующее — это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта характеристика в данной форме еще не содержит никаких мировоззренческих оценок. С ней могут согласиться представители различных школ, течений и направлений. Противоречия между ними возникают при конкретном осмыслении категории бытия и, прежде всего, при решении вопроса о том, имеется ли нечто конкретное, что служит объединяющим началом мироздания.

Для обозначения такой общей основы всего существующего в философии выработаны две категории: субстрата и субстанции. Субстрат (от лат. substratum — буквально, подстилка)— это то, из чего все сделано. Понятие " субстрат", по сути дела, тождественно понятию " материя", в том смысле, как это понятие употреблялось в платоновско-аристотелевской традиции. Более высокую степень общности отражает понятие субстанции. «Субстанция» (от лат. sub-statia — сущность, то, что лежит в основе) означает первооснову всего существующего, внутреннего единства многообразия кон­кретных вещей, событий, явления и процессов, посредством кото­рых и через которые они существуют. Таким образом, если через понятие субстрат философы разъясняли, из чего состоит бытие, то понятием субстанции фиксируется всеобщее основание бытия. Как правило, философы стремятся создавать картину мироздания, ис­ходя из какого-то одного начала (воды, огня, атомов, материи, идей, духа и т. д. ). Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало называется монизмом. Монизму противостоит дуа­лизм, рисующий картину мироздания, опираясь на какие-либо рав­ноценные два начала

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...