Вопрос № 46 Аксиология – теория ценностей. Философский смысл понятия «ценносить».
Вопрос № 46 Аксиология – теория ценностей. Философский смысл понятия «ценносить». Аксиология – особый раздел философии, предметом которого являются ценности (axios – ценность, logos – cлово, знание). Это – учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию поступков. В человеческом бытии ценности предстают как цели, смыслы и критерии оценки явлений природы, общества, культуры. Большинство философских систем в качестве высших общечеловеческих ценностей выделяют классическую триаду – Красоту, Добро, Истину. Понятие ценности. Виды ценностей Ценность, как и истинность, является не свойством, а отношением между мыслью и действительностью. Основываясь на своем индивидуальном опыте, человек осознает наличие связи между значимым для него объектом и своими потребностями и интересами. Ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Значимость определяется не свойствами предмета самого по себе, а их вовлеченностью в человеческую жизнь. Однако, мир ценностей динамичен. Он обнаруживает свою зависимость от человечества, обусловлен его развитием, расширением сферы деятельности, характером культуры и цивилизации. Природа аксиологически нейтральна, как ценность она актуализируется лишь в контексте с человечеством, в конкретно-историческихусловиях его развития. Так для эпохи Античности высшей ценностью было гармоническое проявление всей полноты человеческой жизни, в Средние века ценности связывались с божественной сущностью и приобретали религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвинула на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяли и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.
В современной литературе также существуют разные точки зрения. Ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либопользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимостьчего-либодля человека или социальной группы. Многообразие потребностей и интересов личности и общества выражается в сложной системе ценностей, которые классифицируются по разным основаниям. Применяют следующие классификации видов ценностей: ∙ по содержанию – материальные, политические, социальные и духовные; ∙ по сферам бытия – ценности природы, культуры, социума, науки и искусства; ∙ по субъекту –субъективно-личностныеи надындивидуальные (групповые, классовые, общечеловеческие); личностные ценности формируются в процессе образования и воспитания; ∙ по роли в жизни человека различаются ценности утилитарные (жилище, питание и т. п. ) и духовные; в отличие от утилитарной ценности духовная ценность имеет самодостаточный характер и не нуждается во вне ее лежащих мотивах; если утилитарные прагматические ценности определяют цели деятельности, то духовные ценности – ее смысл. Соответственно этому и духовный мир личности имеет свою иерархию. Формирование системы (иерархии) ценностей выступает условием становления личности посредством усвоения духовных констант культуры, обеспечивающих ее устойчивость и воспроизводство. Духовное составляет сферу высших ценностей, связанных со смыслом жизни и предназначением человека. Человеческая духовность включает в себя три основных начала: познавательное, нравственное и эстетическое. Им соответствуют три типа духовных творцов: мудрец (знающий, познающий), праведник (святой) и художник. Сердцевиной этих начал является нравственность. Если знание дает нам истину и указывает путь, то нравственное начало предполагает способность и потребность человека выйти за пределы своего эгоистического «Я» и деятельно утверждать добро.
Активный процесс субъективации ценностей называется социализацией или адаптацией личности. Социализация – это усвоение личностью социальных ролей, ценностей, культуры. Социализация начинается с первых лет жизни человека и продолжается всю жизнь. Выделяют три периода социализации личности: первичная социализация личности (детская социализация); промежуточная социализация (подростковая социализация); устойчивая социализация (социализация взрослого человека). В социальной психологии двуединая связь личности и общества (интерсубъективный способ существования и развития личности) называется экстериоризацией и интериоризацией социальных форм деятельности, отношений, ценностей. Экстериоризация (выражение «вовне», что соответствует объективации, созданию общественных отношений и ценностей) и интериоризация (усвоение «вовнутрь»). Вопрос № 47 Единство чувственного и рационального в познании.
В процессе познания задействованы практически все способности человека, среди которых такие важнейшие как чувства (" живое созерцание" ) и разум (мышление, рациональное и т. п. ), находящиеся в тесном единстве друг с другом, так и с другими человеческими способностями. По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в познавательном процессе в истории философии существовали две прямо противоположные точки зрения - сенсуализм и рационализм.
(Философия, ред. Кохановский) Хотя в рамках обеих названных концепций было высказано немало верных и глубоких идей, но в целом они были ограничены, односторонни. Сенсуализм - абсолютизировал чувственное познание, принижая (или вовсе отвергая) роль мышления. Рационализм - отрицал опытное происхождение всеобщности и необходимости как важнейших признаков достоверного знания и чрезмерно преувеличивал значение мышления - вплоть до отрыва его от реальности. Чувственное познание (или живое созерцание) – получение информации о внешнем мире с помощью чувств (зрения, слуха, осязания и др. ). Главная особенность: относительно непосредственно связывают нас с внешним миром. Три основные взаимосвязанные формы, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира: · Ощущения (информация об отдельных сторонах предмета), · Восприятия (целостный образ предмета); · Представления (целостный образ предмета при отсутствии самого предмета). Сенсорика даёт только тот чувственный материал, который вне интерпретации, обработки, знанием не является. Ощущения: зависят от органов чувств, от наших видов деятельности, культурных особенностей. Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. (м. б. зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные, и т. д. ) Восприятие - это целостный образ предмета. Восприятие зависит от раздражителя, от самого воспринимающего субъекта, от его прошлого опыта, от поставленной перед человеком задачи и мотива его деятельности. Виды восприятий - восприятия пространства, времени и движения.
Представление - целостный образ предмета при отсутствии самого предмета. Это образы памяти, образы воображения и др. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета. Познавательные возможности чувственного познания ограничены, т. к. чувствам недоступны: · явления прошлого и будущего, · явления, лежащие за пределами возможностей наших органов чувств, · сущностные/внутренние стороны явления объективного мира. " Чистой" чувственности, свободной от влияния мышления нет. А именно в мышлении наиболее полно и адекватно выражено рациональное познание. Рациональное = логическое = абстрактное познание – знание опосредованное и обобщенное. o В отличие от чувственного познания, рациональное познание связано с внешним миром опосредованно, имеет дело с чувственным материалом, а не с предметами. o Логическое знание логически обработано, выражено в определённых логико-гносеологичеких формах (понятиях, суждениях…) o Ещё в больше степени, чем чувственное, зависит от социо-культурных факторов: от социальной среды, от языка, от нравственных ценностей, от философско-мировозренческих и религиозных установок, от мышления и общения. Логическое знание не сводится только к обработке чувственного материала. Оно даёт нам принципиальное новое знание, знание, которое принципиально не выводится из имеющегося чувственного материала, а создаётся заново.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|