Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компетенции обучающихся, формируемые в результате прохождения учебной практики




Рабочая программа педагогической практики

« Практика в качестве логопеда в детском саду для детей с нарушением речи»

 

 

Направление подготовки

Специальное (дефектологическое) образование

 

Профиль подготовки

Логопедия

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

(Бакалавр, магистр, специалист)

 

Форма обучения

Очная

(очная, очно-заочная и др.)

 

 

Белгород, 2011 г.

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БЕЛГУ»)

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан__________ В.В. Демичева

«______»______________2012 г.

 

Кафедра специальной педагогики и психологии

 

Рабочая программа педагогической практики

« Практика в качестве логопеда в детском саду для детей с нарушением речи»

 

 

НАПРАВЛЕНИЕ: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Типовая программа отсутствует

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ООП ВПО по направлению 050700 Специальное (дефектологическое) образование

 

Автор: Карачевцева И.Н. – ассистент кафедры специальной педагогики и психологии

 

Программа рассмотрена и утверждена на заседании выпускающей кафедрыспециальной педагогики и психологии

 

 

От «5» _октября__2012 г.

Протокол № 2

Зав. кафедрой, доцент.__________ Л.В. Годовникова

 

Программа пересматривалась на заседаниях кафедры

_______________________________________________ (дата, протокол, зав. кафедрой)

Программа пересматривалась на заседаниях кафедры

_______________________________________________ (дата, протокол, зав. кафедрой)


 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

МЕСТО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Практика в качестве логопеда в детском саду для детей с нарушением речи, входящая в профессиональный цикл, федерального государственного образовательного стандарта по направлению 050700 Специальное (дефектологическое) образование, предназначена для ознакомления будущих бакалавров с организацией коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями устной речи в условиях логопедической группы дошкольного образовательного учреждения. Эта практика является важным звеном в подготовке студентов к работе в качестве учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста. В процессе практики решаются учебно-воспитательные задачи, обучающиеся работают в качестве логопедов-практикантов.

Практика в качестве логопеда в детском саду для детей с нарушением речи позволяет обучающимся закрепить, расширить и конкретизировать полученные в процессе обучения теоретические знания по логопедии, логопсихологии и другим дисциплинам, изучить организацию и содержание логопедической работы в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения., сформировать умения и навыки профессионально-практической логопедической работы по преодолению нарушений устной речи, когнитивного и социально-эмоционального развития у детей с речевой патологией.

Содержание практики логически взаимосвязано с другими частями ООП: дисциплинами модуля «Логопедия»: «Нарушение формирования средств общения», «Алалия», «ФФНР, ОНР», а также дисциплинами «Основы нейропсихологии», «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями», «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями», «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование», «Логопсихология».

Освоение данной практики необходимо как предшествующий этап для изучения дисциплин модуля «Методики преподавания», для подготовки курсовой и выпускной квалификационной работ.

 

ЦЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Образовательные цели практики:

Обеспечение профессионального образования, способствующего социальной, академической мобильности, востребованности на рынке труда, успешной карьере, сотрудничеству в учреждениях, осуществляющих образование и медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Профессиональные цели практики:

Путем непосредственного участия студента в коррекционно-педагогической деятельности образовательного учреждения обеспечить закрепление теоретических знаний, полученных во время аудиторных занятий, приобретение профессиональных умений и навыков, способствующих эффективной профессиональной деятельности логопеда в организации коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения устной речи, в условиях логопедической группы дошкольного образовательного учреждения, а также создать условия для сбора необходимых материалов для написания курсовой и выпускной квалификационной работ.

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

 

1. Создать условия для формирования у будущих бакалавров мотивации к выполнению профессиональной деятельности, профессиональному становлению и развитию.

2. Способствовать закреплению и углублению теоретических знаний студентов, полученных при изучении дисциплин модуля «Логопедия»: «Нарушение формирования средств общения», «Алалия», «ФФНР, ОНР» а также дисциплин «Основы нейропсихологии», «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями», «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями», «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование», «Логопсихология».

3. Содействовать ознакомлению студентов с организацией коррекционно-педагогической работы в условиях логопедической группы дошкольного образовательного учреждения, принципами комплектования и контингентом логопедических групп, с практической реализацией комплексного подхода к выявлению и преодолению речевых нарушений.

4. Создать условия для овладения студентами всеми видами профессионально-педагогической деятельности учителя-логопеда, направленные на преодоление различных нарушений речи у старших дошкольников.

5. Способствовать формированию у обучающихся практических умений и навыков коррекции и профилактики нарушений устной речи у старших дошкольников.

6. Создать условия для овладения студентами различными формами проведения логопедической работы (групповой, индивидуальной).

7. Стимулировать интерес к научно-исследовательской работе и развивать навыки ее организации.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

1.4.1.Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способен к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

способен использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК- 7);

1.4.2.Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными (ОПК):

способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОПК-1);

способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОПК-2);

способен использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (ОПК-3).

в области коррекционно-педагогической деятельности:

способен к рациональному выборуи реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

способен к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

готов к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);

способен организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

в области диагностико-консультативной деятельности:

способен к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

способен осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

готов к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);

в области исследовательской деятельности:

готов к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

В результате прохождения данной практики обучающийся должен: демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат
ОК-1 3-1 Знает сущность социального взаимодействия, сотрудничества и имеет представления о толерантности, социальной мобильности
3-2 Знает методы по разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах
ОПК-1 3-1 Имеет представление о структуре профессиональной компетентности педагога и специфике педагогического труда специального педагога (логопеда)
З-2 Может назвать основные критерии профессиональной пригодности, готовности и включаемости учителя-логопеда, требования к его профессионально-личностным качествам, перечислить основные функции и направления деятельности учителя-логопеда в коррекционно-образовательном процессе  
ОПК-2 З-1 Имеет представления об основных проблемах, возникающих в социальной сфере  
З-2 Ориентируется в проблемах, возникающих в ходе профессиональной деятельности  
ОПК-3 З-1 Ориентируется в современных компьютерных, информационных и телекоммуникационных технологиях  
З-2 Знает основные современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии, используемые в профессиональной деятельности дефектолога  
ПК-1 З-1 Ориентируется в целях, задачах, структуре и содержании коррекционно-образовательных программ для лиц с ОВЗ  
З-2 Знает о необходимости реализации личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов в разработке коррекционно-образовательных программ для лиц с ОВЗ  
ПК-3 З-1 Имеет представление о специфике коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений  
З-2 Имеет представление об интегративных моделях образования, реализуемых в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений  
ПК-4 З-1 Знает социально-психологические особенности семей лиц с ОВЗ  
З-2 Имеет представления об особенностях осуществления психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья  
ПК-5 З-1 Знает особенности психического развития лиц с ОВЗ  
З-2 Имеет представления о принципах, задачах, направлениях, содержании и методах психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ  
ПК-6 З-1 Имеет представление о различных (клинико-психолого-педагогических) классификациях нарушений в развитии  
З-2 Знает дифференциальные критерии нарушений речевого и психического развития  
ПК-7 З-1 Имеет представления об основных критериях эффективности коррекционно-развивающего воздействия  
З-2 Знает особенности осуществления динамического наблюдения за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности  
ПК-8 З-1 Имеет представления о проблемах обучения, развития, семейного воспитания детей с ОВЗ (нарушениями речевого развития)  
З-2 Знает основные требования к содержанию и технологии оказания консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам, педагогам  
ПК-9 З-1 Имеет представления об основных научных и методических источниках получения информации о нарушениях речи, методах их выявления, профилактики и коррекции  
З-2 Может назвать основные научно-методические журналы, электронные ресурсы, освещающие и предоставляющие информацию о нарушениях речи, методах их выявления, профилактики и коррекции  

2) Уметь:

Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат
ОК-1 У-1 Умеет эффективно взаимодействовать, сотрудничать с социальным окружением
У-2 Применяет методы и приемы по разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах
ОПК-1 У-1 Уметь определять пригодность к профессиональной деятельности специального педагога (логопеда)
У-2 Может осуществлять анализ собственных личностных качеств в аспекте пригодности к профессиональной деятельности логопеда
ОПК-2 У-1 Умеет анализировать социально-значимые проблемы и процессы  
У-2 Умеет выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и определять основные пути их решения  
ОПК-3 У-1 Пользуется современными компьютерными, информационными и телекоммуникационными технологиями  
У-2 Умеет использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии  
ПК-1 У-1 Может разрабатывать коррекционно-образовательные программы на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ  
   
ПК-3 У-1 Умеет осуществлять анализ коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования  
У-2 Умеет определить необходимую модель интеграции для детей с ОВЗ с учетом их речевого и психофизического развития  
ПК-4 У-1 Умеет определить основные направления и содержание психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья  
У-2 Учитывает при определении направлений и содержание психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения общие и специфические особенности психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, их индивидуальные особенности  
ПК-5 У-1 Умеет определить цели, задачи, направления, содержание, методы и приемы психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития  
У-2 Умеет отобрать необходимый диагностический инструментарий для реализации целей и задач психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ  
ПК-6 У-1 Умеет ориентироваться в симптомах нарушения, устанавливать причинно-следственные зависимости и определять первичные и вторичные отклонения в психическом развитии, используя материалы медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ  
У-2 Способен на основе анализа результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ выделить дифференциальные показатели предполагаемого нарушения речевого и психического развития  
ПК-7 У-1 Умеет определить задачи, содержание динамического наблюдения за ходом коррекционно-развивающего воздействия, а также основные показатели его эффективности  
У-2 Умеет отбирать необходимый диагностический инструментарий для осуществления динамического наблюдения за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности  
ПК-8 У-1 Способен определить основную тематику консультаций для лиц с ОВЗ, их родственников, педагогов с учетом конкретной проблемы  
У-2 Умеет отобрать необходимый материал для проведения консультативной работы  
ПК-9   Умеет отбирать соответствующую научно-методическую литературу по проблемам изучения, профилактики и коррекции нарушений речи и оформлять библиографический список в соответствии с требованиями  
У-1  

3) Владеть:

Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат
ОК-1 В-1 Демонстрирует толерантность, навыки сотрудничества, бесконфликтного поведения в различных ситуациях и с лицами различного возраста и социального статуса (учащимися, педагогами, администрацией ОУ, родителями и т.д.) в ходе профессиональной деятельности
 
ОПК-1 В-1 Осуществляет рефлексию собственной коррекционно-педагогической деятельности с целью оценки ее качества и совершенствования  
ОПК-2 В-1 Осуществляет рефлексию собственного поведения, оценку поступков и действий других людей в процессе профессиональной деятельности и вносит коррективы в процесс социального взаимодействия с целью их оптимизации и достижения положительных результатов коррекционно-педагогической работы  
   
ОПК-3 В-1 Целесообразно использует в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии, как с целью оптимизации коррекционно-развивающего процесса, так и с целью повышения своего профессионализма и презентации своей профессиональной деятельности    
   
ПК-1 В-1 На основе анализа результатов комплексного обследования лиц с ОВЗ определяет основные направления коррекционно-развивающего, составляет индивидуальные коррекционно-образовательные программы, организовывает коррекционно-развивающую среду, использует при реализации программ соответствующий методический инструментарий  
   
ПК-3 В-1 Взаимодействует с другими педагогами системы психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ, учителями начальных классов ОУ, родителями учащихся с нарушениями речи с целью создания условий для овладения учащимися с нарушениями речи общеобразовательной программы  
   
ПК-4 В-1 Взаимодействует с другими педагогами системы психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ, учителями начальных классов ОУ, родителями учащихся с нарушениями речи с целью создания условий для формирования у учащихся с нарушениями речи основ жизненной компетенции  
   
ПК-5 В-1 Демонстрирует навыки организации и проведения психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи  
   
ПК-6 В-1 На основе анализа результатов медико-психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи формулирует логопедическое заключение  
   
ПК-7 В-1 Анализирует и оценивает ход и эффективность коррекционно-развивающего воздействия, вносит предложения и коррективы с целью его оптимизации  
   
ПК-8 В-1 Реализует основные психолого-педагогические требования к консультированию педагогов и родителей детей с нарушениями речи  
   
ПК-9 В-1 Использует научно-методическую литературу по проблемам нарушений речи при написании доклада, реферата, организации коррекционно-педагогической и исследовательской деятельности  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...