Компетенции обучающихся, формируемые в результате прохождения учебной практики
Рабочая программа педагогической практики
« Практика в качестве логопеда в детском саду для детей с нарушением речи»
Направление подготовки
Специальное (дефектологическое) образование
Профиль подготовки
Логопедия
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
(Бакалавр, магистр, специалист)
Форма обучения
Очная
(очная, очно-заочная и др.)
Белгород, 2011 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БЕЛГУ»)
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан__________ В.В. Демичева
«______»______________2012 г.
Кафедра специальной педагогики и психологии
Рабочая программа педагогической практики
« Практика в качестве логопеда в детском саду для детей с нарушением речи»
НАПРАВЛЕНИЕ: 050700 Специальное (дефектологическое) образование
Типовая программа отсутствует
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ООП ВПО по направлению 050700 Специальное (дефектологическое) образование
Автор: Карачевцева И.Н. – ассистент кафедры специальной педагогики и психологии
Программа рассмотрена и утверждена на заседании выпускающей кафедрыспециальной педагогики и психологии
От «5» _октября__2012 г.
Протокол № 2
Зав. кафедрой, доцент.__________ Л.В. Годовникова
Программа пересматривалась на заседаниях кафедры
_______________________________________________ (дата, протокол, зав. кафедрой)
Программа пересматривалась на заседаниях кафедры
_______________________________________________ (дата, протокол, зав. кафедрой)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
МЕСТО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Практика в качестве логопеда в детском саду для детей с нарушением речи, входящая в профессиональный цикл, федерального государственного образовательного стандарта по направлению 050700 Специальное (дефектологическое) образование, предназначена для ознакомления будущих бакалавров с организацией коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями устной речи в условиях логопедической группы дошкольного образовательного учреждения. Эта практика является важным звеном в подготовке студентов к работе в качестве учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста. В процессе практики решаются учебно-воспитательные задачи, обучающиеся работают в качестве логопедов-практикантов.
Практика в качестве логопеда в детском саду для детей с нарушением речи позволяет обучающимся закрепить, расширить и конкретизировать полученные в процессе обучения теоретические знания по логопедии, логопсихологии и другим дисциплинам, изучить организацию и содержание логопедической работы в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения., сформировать умения и навыки профессионально-практической логопедической работы по преодолению нарушений устной речи, когнитивного и социально-эмоционального развития у детей с речевой патологией.
Содержание практики логически взаимосвязано с другими частями ООП: дисциплинами модуля «Логопедия»: «Нарушение формирования средств общения», «Алалия», «ФФНР, ОНР», а также дисциплинами «Основы нейропсихологии», «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями», «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями», «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование», «Логопсихология».
Освоение данной практики необходимо как предшествующий этап для изучения дисциплин модуля «Методики преподавания», для подготовки курсовой и выпускной квалификационной работ.
ЦЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Образовательные цели практики:
Обеспечение профессионального образования, способствующего социальной, академической мобильности, востребованности на рынке труда, успешной карьере, сотрудничеству в учреждениях, осуществляющих образование и медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Профессиональные цели практики:
Путем непосредственного участия студента в коррекционно-педагогической деятельности образовательного учреждения обеспечить закрепление теоретических знаний, полученных во время аудиторных занятий, приобретение профессиональных умений и навыков, способствующих эффективной профессиональной деятельности логопеда в организации коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения устной речи, в условиях логопедической группы дошкольного образовательного учреждения, а также создать условия для сбора необходимых материалов для написания курсовой и выпускной квалификационной работ.
ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
1. Создать условия для формирования у будущих бакалавров мотивации к выполнению профессиональной деятельности, профессиональному становлению и развитию.
2. Способствовать закреплению и углублению теоретических знаний студентов, полученных при изучении дисциплин модуля «Логопедия»: «Нарушение формирования средств общения», «Алалия», «ФФНР, ОНР» а также дисциплин «Основы нейропсихологии», «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями», «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями», «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование», «Логопсихология».
3. Содействовать ознакомлению студентов с организацией коррекционно-педагогической работы в условиях логопедической группы дошкольного образовательного учреждения, принципами комплектования и контингентом логопедических групп, с практической реализацией комплексного подхода к выявлению и преодолению речевых нарушений.
4. Создать условия для овладения студентами всеми видами профессионально-педагогической деятельности учителя-логопеда, направленные на преодоление различных нарушений речи у старших дошкольников.
5. Способствовать формированию у обучающихся практических умений и навыков коррекции и профилактики нарушений устной речи у старших дошкольников.
6. Создать условия для овладения студентами различными формами проведения логопедической работы (групповой, индивидуальной).
7. Стимулировать интерес к научно-исследовательской работе и развивать навыки ее организации.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1.4.1.Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способен к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);
способен использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК- 7);
1.4.2.Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными (ОПК):
способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОПК-1);
способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОПК-2);
способен использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (ОПК-3).
в области коррекционно-педагогической деятельности:
способен к рациональному выборуи реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);
способен к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);
готов к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);
способен организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);
в области диагностико-консультативной деятельности:
способен к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);
способен осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);
готов к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);
в области исследовательской деятельности:
готов к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);
В результате прохождения данной практики обучающийся должен: демонстрировать следующие результаты образования:
1) Знать:
| Индекс компетенции
| Индекс образовательного результата
| Образовательный результат
|
| ОК-1
| 3-1
| Знает сущность социального взаимодействия, сотрудничества и имеет представления о толерантности, социальной мобильности
|
| 3-2
| Знает методы по разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах
|
| ОПК-1
| 3-1
| Имеет представление о структуре профессиональной компетентности педагога и специфике педагогического труда специального педагога (логопеда)
|
| З-2
| Может назвать основные критерии профессиональной пригодности, готовности и включаемости учителя-логопеда, требования к его профессионально-личностным качествам, перечислить основные функции и направления деятельности учителя-логопеда в коррекционно-образовательном процессе
| |
| ОПК-2
| З-1
| Имеет представления об основных проблемах, возникающих в социальной сфере
| |
| З-2
| Ориентируется в проблемах, возникающих в ходе профессиональной деятельности
| |
| ОПК-3
| З-1
| Ориентируется в современных компьютерных, информационных и телекоммуникационных технологиях
| |
| З-2
| Знает основные современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии, используемые в профессиональной деятельности дефектолога
| |
| ПК-1
| З-1
| Ориентируется в целях, задачах, структуре и содержании коррекционно-образовательных программ для лиц с ОВЗ
| |
| З-2
| Знает о необходимости реализации личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов в разработке коррекционно-образовательных программ для лиц с ОВЗ
| |
| ПК-3
| З-1
| Имеет представление о специфике коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений
| |
| З-2
| Имеет представление об интегративных моделях образования, реализуемых в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений
| |
| ПК-4
| З-1
| Знает социально-психологические особенности семей лиц с ОВЗ
| |
| З-2
| Имеет представления об особенностях осуществления психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья
| |
| ПК-5
| З-1
| Знает особенности психического развития лиц с ОВЗ
| |
| З-2
| Имеет представления о принципах, задачах, направлениях, содержании и методах психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ
| |
| ПК-6
| З-1
| Имеет представление о различных (клинико-психолого-педагогических) классификациях нарушений в развитии
| |
| З-2
| Знает дифференциальные критерии нарушений речевого и психического развития
| |
| ПК-7
| З-1
| Имеет представления об основных критериях эффективности коррекционно-развивающего воздействия
| |
| З-2
| Знает особенности осуществления динамического наблюдения за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности
| |
| ПК-8
| З-1
| Имеет представления о проблемах обучения, развития, семейного воспитания детей с ОВЗ (нарушениями речевого развития)
| |
| З-2
| Знает основные требования к содержанию и технологии оказания консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам, педагогам
| |
| ПК-9
| З-1
| Имеет представления об основных научных и методических источниках получения информации о нарушениях речи, методах их выявления, профилактики и коррекции
| |
| З-2
| Может назвать основные научно-методические журналы, электронные ресурсы, освещающие и предоставляющие информацию о нарушениях речи, методах их выявления, профилактики и коррекции
| |
2) Уметь:
| Индекс компетенции
| Индекс образовательного результата
| Образовательный результат
|
| ОК-1
| У-1
| Умеет эффективно взаимодействовать, сотрудничать с социальным окружением
|
| У-2
| Применяет методы и приемы по разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах
|
| ОПК-1
| У-1
| Уметь определять пригодность к профессиональной деятельности специального педагога (логопеда)
|
| У-2
| Может осуществлять анализ собственных личностных качеств в аспекте пригодности к профессиональной деятельности логопеда
|
| ОПК-2
| У-1
| Умеет анализировать социально-значимые проблемы и процессы
| |
| У-2
| Умеет выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и определять основные пути их решения
| |
| ОПК-3
| У-1
| Пользуется современными компьютерными, информационными и телекоммуникационными технологиями
| |
| У-2
| Умеет использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии
| |
| ПК-1
| У-1
| Может разрабатывать коррекционно-образовательные программы на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ
| |
|
| |
| ПК-3
| У-1
| Умеет осуществлять анализ коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования
| |
| У-2
| Умеет определить необходимую модель интеграции для детей с ОВЗ с учетом их речевого и психофизического развития
| |
| ПК-4
| У-1
| Умеет определить основные направления и содержание психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья
| |
| У-2
| Учитывает при определении направлений и содержание психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения общие и специфические особенности психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, их индивидуальные особенности
| |
| ПК-5
| У-1
| Умеет определить цели, задачи, направления, содержание, методы и приемы психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития
| |
| У-2
| Умеет отобрать необходимый диагностический инструментарий для реализации целей и задач психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ
| |
| ПК-6
| У-1
| Умеет ориентироваться в симптомах нарушения, устанавливать причинно-следственные зависимости и определять первичные и вторичные отклонения в психическом развитии, используя материалы медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ
| |
| У-2
| Способен на основе анализа результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ выделить дифференциальные показатели предполагаемого нарушения речевого и психического развития
| |
| ПК-7
| У-1
| Умеет определить задачи, содержание динамического наблюдения за ходом коррекционно-развивающего воздействия, а также основные показатели его эффективности
| |
| У-2
| Умеет отбирать необходимый диагностический инструментарий для осуществления динамического наблюдения за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности
| |
| ПК-8
| У-1
| Способен определить основную тематику консультаций для лиц с ОВЗ, их родственников, педагогов с учетом конкретной проблемы
| |
| У-2
| Умеет отобрать необходимый материал для проведения консультативной работы
| |
| ПК-9
|
| Умеет отбирать соответствующую научно-методическую литературу по проблемам изучения, профилактики и коррекции нарушений речи и оформлять библиографический список в соответствии с требованиями
| |
| У-1
| |
3) Владеть:
| Индекс компетенции
| Индекс образовательного результата
| Образовательный результат
|
| ОК-1
| В-1
| Демонстрирует толерантность, навыки сотрудничества, бесконфликтного поведения в различных ситуациях и с лицами различного возраста и социального статуса (учащимися, педагогами, администрацией ОУ, родителями и т.д.) в ходе профессиональной деятельности
|
|
|
| ОПК-1
| В-1
| Осуществляет рефлексию собственной коррекционно-педагогической деятельности с целью оценки ее качества и совершенствования
| |
| ОПК-2
| В-1
| Осуществляет рефлексию собственного поведения, оценку поступков и действий других людей в процессе профессиональной деятельности и вносит коррективы в процесс социального взаимодействия с целью их оптимизации и достижения положительных результатов коррекционно-педагогической работы
| |
|
| |
| ОПК-3
| В-1
| Целесообразно использует в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии, как с целью оптимизации коррекционно-развивающего процесса, так и с целью повышения своего профессионализма и презентации своей профессиональной деятельности
| |
|
| |
| ПК-1
| В-1
| На основе анализа результатов комплексного обследования лиц с ОВЗ определяет основные направления коррекционно-развивающего, составляет индивидуальные коррекционно-образовательные программы, организовывает коррекционно-развивающую среду, использует при реализации программ соответствующий методический инструментарий
| |
|
| |
| ПК-3
| В-1
| Взаимодействует с другими педагогами системы психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ, учителями начальных классов ОУ, родителями учащихся с нарушениями речи с целью создания условий для овладения учащимися с нарушениями речи общеобразовательной программы
| |
|
| |
| ПК-4
| В-1
| Взаимодействует с другими педагогами системы психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ, учителями начальных классов ОУ, родителями учащихся с нарушениями речи с целью создания условий для формирования у учащихся с нарушениями речи основ жизненной компетенции
| |
|
| |
| ПК-5
| В-1
| Демонстрирует навыки организации и проведения психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи
| |
|
| |
| ПК-6
| В-1
| На основе анализа результатов медико-психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи формулирует логопедическое заключение
| |
|
| |
| ПК-7
| В-1
| Анализирует и оценивает ход и эффективность коррекционно-развивающего воздействия, вносит предложения и коррективы с целью его оптимизации
| |
|
| |
| ПК-8
| В-1
| Реализует основные психолого-педагогические требования к консультированию педагогов и родителей детей с нарушениями речи
| |
|
| |
| ПК-9
| В-1
| Использует научно-методическую литературу по проблемам нарушений речи при написании доклада, реферата, организации коррекционно-педагогической и исследовательской деятельности
| |
Воспользуйтесь поиском по сайту: