Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вернер зомбарт и макс вебер: две точки зрения на происхождении капитализма




В начале прошлого века в Германии вышли почти одновременно две книги, которые сегодня считаются «классикой» социологии. Это работа Мак­са Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» (1905)1и работа Вер­нера Зомбарта «Евреи и хозяйственная жизнь» (1911)2. Обе указанные книги объединяло то, что их авторы пытались ответить на один фундаментальный вопрос социологии: каковы духовно­религиозные корни капитализма? Ответ Вебера сводился к тому, что современный капитализм возник в результате Реформации и появления «нового христианства» в лице протестантизма. От­вет Зомбарта был иной: «крестным отцом» капитализма стало еврейство с его религией иудаизма. Он писал: «…современный капитализм есть в сущ­ности не что иное, как эманация еврейского духа»3. Кстати, у Зомбарта был еще ряд трудов, посвященных «еврейской» теме: «Участие евреев в создании современного народного хозяйства» (1910), «Будущее евреев» (1912) и др. Эта тема нашла также свое отражение в фундаментальной работе Зомбарта «Бур­жуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека» (1913). Указанные работы подкрепляли вывод Зомбарта о решаю­щей роли еврейства в возникновении капитализма.

Кстати, обращая внимание на большую роль евреев в трансформации традиционного общества в капиталистическое, В. Зомбарт особенно под­черкивал их решающую роль в становлении капитализма в Северной Аме­рике (этому посвящена четвертая глава его работы «Евреи и хозяйственная жизнь»). После открытия Америки у евреев, которых продолжали изгонять из разных стран Европы, появилась возможность отправиться за океан: «Лишь только ворота Нового Света открылись для европейцев, как туда толпами устремились евреи. Мы уже видели, что открытие Америки хронологически

1 Мк Вб Пк эк х к б: П С, бщ Ю Д, П П Гк М: П, 1990

2 В Зб Е х ь В Зб Б Е х ь М: АП, 2004 С х б В Зб б ф ь С к кк бщк экк к (1902) к к экк ю, х э к к ш к б З,

3 В Зб Е х ь В Зб Б Е х ь М: АП, 2004 С 460

совпадает с годом изгнания евреев из Испании, мы видели, что последние годы XV в. и в первые десятилетия XVI в. массы евреев вынуждены были эмигрировать. Это была эпоха, когда еврейство Европы зашевелилось, как муравейник, в который воткнули палку. Нет ничего удивительного в том, что бóльшая часть этого муравейника направилась в подававшие большие надежды области Нового Света. Первыми купцами в Америке были евреи. Первые промышленные учреждения в американских колониях обязаны сво­им происхождением евреям»1. Первыми еврейскими колонистами были ев­реи Испании и Португалии, затем еврейская эмиграция в Северную Амери­ку стала осуществляться из Голландии, а еще позднее – из Англии. Новый мощный приток евреев в Северную Америку произошел в 1654 году, когда еврейские колонисты были изгнаны из Бразилии, бывшей на тот момент ко­лонией Португалии. Зомбарт в своей книге цитирует американского прези­дента Теодора Рузвельта, который в связи с 250­летием поселения евреев в Северной Америке заявил: «евреи помогли создать эту страну»2. Еще более выразительно заявление по этому случаю бывшего (на тот момент) амери­канского президента Гровера Кливленда, которого также цитирует Зомбарт: «…ни одна из составляющих американский народ национальностей не ока­зала большего, прямого или косвенного, влияния на развитие современного американизма, чем еврейская нация»3.

Вебер и Зомбарт были лично друг с другом знакомы (оба работали в Гейдельбергском университете) и между собой дискутировали по указан­ному вопросу, у каждого из них были свои веские аргументы в пользу за­щищаемой точки зрения. Об этих аргументах мы говорили в предыдущем разделе. Аргументы сторон часто оказываются более остроумными, чем «научно обоснованными» (хотя каждый из авторов пытается выглядеть предельно «объективным»). Напомним лишь один аргумент со стороны Вебера: страны, в которых капитализм развивался быстрее, были преиму­щественно протестантскими; страны католические в своем капиталисти­ческом развитии отставали. Вроде бы очень убедительный факт в пользу веберовской точки зрения. Но Зомбарт парирует этот аргумент своим объ­яснением: католические страны с их достаточно строгими христианскими ограничениями процента, прибыли и наживы «выдавливали» евреев с их «духом капитализма» в страны протестантские, где таких ограничений не было. И скапливавшиеся там евреи выступали в роли «мотора» быстрого капиталистического развития.

1 В Зб Е х ь В Зб Б Е х ь М: АП, 2004 С 455 2 Т С 461 3 Т

В конечном счете точка зрения Макса Вебера (несмотря на все логиче­ские натяжки) оказалась более популярной, сегодня она перекочевала в учеб­ники по истории, экономики, социологии. По нашему мнению, эта точка зре­ния возобладала не в силу каких­то чрезвычайно убедительных аргументов и фактов, а потому, что она идеологически выгодна тем, кто заботится об имидже капитализма. Ведь она представляет капитализм в качестве строя, получившего «освящение» со стороны христианства. «Первопроходцы» ка­питализма изображаются Вебером как «христианские герои», демонстриру­ющие аскетизм и ищущие спасения своей души (хотя и своеобразным спо­собом – через обогащение; причем не любые методы обогащения для них являются приемлемыми – они строители «цивилизованного» капитализма)1.

А может быть, превознесение в XX веке версии Вебера было призвано скрыть истинную роль еврейства в становлении капитализма? О роли ев­рейства (иудаизма) в становлении капитализма в истекшем веке говорили мало. Вероятно, отчасти из­за «рискованности» темы (любое неосторожное высказывание о еврействе – повод для обвинения автора в «антисемитиз­ме»). Отчасти из­за недостатка информации.

По истечении века после выхода работы Зомбарта обозначился опреде­ленный интерес к творческому наследию немецкого социолога за рубежом и в России2. Также наметилось некоторое оживление в обсуждении подня­той Зомбартом темы о роли евреев в становлении капитализма. Оживление преимущественно со стороны тех авторов, которые позиционируют себя как «евреи».

Прежде всего следует упомянуть книгу известного западного полито­лога (бывшего первого президента Европейского банка реконструкции и развития) Жака Аттали под названием «Евреи, мир и деньги» (на француз­ском языке)3. В этот список следует добавить большую статью Ирины Федо­сеевой «Евреи и капитализм», опубликованную в еврейском русскоязычном журнале4. Наконец, это вышедшая на русском языке книга израильского журналиста и писателя Петра Люкимсона «Бизнес по­еврейски. Евреи и деньги»5. К указанным работам можно также прибавить книгу Джерри

1 С: В С Бф Пк эк Р: http:chrisocnarod

rublef_protestantskoi_etikihtm 2 С: Е А Ок Э фк эк к В Зб Ок: ь П П, 2009; Мк А В В Зб бщ: (ффкк) М: ППМ, 2002; Б к Р Г. С В Зб Р Ж ь Т IV, 2001 № 1; Шк Р П В Зб: Ж ь Т IV, 2001 № 1

Мюллера из Католического университета Америки под названием «Капита­лизм, коммунизм и евреи»1.

Знакомство с этими работами вновь заставляет нас задуматься о том, каковы же действительные духовно­религиозные причины возникновения капитализма. Вопрос не праздный, ибо мы сами уже два десятка лет живем при капитализме. Нам не мешало бы разобраться в этом новом для нас мире, причем не только в его экономическом порядке (на эту тему у нас пишут не­мало), но также в его духовно­религиозном устроении.

Сразу отмечу, что книга Джерри Мюллера на меня впечатления не произ­вела, ибо он исследует свой предмет как внешний наблюдатель (т.е. нееврей). Его исследование поверхностно, после книги Зомбарта читать ее неинтерес­но. Столь же поверхностна статья Ирины Федосеевой (в ней просто собраны некоторые факты, которые специалисту уже давно известны). Книга Жака Аттали на первый взгляд выглядит как фундаментальное исследование. Но при ближайшем с ней ознакомлении она производит впечатление чрезмерной пафосности и хвастовства: по мнению автора, евреи были везде, во всем и всегда впереди. Он прослеживает историю еврейского народа со времен Мои­сея и доказывает, что уже в те времена евреи были носителями «духа капи­тализма». Приведем несколько выдержек из книги Аттали. Прежде всего он с гордостью сообщает, что евреи дали миру две самые важные вещи – единого Бога и деньги: «Еврейский народ сделал деньги уникальным и универсаль­ным инструментом обмена, точно так же как он сделал своего Бога уникаль­ным и универсальным инструментом превосходства…»

Автор полагает, что предписания, касающиеся поведения евреев в мире денег, которые содержатся в Талмуде, порождены не какой­то высшей силой, а привычками и характером тех людей, которые составляли Талмуд: «Авторы Талмуда сами были в большинстве торговцами, экспертами по экономике…»

Любые отношения купли­продажи, а также стремление к богатству, по мнению автора, вполне естественны, так как благословлены Богом: «Исав и Иаков подтверждают необходимость обогащения для того, чтобы нравиться Богу… Бог благословляет богатство Иакова и разрешает ему купить право первородства у его брата Исава – это доказательство, что все имеет матери­альную цену, даже в виде чечевичной похлебки».

Деньги, как считает Ж. Аттали, это не только инструмент купли­продажи или накопления богатства, но они также средство организации самого совер­шенного общественного устройства: «В этом жестоком мире, управляемом с помощью силы, деньги постепенно оказываются высшей формой организа­ции человеческих отношений, позволяющей разрешать без насилия все кон­фликты, включая религиозные».

1 Д Мю К, к П М: Кь П, 2011 – 286

Деньги, будучи неким универсальным инструментом, доступным для людей любой национальности и вероисповедания, тем не менее являются в первую очередь достоянием евреев, противостоящих остальному миру: «Деньги – машина, которая превращает священное в светское, освобождает от принуждения, канализирует насилие, организует солидарность, помога­ет противостоять требованиям неевреев, является прекрасным средством служения Богу».

Как видно из приведенной выше цитаты, служение евреев деньгам у Ж. Аттали приравнивается к служению их Богу. Капитализм для него – это не только рынок с его специфическими способами обогащения, это прежде всего – новая религия. Он не дает ей название, по смыслу это – религия денег. Для подкрепления своей мысли о «духовной» пользе ростовщичества для ев­реев Аттали приводит цитату из рабби Якова Тама: «Это почетная профессия, ростовщики зарабатывают деньги быстро и достаточно, чтобы отказаться от других профессий и посвятить себя религиозным занятиям». Обращается внимание на то, что занятия деньгами также позволяют избегать евреям тру­довых занятий по найму: «Важное положение: каждый должен любой ценой избегать соглашаться на принудительную работу, делающую зависимым, так подчиняться кому­то равносильно возвращению в Египет… Этот запрет объ­ясняет, почему в течение веков евреи наиболее часто отказываются входить в крупные организации и предпочитают работать на себя».

Для Аттали нет сомнения, что капитализм – это самый лучший в исто­рии человечества строй и что он – детище исключительно еврейского народа. Его книгу с полным основанием можно было бы назвать: «Манифест еврей­ского капитализма». Бросающаяся в глаза идеологическая ангажированность книги создает у вдумчивого читателя недоверие к тому, в чем бывший бан­кир стремится убедить читателя.

А вот толстую книгу Петра Люкимсона «Бизнес по­еврейски. Евреи и деньги» я прочитал с большим интересом. Она не претендует на «академи­ческое исследование», написана живым и доходчивым языком (автор – вы­ходец из СССР и русским языком владеет превосходно). Книга базируется на многочисленных источниках, в том числе таких «первоисточниках», как Тора и Талмуд. Главное ее достоинство – она отражает еврейскую жизнь в мире денег и экономики «изнутри», причем на «бытовом уровне».

Конечно, это отражение лишь частичное, упрощенное и нередко ис­каженное. Прежде всего потому, что автор пытается взглянуть на мир де­нег и экономики глазами «среднестатистического» еврея, а сегодня такой еврей – «средняя температура по госпиталю». Мир евреев сегодня стал очень разнородным. В первую очередь в духовно­религиозном отношении: он состоит из атеистов, агностиков, ортодоксальных иудеев, «модернизиро­ванных» иудеев и т.п. Наверное, для ортодоксальных иудеев Израиля Лю­кимсон – лишь «внешний наблюдатель» «истинной» еврейской жизни. Но таких «внешних наблюдателей» в современном Израиле – не менее 90%. Люкимсона, судя по всему, можно отнести к агностикам, но при этом он (как законопослушный гражданин Израиля) вполне уважительно и серьез­но относится к таким религиозным «источникам», как Тора, Талмуд и Каб­бала. Опираясь на эти источники, он пытается максимально нивелировать «субъективный фактор» в своем исследовании. Иначе говоря, очертить не­кий «нормативный подход», которым должен руководствоваться современ­ный еврей, соприкасающийся с миром денег, бизнеса, экономики. При этом он признает, что в ряде случаев евреи нарушают (и даже сознательно игно­рируют) официальные и неофициальные нормы денежной, имущественной и предпринимательской этики.

В данном разделе попытаемся решить следующие задачи.

Во­первых, попытаться на основе книги Люкимсона составить пред­ставление о религиозно­этических нормах евреев в сфере денежных, имуще­ственных и экономических отношений (назовем эти нормы «экономической этикой Торы» 1).

Во­вторых, оценить, насколько эти нормы соответствуют «духу капи­тализма», а также прояснить вопрос о «вкладе» евреев в становление и раз­витие капитализма.

В­третьих, сравнить «экономическую этику Торы» с соответствующими нормами христианства.

Несколько слов о нормах христианства. Христианские нормы этики, от­носящиеся к сфере имущественных и хозяйственных вопросов, получили до­статочно полное освещение в работах Н. В. Сомина2. Он справедливо отмеча­ет, что они не были некоей константой в течение всей истории христианства. Сомин выделяет три основные «экономические доктрины» христианства.

Первую он условно называет «святоотеческой» (основная роль в фор­мировании этой версии принадлежит Св. Иоанну Златоусту). Вторую – «умеренной». Третью – «протестантской». На протяжении первого ты­1 Т эк Т О эк, щ ьк Т (Пк М), к х кх к Вх З (Т х) Т К эк Т кюю к Кбб, б (к П Люк бьш) Об э б: Люк Т Т 1–2 П О П М: Эк к, 2009

2 О б В С х эк х: 1) У С З б, б, б; 2) Сь Вх З [Уб б]; 3) Экк к Сщ П Цк [Уб б] В к к щ Х к к ш, х кх б к ьэкк х

сячелетия христианства, вплоть до времени Фомы Аквинского (XIII век), превалировала самая строгая доктрина – «святоотеческая». Суть ее в доста­точно бескомпромиссном неприятии богатства и частной собственности. «Умеренная» доктрина стала доминирующей в Католической церкви. Она уже допускает возможность богатства и частной собственности (с целым рядом оговорок). Наконец, «протестантская» доктрина открыто поддержи­вает стремление человека к богатству, а частную собственность считает наиболее соответствующей природе человека. «Протестантская» доктрина, по мнению Н. В. Сомина, имеет много общего с экономической доктриной иудаизма. В сегодняшнем православии превалирует «умеренная» доктри­на. Что касается католицизма, то он в конце XX – начале XI вв. фактически встал на позиции «протестантской» доктрины.

Для решения поставленных нами задач используем материал первых двух глав книги Люкимсона, где сформулированы ключевые нормы эконо­мической этики Торы, относящиеся к таким вопросам, как богатство, бед­ность, деньги. В общей сложности нами выделено шестнадцать основных положений (норм) экономической этики Торы. Одиннадцать из них условно относятся к вопросам богатства и бедности. Остальные – преимущественно к деньгам. Метода нашего исследования такова: сначала мы даем нашу крат­кую формулировку, раскрывающую суть того или иного положения (нормы); затем приводим выдержки из текста Люкимсона, иллюстрирующие соответ­ствующее положение; после этого предлагаем наши комментарии.

И еще одно предварительное замечание: данный раздел посвящен не столько «еврейскому вопросу» и иудаизму, сколько оценке христианства, су­ществующего в условиях капитализма. А такая оценка будет точнее и объек­тивнее при условии понимания нами экономической доктрины иудаизма.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...