Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фома аквинский: смена экономических парадигм церкви




Разговор на тему о трансформации западного христианства выходит за рамки наше й работы – это тема для историков – прежде всего историков 1 О Чк Вк ф: к ф к

Рк, 22122010 2 Ц: О Чк Вк ф: к ф к Рк, 22122010

христианской церкви и историков религии в целом. Здесь мы отметим лишь четыре идейные уступки (под уступками мы имеем в виду отход от тради­ционных установок христианства), которые имели самое непосредственное отношение к созданию условий для зарождения капитализма. Чтобы было понятно, в чем суть уступок, отметим, что в истории христианства существо­вало несколько хозяйственных парадигм.

Напомним, что означает слово «парадигма»: «Парадигма (греч. para­deigma – пример, образец) – 1) понятие античной и средневековой фило­софии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в со­ответствии с которым бог­демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки – система теоретических, методологических и аксиоло­гических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества»1. Применительно к рассматриваемому нами случаю под парадигмой понимаются некоторые ключевые положения (принципы) хозяйственной этики. Такие парадигмы могут разделяться всеми членами церкви по умолчанию или фиксироваться в решениях церковных органов (например, в решениях церковных соборов). В хозяйственных парадигмах отражаются принципы (правила) христи­анского отношения к таким предметам, как богатство и бедность, формы собственности, труд и трудовые отношения, благотворительность, деньги, ростовщичество, торговля и цены и т.п. В работах Н. В. Сомина по христи­анской хозяйственной этике выделяется три основные парадигмы отноше­ния христианства к богатству и собственности:

1) «святоотеческая»;

2) «умеренная»;

3) «протестантская».

Первая из них предполагает неприятие богатства, отвержение частной собственности, общность имущества в рамках христианских общин. Вто­рая исходит из допустимости богатства (при условии правильного к нему отношения) и предпочтительности частной собственности (при условии соблюдения принципа социальной справедливости). Третья рассматривает богатство как цель и идеал человека, частную собственность рассматривает как единственно допустимую2.

Если исходить из такой классификации, то в Западной церкви до Фомы Аквинского преобладала «святоотеческая» парадигма собственности. После него вплоть до Реформации доминирующей стала «умеренная» доктрина.

1 С ш ффк ь Р: http:wwwslovopediacom 2 С: В С Экк к Сщ П Цк К к Лк 6: О хк ш к х ф Р: http:chrisocnarodruposobie_mainhtml

После появления протестантизма в его лоне появилась «протестантская» па­радигма собственности. В католицизме, как мы ниже покажем, до XX века доминирующей оставалась «умеренная» доктрина. Сегодня католицизм «умеренную» доктрину фактически сменил на «протестантскую» доктрину.

Они нашли свое отражение в трудах по хозяйственной этике наиболее известного в те времена католического богослова Фомы Аквинского (1225– 1274)1, а также его последователей.

1 Уступка в понимании богатства и бедности. До Ф. Аквинского со­циальным идеалом Западной церкви была бедность, он же придал бедно­сти и богатству равный статус (с традиционной оговоркой, что богатство не вредно, если к нему не привязываться сердцем). Большое внимание в работах Ф. Аквинского уделяется средствам накопления богатства – че­рез рационализацию всех сторон жизни. В конечном счете этот рацио­нализм способствовал формированию капиталистического менталитета европейцев. Особой критике подвергалось расточительное поведение че­ловека, пропагандировалась идея «разумной экономии». Среди основных грехов особенно выделялся грех праздности (со ссылкой на то, что проис­ходит бесполезная растрата самого главного блага человека, полученного им от Бога, – времени).

2 Уступка в вопросе частной собственности. До Ф. Аквинского хри­стианским социальным идеалом выступала общность имущества (учение, которое берет свое начало от Иоанна Златоуста и других Святых отцов пер­вых веков христианства). Ф. Аквинский, формально не отбрасывая принцип «общности имущества», внес в него совершенно иное понимание: это не общественная (нераздельная коллективная) собственность, а обособленная, т.е. частная, собственность, причем она должна быть более или менее равно­мерно распределена среди всех членов общества. Ф. Аквинский не только допускает частную собственность, но считает ее предпочтительной: «Чело­веку позволительно владеть благами на правах собственности. Это даже не­обходимо для человеческой жизни по трем причинам. Во­первых, каждый человек больше заботится о том, что является его собственностью, чем о том, что принадлежит всем или многим; действительно, в этом случае каждый избегает усилий и предоставляет другим заботу об общем благе. Во­вторых, в управлении благами больше порядка, когда забота о каждой вещи доверена одному человеку, тогда как был бы полный беспорядок, если бы все занима­лись всем. В­третьих, мир между людьми лучше гарантируется, если каждый довольствуется тем, что имеет; действительно, мы констатируем частые ссо­ры между теми, кто владеет вещью сообща и нераздельно»2.

 

1 О б э С 2 Ц: Ж К Сь к к к П ф М: П, 1964 С 77

 

1. Уступка в вопросе о ссудном проценте. Одобрение капиталистиче­ской прибыли. Она была продиктована необходимостью легализовать ростов­щическую деятельность, которую практиковала Католическая церковь очень широко и которая в конечном счете укрепляла ее политическую власть в Европе1. Было произведено деление ссудных операций на «справедливые» и «несправедливые», «дозволенные» и «недозволенные». К «несправедливым» и «недозволенным» операциям относились ссуды на приобретение товаров и иных благ для личного потребления – потребительские кредиты. Такие ссу­ды не развивают экономику, усиливают паразитизм ростовщиков, разоряют должников. А вот «справедливыми» и «дозволенными» считались ссуды, за счет которых их получатели могли бы осуществлять свои коммерческие и производственные проекты; кредитор получает право на часть прибыли от проекта; процент может также рассматриваться как плата за риск возмож­ной потери денег. Признавая законность некоторых ссудных операций под процент, Ф. Аквинский одновременно признал законность прибыли на капи­тал. «Справедливые» ссуды способствуют развитию экономики, появлению инициативных и предприимчивых людей в обществе (в противовес вялым, праздным и ленивым ростовщикам прошлого).

2. Уступка в вопросе о «справедливых» ценах. До Ф. Аквинского «спра­ведливыми» считались цены, которые покрывали издержки производства и не давали продавцу торговой прибыли (так называемая «естественная» цена). Ф. Аквинский расширил понятие «справедливой» цены: таковой может быть и цена, обеспечивающая продавцу «нормальную» торговую прибыль («законная», или «нормальная рыночная», цена). Недопустимой оставалась лишь цена, обеспечивающая продавцу спекулятивную прибыль («спекулятивная» цена).

 

Этическое учение Ф. Аквинского ставило своей целью воспитание Ев­ропы с упором на такие качества человека, как: благоразумие, память, рассу­док, изобретательность, предприимчивость, осмотрительность, предвидение, осторожность. Все это, естественно, в достаточно «умеренных дозах» и под прикрытием крайне осторожных формулировок.

Многие вполне справедливо обращают внимание на двойственность, противоречивость, непоследовательность экономической доктрины католи­цизма. Фактически такая доктрина уже поощряла развитие капитализма и духа предприимчивости, но при этом ее авторы (Ф. Аквинский и его после­дователи) постоянно подчеркивали необходимость соблюдения «этических норм». Например, активно осуждался обман в торговле, поддерживался

1 Пб б э: А С Пк Ф щ (Г 5: Т, Ч, Кб ф Р: http:samlibruppasynkow_a_s usurydatashtml

принцип милосердия и социальной справедливости и т.п. Как бы там ни было, но экономическая доктрина католицизма уже позволила наполовину легализовать «дух капитализма» в Европе – еще до того, как на свет появил­ся протестантизм1.

«Католическая этика» и «дух капитализма»

Макс Вебер с его «Протестантской этикой и духом капитализма» все за­слуги по строительству капитализма отнес на счет протестантизма. Однако «заслуга» католицизма в данном случае не меньшая.

Сначала влияние католицизма на формирование «духа капитализма» было трудно различимым. Одна из «заслуг» католицизма формирование рационалистического мышления у средневекового человека. Схоластика ка­толицизма – исходный пункт рационализма – материалистического мировоз­зрения современного «экономического человека». Первоначально рациона­лизм рассматривался как чисто рассудочный метод изучения и объяснения Священного Писания, сводящий даже мистическое и иррациональное к ло­гическим построениям. Считается, что основоположником рационализма был французский католический богослов Абеляр (1079–1142). Позднее ра­ционализм стал использоваться как универсальный метод познания мира, полагающийся лишь на рассудок и отметающий любой чувственный опыт, противоречащий рассудку. О рационализме как важнейшем атрибуте капи­талистического сознания много и убедительно писали наши славянофилы. Приведем, например, рассуждение Константина Леонтьева: «Люди захоте­ли приложить теорию рассудка к жизни, к политической и социальной прак­тике. Всякая мистическая ортодоксия не рациональна; неограниченная власть одного не рациональна; наследственная привилегированная аристократия, дворянство и т.д. не рациональны. Все это – мистическое, наследственное и т.д. ограничили и уничтожили. Но так как равенства полного достичь при этом не могли, то явилось, как логическое неизбежное последствие – преоб­ладание капитала, торжество буржуазии и т.д. Ведь это преобладание при по­верхностном взгляде кажется даже гораздо более рациональным, чем мисти­ческие и наследственные привилегии. Так как люди не равны способностями, умом, терпением, твердостию, физической силой, то пусть более сильные, терпеливые, умные, твердые и выдвигаются – богатея. Вот всем известное оправдание для буржуазного общества и капитализма. Рядом с этим рацио­нальным усилением капитализма (которому до начала ассимиляционной ре­волюции мешало преобладание духовенства, монархов и дворянства) стало

1 С: С А Тк Эк ь к к Р: http:wwwkapitalrusruindexphparticlesarticle174313

возрастать и другое детище того же рационализма – точная наука, механика, физика, химия, техника. Рационализм точных и прикладных знаний есте­ственно вступил в теснейший союз с рационализмом капитала»1.

Современный исследователь капитализма и критик Вебера Ю. Кузнецов подчеркивает, что «заслуга» формирования у европейцев рационалистиче­ского сознания принадлежит не протестантизму (как это ошибочно полагал Вебер), а именно католицизму: «Хотя нельзя не признать, что протестантизм (особенно в кальвинистской форме) способствовал распространению рацио­нализма, ему не принадлежит ни первенство, ни ведущая роль в этом деле. Гораздо большее значение для утверждения престижа и навыков рассудоч­ного мышления имела ранняя и поздняя схоластика»2. Кстати, под влиянием рационализма хозяйственная деятельность человека и общества как объект изучения превратилась в самостоятельную «науку», которая очень быстро порвала всякие связи с богословием3.

Выше мы уже отмечали, что «дух капитализма» прочно поселился внутри церковной ограды католицизма (занятия ростовщичеством, симония, торгов­ля индульгенциями). Кроме того, католические богословы (начиная с Фомы Аквинского) начали перестраивать экономическую доктрину Западной церк­ви, делая ее более «толерантной» в отношении некоторых форм проявления «духа капитализма». О том, что Макс Вебер недооценил вклад католицизма в развитие капитализма в Европе, пишет современный исследователь като­лицизма О. Н. Четверикова: «Как известно, в экономической истории твердо закрепилось положение Макса Вебера о том, что идейно­духовной основой капитализма явилась протестантская этика в ее кальвинистском варианте, давшая религиозное обоснование права на получение прибыли и способство­вавшая сакрализации предпринимательства. Действительно, учение Каль­вина представляло собой открытое оправдание ростовщического процента и откровенный призыв к накоплению богатства, истолкованного как главное свидетельство Божьей избранности. Это подготовило почву для обособле­ния экономических мотивов и интересов человека в отдельную сферу и их высвобождения из­под традиционного нравственного контроля, что привело в итоге к формулированию концепции «экономического человека». Однако при популяризации веберовской идеи оставляли в тени более опасное явле­1 К Ль Вк, Р С М, 1996 С 651–652 2 Ю К Т Вб П к к Р: http:wwwsapovrujournal200301kuznetsov_weberhtm 3 Д э х ьь ь щ кх б (х эк) О ф ь экк к З ь к экк шк Мю Рб: Rothbard M N conomic Thought before Adam Smith (An Austrian Perspective on the History of conomic Thought Volume 1) Cheltenham, UK; Northampton, MA, USA: dward lgar, 1995 (2–4)

ние – то скрытое оправдание и поощрение ростовщического процента и при­были, которое очень рано утвердилось в Католической церкви и позволило ей создать совершенную модель долговой экономики с отработанными механизмами финансового закабаления, легшую в основу банковской си­стемы нового времени»1.

Историки экономики и хозяйственного права обращают внимание, что все необходимые для развития капитализма методы и инструменты уже были апробированы и усовершенствованы в недрах католицизма. «Такие важнейшие интеллектуальные и институциональные инструменты капита­лизма, как бухгалтерия, основанная на принципе двойной записи, векселя, аккредитивы, вексельное и вообще торговое право, были созданы в католи­ческих странах»2.

Кстати, многие исследователи истории капитализма выпускают из поля зрения такой важный момент, как появление в католической Евро­пе института «юридического лица». В хозяйственной жизни до этого присутствовали только физические лица, т.е. отдельные личности, кото­рые были субъектами экономических отношений. Эти субъекты должны были руководствоваться не только и не столько юридическими, сколько нравственно­религиозными нормами. Последние были, как правило, более строгими, нежели юридические нормы. Нравственно­религиозные нормы сковывали «дух капитализма» средневекового предприимчивого католи­ка. Именно поэтому он стал использовать институт «юридического лица», который формально существовал еще в римском праве, но не получил в Древнем мире сколь­нибудь значительного развития. Это некий абстракт­ный субъект хозяйства, которое живет лишь по юридическим нормам, а нравственно­религиозные нормы на него не распространяются. Папа рим­ский Иннокентий IV заявил, что корпорации являются «фиктивными лица­ми». На Лионском соборе 1245 года, отвечая на вопрос, можно ли отлучить от церкви корпорацию, этот папа сказал, что всякое отлучение распростра­няется на душу и совесть. Поэтому корпорации не могут быть отлучае­мы от церкви, т.к. не имеют ни души, ни совести, ни воли, ни сознания; они являются лишь отвлеченными понятиями (nomen intellectuale), право­выми наименованиями (nomina sunt juris), фиктивными лицами (persona ficta). «Юридическое лицо» стало очень удобным прикрытием для пред­приимчивого европейца, позволяло ему без зазрения совести нарушать нравственно­религиозные нормы. Юридическое лицо могло обманывать,

1

Рк, 22122010 2 Ю К Т Вб П к к Р: http:wwwsapovrujournal200301kuznetsov_weberhtm С к: Д Г Б З: эх ф М: Мкк, 1994 Г 11

эксплуатировать, доводить людей до нищеты, накапливать богатства и т.п., не неся никакой морально­религиозной ответственности перед другими людьми, обществом, церковью и Богом. Наиболее известные юридические лица позднего Средневековья и Нового времени – торговый дом Фуггеров в Германии, генуэзский банк св. Георгия, английские и голландские Ост­и Вест­Индские компании. Позднее появились корпорации1 (юридические лица) с ограниченной гражданско­правовой ответственностью лиц, высту­павших учредителями и владельцев корпорации (ответственность ограни­чивалась взносами учредителей, пайщиков, акционеров). Это позволяло таким лицам осуществлять разного рода сомнительные операции и сделки без риска потери личного имущества.

Конечно, появившись на свет, протестантизм сразу заявил о себе как о религии, гораздо более радикальной (с точки зрения «духа капитализма»), чем католицизм. Протестантская модель капитализма оказалась более «кон­курентоспособной» по сравнению с католической2. Первая модель была прак­тически наиболее последовательно реализована в таких странах, как Англия, США, Швейцария, Нидерланды. Там, как известно, капитализм развивался быстрее, чем в странах католических (Италия, Испания, Португалия).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...