Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Между первым и вторым храмами: переломная точка еврейской истории




Для понимания истории еврейского народа и Иерусалимского храма не­обходимо обратить внимание на некоторые наиболее значимые точки, в ко­торых вектор этой истории делал повороты и развороты. В первую очередь такими переломными точками были события, связанные с захватами еврей­ского государства внешними завоевателями: ассирийцами, вавилонянами, персами, египетскими царями, сирийскими правителями (Селевкидами) и, наконец, римлянами. Наиболее крутой «разворот» еврейской истории, по нашему мнению, произошел после захвата Иудеи вавилонским царем На­вуходоносором, разрушения им Первого храма и увода в плен иудеев. Этот плен, как отмечают еврейские источники, отразился на быте и культуре евреев. Большое влияние он оказал на их религиозную жизнь (в течение нескольких десятков лет они были лишены возможности совершать глав­ный религиозный акт – жертвоприношение, которое могло осуществляться только в Иерусалимском храме; в этой связи в правила религиозной жизни иудеев были внесены определенные коррективы). Еврейский язык был пре­дан окончательному забвению, его постепенно вытеснил арамейский. Резко усилилась тяга евреев к изоляционизму1, появилось чувство национального превосходства, усилилась борьба за «чистоту крови»2, четко обозначился курс на господство над другими народами.

После Вавилонского пленения у евреев появился зафиксированный в письменном виде закон в виде Торы (Пятикнижие Моисеево); это была сво­еобразная «конституция» еврейского народа, детально регламентирующая многие стороны его жизни. Как отмечает Н. М. Никольский, книги Закона Моисеева были привезены в 444 г. до н.э. еврейским вождем Ездрой 3 в Иеру­салим из Вавилона, были зачитаны перед народом и народ принес присягу на верность этому закону4. Благодаря принятию Торы у еврейских вождей появился инструмент эффективного контроля своего народа.

Но нас с учетом обсуждаемых вопросов интересует еще одно послед­ствие Вавилонского пленения: в плену евреи «заразились» «духом капита­

1 К, к кк ь В О б кх ш В

2 С: Эк к эк Сь П к Р

: http:wwwelevencoilarticle13241 3 Е (– Э) –, ш ю Р ф, кю ь к Т (Пк) ф Ф Е кк к Кк

4 М кьк Д ь М: Кф+, 2004 С 127

лизма». Многие современные исследователи сходятся во мнении, что капи­тализм в истории человечества появился не в конце Средних веков (когда стартовал процесс так называемого «первоначального накопления капита­ла») и не после буржуазных революций в Европе (английской в XVII веке и французской в XVIII), как это вытекает, например, из марксистской концеп­ции истории. Последняя предполагает, что история человечества – последо­вательная смена общественно­экономических формаций. Соответственно, в ней выделяются следующие этапы мировой истории: первобытно­общинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм, коммунизм1.

Сегодня мы постепенно отходим от такого искаженного представле­ния об истории человечества. Тысячи фактов подтверждают, что еще на этапе так называемого «рабовладельческого строя» уже существовал ка­питализм как модель общества, базирующегося на достаточно развитых товарно­денежных отношениях и ориентированного на получение прибыли (накопление богатства). А средствами получения прибыли мог быть как на­емный труд, так и труд рабов. Прибыль же преимущественно выступала в форме торговой прибыли и ссудного процента. То есть ранний капитализм был преимущественно торгово-ростовщическим. Кстати, современный западный капитализм также приобрел ярко выраженные черты торгово­ростовщического капитализма, что делает актуальным изучение раннего (древнего) капитализма. При знакомстве с ранним капитализмом бросается в глаза большое его сходство с современным западным капитализмом – на­следником древнего Вавилона и Древнего Рима. Что касается классическо­го промышленного капитализма (модель английского капитализма первой половины XIX века), то его на Западе уже нет2.

О «древнем» (или «раннем») капитализме писали немецкие истори­ки, экономисты и социологи М. Вебер, Т. Моммзен, К. Каутский, Э. Мейер, В. Зомбарт, итальянский юрист и экономист Джузеппе Сальвиоли, наш оте­чественный историк М. И. Ростовцев, английский историк Арнольд Тойнби и многие другие. Большинство из них связывают «ранний» капитализм с античным обществом – Древней Грецией и Древним Римом. Считается, что своего пика «ранний капитализм» достиг в Древнем Риме в период поздней республики и в начале императорского периода (начало I в. до н.э. – конец I в. н.э.). В это время там существовали громадные латифундии, на которых использовался труд рабов и которые производили товарную продукцию (модель так называемого «классического рабства»). А в Риме пышным цве­

1 В кх кк ф кк ф: б к

2 Тк к бьш К кх х, хщх ф б к

том расцвело ростовщичество, «вечный город» стал также центром между­народной торговли.

Но факты говорят, что капитализм появился еще раньше. Зачатки при­митивного капитализма (протокапитализма) существовали в древней Асси­рии, древнем Вавилоне, у финикийцев. На границе второго и третьего тыся­челетий до нашей эры в Ассирии возник город Ашшур, который представлял собой, как утверждают некоторые историки, первую торговую факторию (по крайней мере упоминаемую в дошедших до нас документах). Город на­ходился на пересечении важных торговых путей из Месопотамии в Сирию и Иран. В городе правила имущественная олигархия богатых купцов. По­добно крупной фирме, торговцы Ашшура учредили еще множество филиа­лов – дочерних факторий­поселений на пространствах от Месопотамии до Малой Азии и контролировали их. Ашшуром управляла элита, состоящая из представителей жречества и богатых торговцев, – торгово-жреческая олигархия. Позднее Ассирийское царство с его «островками капитализма» пришло к закату, и его сменило Вавилонское царство1.

На тот момент, когда Навуходоносор покорил Иудею, Вавилонское цар­ство было тем местом на земле, где капитализм достиг наиболее высокого уровня развития. Как пишет английский исследователь древней истории Джеймс Веллард, «…к 1800 г. до н.э…. доминирующим фактором в разви­тии экономики (Вавилонского царства. – В. К.) стал частный капитал. Таким образом, на смену шумерской модели религиозного коммунизма пришли торговля и коммерция, ставшие столпами Вавилонской империи… Капита­лизм, впервые появившийся на исторической сцене, не слишком отличался от современной его формы»2. Своего максимального расцвета Вавилонское царство достигло во время, непосредственно предшествующее вторжению Навуходоносора в Иудею. Тогда численность населения в городе Вавилон выросла до одного миллиона человек (лишь два города Древнего мира – Рим и Александрия – выходили на такую численность населения, но таких масштабов они достигли существенно позднее). Как отмечает один наш ис­следователь, «особенность социальной структуры Вавилона заключалась в том, что правившая в нем финансовая олигархия была неразрывно связана с жречеством. Храмы были ни чем иным, как крупными фирмами и банками, проворачивавшими масштабные сделки, дававшими деньги под проценты, владевшими крупной недвижимостью: землями, ремесленными мастерски­ми, торговыми лавками. По сути, жреческие корпорации Вавилона были

1 Пб: Мк Жк Ц Чь 3 Р: http:

wwwnbinforunbcivilgold3htm 2 Д В В Р бь Ч П М: ЗАО Цф, 2004 С 140–141

одновременно и финансовыми»1. Наряду с собственностью храмов там была сильно развита нехрамовая частная собственность в рамках крупных ком­мерческих организаций (торговые дома Эгиби и Мурашу). Археологические документы (клинописные таблицы) свидетельствуют о том, что в Древнем Вавилоне заключались многочисленные договора, велись судебные тяжбы, регистрировалась недвижимость.

Евреи, которые пробыли в Вавилонском плену несколько десятков лет, успели впитать в себя «дух капитализма», получить ощутимые результаты от коммерческой деятельности, приобрести «вкус» к торгово­ростовщическому бизнесу. Некоторые исследователи обращают внимание, что еще до Вави­лонского плена евреи проявляли склонность к торгово­ростовщической дея­тельности, которая не могла раскрыться в условиях Иудеи. Те сравнительно немногие евреи, которые оказались за границей еще до разрушения Иеруса­лима Навуходоносором, сумели добиться больших успехов в бизнесе. Читаем у Г. Чамберлэна: «Впрочем, в высшей степени замечательно, что евреи, не дождавшись плена (а тем паче – рассеяния по всей земной поверхности), уже раньше проявили предпочтение такого рода жизни. В целом ряде городов, находившихся на берегах Тигра и Ефрата, были найдены еврейские печати из более древних эпох, и уже во времена Сенахириба, – следовательно, за 100 лет до первого разрушения Иерусалима, – самым большим банкирским домом в Вавилоне был иудейский дом под фирмой “Братья Эгиби”. Говорят, что он тогда занимал на Востоке такое же положение, как в настоящее время в Европе дом Ротшильдов»2. О вероятном появлении еврейской диаспоры еще до Вавилонского пленения мы узнаем также у С. Я. Лурье: «В эпоху Вавилон­ского пленения, а вероятно, даже раньше (курсив мой. – В. К.), евреи были по преимуществу народом рассеяния. Палестина была только религиозным и отчасти культурным центром»3. Понятие «плен» применительно к жизни евреев в Вавилоне достаточно условно. Практически никаких ограничений на занятия теми или иными видами деятельности «пленники» не имели. Им было разрешено выехать на новое место жительства со всем своим имуще­ством, слугами и рабами. Наконец, «пленники» могли свободно передви­гаться по всем просторам Вавилонского царства для осуществления своего бизнеса. Это привело к тому, что еврейские общины стали появляться в раз­ных географических точках еще при вавилонском царе. О том, что активное формирование еврейской диаспоры происходило уже во время Вавилонского

1 Мк Жк Ц Чь 3 Р: http:wwwnbinforu

nbcivilgold3htm; к – В. К. 2 Г Сю Чбэ Е, х х х Е П СПб: А С С, 1907 С 184

3 С Я Ль А П, 1922;: Р Шф Тх к к Р СПб: Бб, 2002 С 25

плена, пишет, в частности, М. И. Никольский: «Переселенным купцам было запрещено только возвращаться в Иудею, но они свободно могли разъезжать и торговать по всему остальному огромному пространству великой державы. Они и делали это. Одни остались в Вавилоне; другие переселились в Нине­вию, Экбатаны, Сузы и Египет» 1.

При Кире и последующих персидских царях (Дарий, Ксеркс, Артаксеркс и другие) евреи фактически получили «режим наибольшего благоприят­ствования». Так персидский царь Кир проявлял свою благодарность за «со­действие» со стороны «пленников» в победе над вавилонским царем. Вот одна лишь деталь. Как сообщает Г. Чамберлэн, Ездра, приехав в Иерусалим, привез с собой даров от персидского царя (в основном золотые и серебря­ные вещи для украшения Иерусалимского храма) на сумму, превышающую 5 миллионов марок2. Благодаря персидскому содействию, евреи еще активнее стали разносить «дух капитализма» по всему пространству Средиземномо­рья, устраивая свои торговые фактории. Вокруг факторий, в свою очередь, складывались иудейские общины со своими органами управления и инсти­тутами (советы, суды, синагоги, школы). Еврейские источники признают, что увод жителей Иудеи в вавилонский плен и последующее их укоренение в Вавилонии и расселение по всему ареалу Средиземного моря было крайне важным событием в истории еврейского народа, определившим его будущую судьбу: «Падение Иерусалима стало поворотным пунктом еврейской эконо­мической истории… изгнанники в Вавилонии присоединились к постоянно растущей еврейской диаспоре… Еврейские поселенцы быстро интегрирова­лись в окружающие экономические структуры… В особенности в Вавилонии евреи вступили в процессы развитого торгового обмена. В архивах торго­вого дома Мураши идентифицированы не менее 70 еврейских имен, среди них были землевладельцы, которые вели операции в крупных масштабах с представителями этого дома… Многие евреи, особенно в Вавилонии, нажи­ли значительные состояния и поддерживали тесные политические и деловые контакты с правящими кругами страны…»3

Воссозданный на руинах Второй Иерусалимский храм как центр нацио­нальной власти копировал вавилонскую модель управления обществом: он представлял собой симбиоз жреческой аристократии и торгово­финансовой буржуазии («финансово-жреческая олигархия»).

1 М кьк Д ь М: Кф+, 2004 С 111 2 Г Сю Чбэ Е, х х х Е П

СПб: А С С, 1907 С 191 В х

1800 к 3 Эк к эк Сь к, Общ

Р: http:wwwelevencoilcateg1601

Фактически воссоздание Иерусалима и храма стало проектом еврей­ской буржуазии и наиболее религиозных еврейских фанатиков, находив­шихся на территории Вавилона. Известный знаток еврейской истории С. Я. Лурье в своей книге «Антисемитизм в древнем мире» признавал, что это воссоздание носило искусственный характер: «Послевоенный Иерусалим сам был искусственным образованием диаспоры с центром в Вавилоне»1. Эти слова были написаны примерно 90 лет назад. Таким же искусственным было создание после Второй мировой войны государства Израиль. В обоих случаях потребовалось мощное политическое давление и финансовое стимулирование со стороны еврейской финансово­жреческой олигархии для того, чтобы заставить евреев диаспоры «возвращаться в страну обетованную».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...