Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткая история первого и второго храмов




Из разных источников, в том числе Священного Писания, известно, что Иерусалимский храм имел большое значение для жизни еврейского на­рода. Причем не только как центр религиозной жизни, но также как фи­нансовый центр. Изучение этой стороны храма может помочь нам понять, что за две тысячи лет человеческой истории устройство национальных и международной финансовых систем не претерпело радикальных изме­нений. Никуда не исчезли и последователи тех, кто две тысячи лет назад управлял Иерусалимским храмом как центром духовным и финансовым. Остались неизменными и стратегические цели, которые вынашивали тог­дашние жрецы храма и которые продолжают преследовать их нынешние преемники. Как говорил премудрый Соломон: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, – и нет ничего нового под солнцем. Говорят: “смотри, вот это новое”, но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем, да и о том, что будет, не останется памяти у тех, кото­рые будут после нас»1.

Начнем наш рассказ с истории создания Иерусалимского храма. На протяжении многих веков древние евреи жили без настоящего храма. Его заменяла им скиния – переносная палатка, в которой регулярно осущест­влялись богослужения и жертвоприношения Единому Богу. Иерусалимский

1 Екк 1:9–11

храм имеет десятивековую историю существования. Вместе с тем на фоне многотысячелетней истории еврейского народа это не очень большая (хотя, наверное, самая яркая) ее часть.

Стационарный храм (предмет нашего разговора) был построен при царе Соломоне по настоянию и по плану его отца – царя Давида в X в. до н.э. Храм помогал строить царь Тирский Хирам: он присылал кедры и кипари­сы, а также опытных мастеров. Строительство длилось семь лет, в работах участвовало более 150 тысяч человек, за которыми присматривало более 3 тысяч надсмотрщиков. По завершении работ в храм был перенесен Ковчег Завета – ящик со Скрижалями Завета, которые Моисей получил от Бога на горе Синай. Этот храм принято называть Первым храмом. В Первом храме был золотой алтарь – жертвенник, на котором воскуривался фимиам. Здесь стояло десять столов для хлебов, десять золотых семисвечников и много другой утвари из драгоценных металлов. Об этом великолепии можно про­читать в Пятикнижии Моисеевом.

Золото царя Соломона не принесло благополучия древней Иудее. Даже наоборот. Древние иудеи стали любить золото больше, чем Бога. Это при­вело к серьезным потрясениям государственных устоев. Как пишет К. Ка­утский, в Израиле в его «золотое время» (царствование Давида и Соломона) уже началась существенная социальная и имущественная дифференциация общества. Имело место даже долговое рабство, наблюдалась скупка земли богатыми израильтянами (несмотря на существовавшие ограничения, на­пример, так называемых «юбилейных годов» – системы периодического аннулирования долгов). Следствием этого стало исчезновение свободного крестьянства, а вместе с тем – и военной силы Израиля, его способности сопротивляться внешним нашествиям1. При преемнике Соломона Равоаме Еврейское царство разделилось на два царства: Израильское и Иудейское, причем Израильское царство не имело у себя храма, который остался в Иудейском царстве.

Что представляла собой религиозная жизнь евреев Израильского цар­ства? В самом начале существования Израильского царства Иеровоам ввел культ тельца и по политическим расчетам запретил евреям северного цар­ства посещать Иерусалимский храм2. Как отмечал известный отечествен­ный знаток истории еврейского народа И. Я. Богоявленский, «рядом с рели­гиозным расстройством шло и потемнение национального самосознания израильтян. После разделения царств евреи северного царства в массе сво­ей уже не всегда сознают свое национальное единство с евреями южного

1 К Кк Пх х М: П, 1990 С 209 2 Д ш ькх – не отступали от грехов Иеровоама, сына Навато­ва, который ввел Израиля в грех, – от золотых тельцов (4 Ц 10:29)

царства»1. Чуть ниже он продолжает: «Результатом этого было то, что это царство (Израильское), включавшее в своих границах более 2/3 всего ев­рейского народа, пало гораздо раньше Иудейского царства и, что особен­но замечательно и поразительно, пало почти безвозвратно»2. Речь идет о том, что десять северных колен израильских были покорены ассирийцами (это произошло в 722 г. до н.э.), уведены в плен и очень быстро ассими­лированы3. От еврейского народа уцелели колена Иудино и Вениаминово, часть колена Левина (левиты) и остатки северных племен, бежавших после разгрома Самарии4.

Постепенно религиозное сознание начало угасать даже у евреев южно­го царства, хотя храм и остался у них. Храм царя Соломона просуществовал около 400 лет и был разрушен вавилонским царем Навуходоносором после захвата им Иерусалима в 586 г. до н.э. При этом множество жителей Иудеи были уведены в плен в Вавилон.

Несколько десятков лет евреи жили без храма. Но вот персидский царь Кир завоевывает Вавилонское царство. Многие источники указывают на то, что решающую роль в завоевании Киром Вавилонского царства сы­грали евреи, выступившие в качестве соглядатаев на стороне персидского царя5. Это предопределило последующую благосклонность Кира к евре­ям. В 538 г. до н.э. он разрешает евреям вернуться домой и приступить к восстановлению разрушенного храма. Царь даже оказывал материальную помощь в строительстве Второго Иерусалимского храма. Евреи, в свою очередь, признали Кира помазанником Божьим. Можно было бы предпо­ложить, что пленные евреи были сильно угнетаемы вавилонским царем Навуходоносором, что и подтолкнуло их к сотрудничеству с врагами вави­лонского царя. Однако многочисленные источники сообщают нам, что ев­реи в Вавилонском плену чувствовали себя достаточно комфортно и даже успешно занимались ростовщичеством и торговлей6. Далеко не все евреи

1 Я Бк З к х х к М: Кф+, 2004 С 445 Кк э б, к к к к кьк к х ь ь

2 Я Бк З к х х к

М: Кф+, 2004 С 446 3 С ьк П Люк ш: С А х ьк, ь щх к б кх х (П Люк Б к Е ь Р Д: Фк, 2007 С 445)

4 С Дб Кк М: В Шк, 2001 С 129

5 С,: Ак Шк Е Хьк: М, 1907 С 65 6 С,: Д В В Р бь Ч М: ЗАО Ц

ф, 2004

вернулись на родину, но в финансовом отношении в восстановлении храма участвовало большинство из них. Вот что писал об этом Н. М. Никольский: «Для восстановления Иерусалима и храма нужны были средства; они со­ставились из пожертвований возвращающихся иудеев; но кроме того, все иудеи рассеяния, которые не хотели бросить свои торговые дела и ехать назад, в неизвестное будущее, посылали все­таки со своей стороны так­же деньги и вещи для переселенцев; пожертвованной казны составилось

61.000 драхм золота (около 115.000 руб.) и 5.000 мин серебра (около 265.000 руб.), всего, значит, на наши деньги около 380.000 руб. (сумма по тогдашне­му масштабу огромная)»1.

Через семьдесят лет после разрушения Первого храма (в 516 г. до н.э.) был построен и освящен Второй храм. Он был намного скромнее по разме­рам и убранству, чем предыдущий. В течение примерно пяти веков внеш­ний вид Второго храма не претерпевал радикальных изменений.

Во времена царя Иудеи Ирода Великого (о котором мы знаем из Нового Завета), в 20 г. до н.э., началась кардинальная реконструкция Второго хра­ма, которая завершилась при Агриппе II, в 64 г. н.э.

Изгнание Христом торговцев и менял происходило именно в то вре­мя, когда происходила реконструкция Второго храма. Фактически это был новый храм, гораздо более внушительный по размерам и более богатый по обстановке, чем прежде. Достаточно сказать, что площадь Храмовой горы была увеличена вдвое – до 144 тыс кв. м (в том числе так называемая «свя­щенная территория» имела размеры 250х250 м). Храм был заново освящен. Талмуд утверждает, что «тот, кто не видел Храма Ирода, никогда в жизни не видел красивого здания»2.

Однако он не получил названия Третьего храма; считается, что это ре­конструированный Второй храм. Второй храм был разрушен после осады Иерусалима римским войском Тита в 70 г. н.э. С тех пор прошло без мало­го две тысячи лет. В течение всего этого времени еврейский народ жил без храма, хотя планы его восстановления вынашивались постоянно. Сегод­ня, после создания государства Израиль, подготовка мирового еврейства к строительству Иерусалимского храма (который принято называть Третьим храмом) резко активизировалась3.

1 М кьк Д ь М: Кф+, 2004 С 116 Рб М кьк б 1922, э б щ х к к б

2 Эк к эк Сь Х Р: http:www

elevencoilarticle14561 3 Пб: ь 2, 6: О “б” (кк б)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...