Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иерусалимский храм как финансовый и экономический центр Иудеи




Кроме богатств, которые нужны были для отправления религиозных обрядов (храмовая утварь), а также запасов продовольствия (для прокорма священников) в храме еще хранились сокровища, которые были, выражаясь современным языком, «финансовыми активами», или «ликвидными актива­ми». Это были запасы монет и драгоценных металлов, которые выполняли роль денег и которые составляли казну храма. Ведь – еще раз подчеркнем – храм в Иерусалиме выполнял не только богослужебные, но и финансовые функции. Можно назвать три основные финансовые функции храма:

� сбор налогов и податей для обеспечения функционирования храма, а также отчасти для решения некоторых социально­экономических проблем еврейского народа;

� обеспечение сбора налогов для метрополии (т.е. государства, под вла­стью которого находилась Иудея);

� коммерческая деятельность. Безусловно, основной была первая из названных функций. В разные мо­менты времени храм выполнял одну, две или все три финансовые функции.

 

В эпоху Первого храма складывалась национальная финансовая си­стема иудеев. Это было время, когда они имели свое государство. Соот­ветственно, финансовая система древних евреев в то время включала два основных компонента:

а) государственные финансы (казна царя);

б) финансы Иерусалимского храма (казна храма).

Тот, кто изучал историю еврейского народа, знает, что вскоре после

царствования Соломона начался кризис еврейской национальной государ­ственности. Он проявился прежде всего в разделении единого государства на северное (10 колен израильского народа) и южное (2 колена)1. Вскоре Северное (Израиль) было покорено ассирийцами и прекратило свое суще­ствование. Южное государство (Иудея) в VI в. до н.э. было захвачено вави­лонским царем Навуходоносором и восстановило свое существование через несколько десятков лет. Правда, в дальнейшем Иудея оказывалась последо­

1 Кк ю к, ь ьх б ф: х к б х, к фкк ш ь х юх к

вательно под владычеством египетских царей, сирийских царей и римских императоров – на правах вассального государства или провинции. Исклю­чение составил период Маккавеев (II–I вв. до н.э.), когда Иудея была неза­висимым государством. Мы об этой истории говорим в данном случае для того, чтобы подчеркнуть следующую мысль: бóльшую часть своей истории еврейский народ не имел своей государственности и своих государствен­ных финансов. Финансовой основой его жизни была казна Иерусалимского храма – своеобразная «общая касса», находившаяся в распоряжении или под контролем духовных вождей этого народа – первосвященников и их ближайшего окружения.

Храмовая казна хранилась в сокровищнице в святилище1. Кроме того, существовала «сокровищница посвященных даров», в которой хранились захваченные в ходе военных действий трофеи, а также дары царей и воена­чальников, равно как и подношения частных лиц. По­видимому, в храме на­ходились также десятина (зерно и крупный и мелкий рогатый скот) и продо­вольственные запасы, из которых выделялось содержание левитам2. В храме также хранилось царское оружие (например, стрелы и щит Давида).

Изначально казна храма создавалась для того, чтобы обеспечивать нор­мальное функционирование самого храма, – для выплаты жалованья священ­никам и левитам, ремонта и строительных работ в пределах храмовой тер­ритории, приобретения необходимых для богослужений предметов (масло, ладан, вино, священнические одеяния и т.п.).

В истории еврейского народа случались «чрезвычайные ситуации» – например, голод или пожары. В таких случаях из казны храма могли вы­деляться средства для помощи нуждающимся жителям. В отсутствие го­сударства храм мог выполнять и некоторые другие квазигосударственные функции – например, обеспечивать поддержку систем водоснабжения в Иерусалиме, ремонт дорог и улиц в пределах городских границ (особенно накануне больших праздников).

Впрочем, из казны храма финансировались и некоторые расходы, кото­рые были связаны с тайной политикой первосвященников. Наиболее извест­ный случай – оплата предательства Иуды: 30 полученных им сребреников были взяты из «сокровищницы церковной»3. Наверное, те деньги, которые охранявшие гроб Иисуса Христа стражники получили после воскресения Спасителя, также имели своим источником казну храма4.

1 2 П 5:1

2 Эк к эк Сь Х Р: http:www elevencoilarticle14561 3 Мф 27:6 4 Мф 28:11–15

Безусловно, деньги Иерусалимского храма были той «кровью», которая давала жизнь экономике древней Иудеи. Вот что пишет об экономической роли храма современный еврейский автор: «И, конечно, Храм был важным экономическим центром – фактически, его хранилище было государствен­ной казной. Кроме того, Храм задействовал вокруг себя целый ряд профес­сий. Так, мы знаем, например, что одежды, в которых священники должны были служить Всевышнему и исполнять свои обязанности в Храме, по­сле недели службы запрещено было использовать повторно. Эти одежды должны были сохраняться, но для каждой следующей группы священников требовались новые, причем одежды священника должны быть специаль­но сотканы, а не сшиты. Сегодня в Йерихо (Йерихоне) археологи находят гигантские склады продукции, которая производилась для Храма. Кроме массы льняной, хлопковой и шерстяной одежды и различных тканей, кото­рые должны были быть изготовлены строго определенным образом, Храму требовались вино для возлияний и масло для воскурений; дерево, которое сжигалось на жертвеннике; сосуды, как правило, из драгоценных металлов или из камня, – и все это далеко не исчерпывало список продукции, необхо­димой для Храмовых нужд. Еще надо было сажать деревья, растить живот­ных, которых приносили в жертву в Храме, выращивать лен и хлопок, ткать одежду; изготавливать украшения, сосуды и другую утварь для Храма. Та­ким образом, необходимость в целом ряде специальностей вызывалась и поддерживалась Храмом»1.

Надо иметь в виду, что храм обеспечивал работой жителей Иудеи так­же благодаря громадному спросу на продукты питания и жертвенных жи­вотных со стороны паломников, которые несколько раз в году стекались на большие праздники в Иерусалим. По некоторым оценкам, численность на­селения Иерусалима во времена Иисуса Христа могла реально находиться в диапазоне 200–300 тыс человек, а число приезжих во время больших празд­ников было на порядок больше2. Нетрудно понять, что при таком резком увеличении числа людей в любом городе (даже современном) неизбежно цены повышаются, иногда в разы. А надо учитывать, что хороших транс­портных коммуникаций Иерусалим не имел, поэтому быстрый подвоз то­варов был затруднен. В Иерусалиме в такие дни не хватало даже питьевой воды3. Поэтому цены были запредельными не только на жертвенных жи­вотных и предметы, необходимые для богослужений, но также на продукты питания и другие товары первой необходимости, жилье.

1 Ш З к х к Р: http:wwwmachanaimorghistoryhramsneymhtm 2 К Кк Пх х М: П, 1989 С 273 3 Т С 273

Читаем у К. Каутского: «Храмовые сборы и паломники должны были приносить огромные суммы денег в Иерусалим и кормить там немало лю­дей. За счет культа Яхве жили в Иерусалиме, прямо или косвенно, не только храмовые священники и книжники, но и лавочники, менялы, ремесленники, а также селяне, земледельцы, скотоводы из Иудеи и Галилеи, находившие в Иерусалиме прекрасный сбыт для пшеницы и меда, для овец и коз, для рыбы, которую они ловили в море или Генисаретском озере и отправляли в Иеруса­лим в сушеном или соленом виде»1.

Таким образом, как священническая верхушка Иерусалима, так и про­стой народ Иудеи были в равной степени экономически заинтересованы в сохранении и укреплении Иерусалимского храма.

Храмовый налог и десятина

За счет чего пополнялась храмовая казна? Основных источников два – храмовая подать и десятина.

Храмовая подать, или храмовый налог. Это основной источник по­полнения казны храма, который, по замыслу вождей еврейского народа, не должен зависеть ни от каких конъюнктурных факторов (например, от величины урожая). Сначала ставка налога составляла треть сикля (шекеля), а потом – половина сикля (шекеля) с человека. Как сказано в «Краткой еврейской энциклопедии», этот налог «платил каждый совер­шеннолетний свободный еврей мужского пола как в Эрец­Израиль, так и диаспоре; женщины, несовершеннолетние, а также рабы могли платить налог добровольно»2.

В эпоху Первого храма нормы и порядок осуществления платежей в казну храма неоднократно менялись, зачастую не было четко прописанных норм, что снижало эффективность сбора средств. Да и «сознательность» на­селения оставляла желать много лучшего, а «карательные» меры в отноше­нии неплательщиков не всегда давали желаемый эффект.

Храмовую подать приходилось «выбивать», она превращалась в «доб­ровольно-принудительную». При составлении книг Пятикнижия Моисеева (книги Закона Моисеева) туда включались юридически выверенные по­ложения, которые регламентировали порядок уплаты храмовой подати и определяли ответственность за уклонение от такой уплаты. Некоторые ис­следователи вообще полагают, что именно желание обеспечить железную дисциплину в обществе, включая дисциплину уплаты налогов в храмовую

1 Т С 256–257 2 Эк к эк Сь Х Р: http:www elevencoilarticle14561

казну, подтолкнуло духовных и политических вождей еврейского народа разработать и принять свод законов, который позднее стали называть кни­гами Закона Моисеева. По мнению этих вождей, именно отсутствие указан­ной дисциплины сыграло свою роковую роль в том, что Первый храм был разрушен и жители Иудеи уведены в плен на берега Вавилона.

Н. М. Никольский в работе «Древний Израиль» отмечал, что Пятик­нижие было написано уже после пленения (по крайней мере, бóльшая его часть) и что этот документ стал своеобразной конституцией еврейского на­рода. Эта конституция регламентировала многие стороны экономической жизни евреев; она требовала, чтобы каждый взрослый еврей мужского пола исправно платил налоги в казну храма: «Народ клялся, что будет свято хра­нить закон о седьмом (субботнем) годе, когда надлежало отпускать на волю иудейских рабов. Народ клялся приносить аккуратно и неопустительно все указанные в законе ежедневные жертвы и всесожжения, жертвы субботние, новомесячные, праздничные, благодарственные и платить в храм за жерт­воприношения и на содержание храма третью часть шекеля ежегодно. На­конец, народ клялся, что отныне он будет точно исполнять предписания закона о посвящении господу начатков хлеба, вина и масла, первенцев ско­та и первенцев человеческих и что он аккуратно будет платить десятину левитам»1. Верховным правителем у евреев почитался персидский царь, ко­торому они исправно должны были платить дань; во внутренних делах ими управляли жрецы иерусалимского храма.

В дополнение к законодательным мерам использовались и другие сред­ства. В частности, стали организовываться переписи населения. Очевидно, что основной целью переписи была фискальная2.

Постепенно удалось организовать эффективный сбор храмового нало­га, его собираемость в Иудее стала более высокой, чем собираемость на­логов государственных. «Каждый член любой иудейской общины ежегодно должен был посылать в Иерусалим одну дидрахму в виде взноса на храм; этот взнос поступал более правильно, чем [все] государственные подати (курсив мой. – В. К.3. За несколько недель до пасхи по всей Иудее начина­лась кампания по сбору храмового налога. Высший суд в Иерусалиме на­правлял в села и города Иудеи эмиссаров с напоминанием о необходимости уплатить налог. Организованно проходил также сбор налога за пределами

1 М кьк Д ь М: Кф+, 2004 С 127; к

В. К. 2 К, б б: бщ бъ фкк б х б к (: П Люк Б к Е ь Р Д: Фк, 2007 С 152)

3 Т М Р Т IV П Ц Дк М, 1995 С 363

Иудеи – среди еврейской диаспоры. Те иудеи, которые были не способны заплатить налог, давали долговую расписку1.

Десятина – дополнительный источник поступлений в казну Иеруса­лимского храма. Десятина – род дара, известный евреям еще задолго до вре­мен Моисея2. Это приношение, составлявшее дар Богу, состояло из десятой части произведений земли, стад и т.п. Оно шло в пользу левитов, не имев­ших земельных уделов и потому нуждавшихся в средствах существования. Таким образом, десятина напоминала род ренты, уплачиваемой левитам взамен земли. Одну десятую часть своей десятины левиты уступали в поль­зу первосвященника3. Поскольку число левитов исчислялось несколькими десятками тысяч4, то суммы, поступавшие первосвященнику в виде десяти­ны, были очень большими.

Закон предусматривал возможность уплаты десятины – как натурой, так и деньгами. Об этом со всей очевидностью говорится в следующем от­рывке из книги Левит: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня. Если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к [цене] ее пятую долю»5. Если человек не мог принести десятину в храм в виде натуральных продуктов (из­за дальнего расстояния или по иной причине), то он имел право вернуть эту десятину в денежной форме 6. Упоминание о десятине мы встречаем в Новом Завете: «Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие над­лежало делать, и того не оставлять»7. Следовательно, десятина не утратила своего значения во времена Иисуса Христа.

Нерегулярные доходы храма

Казну храма пополняли также иные платежи, которые нельзя отнести к налогам. Речь идет о плате за некоторые «услуги», оказываемые Иеруса­

1 Эк к эк Сь Х Р: http:www elevencoilarticle14561 2 Б 14:20

3 Ч 18:21–32 4 К к Д 30 ш 38 (1 П 23:3)

5 Л 27:30–31 6 к к ь, ю к щь х, Г б бь, –, б к Чб ь ь бь

Б, ь, к 10% к б юь щ 20% Тк б, щь, 12% к 7 Лк 11:43

лимским храмом членам иудейского общества. Такие платежи свидетель­ствовали о наличии своеобразных «товарно­денежных отношений» между иудеями и их богом, а храм выступал посредником, приходующим денеж­ные платежи.

Среди таких иных платежей наиболее важным был так называемый выкуп обетов, о котором достаточно подробно сказано в книге Левит: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: если кто дает обет посвятить душу Господу по оценке твоей, то оценка твоя мужчине от двадцати лет до шестидесяти должна быть пятьдесят сиклей серебряных, по сиклю священному. Если же это женщина, то оценка твоя должна быть тридцать сиклей, а от месяца до пяти твоя оценка мужчине должна быть пять сиклей серебра, а женщине оценка твоя три сикля сере­бра. От шестидесяти лет и выше мужчине оценка твоя должна быть пятнад­цать сиклей серебра, а женщине десять сиклей»1. В этом отрывке и далее в главе 27 книги Левит мы видим строгую регламентацию «выкупа обетов», т.е. освобождения человека от ранее данного Богу обещания, которое по тем или иным причинам оказалось не исполненным. Например, обещание вы­полнять какие­то работы при скинии завета, а позднее при храме. Деньги за «выкуп обета» вносились в казну храма.

Некоторые исследователи забывают еще об одном источнике пополне­ния казны храма. Видимо потому, что он не относится к разряду постоян­ных источников. Речь идет о некоторой части добычи, получаемой в войнах, которая, согласно Закону Моисееву, причиталась служителям Иерусалим­ского храма. Н. Зайцев в книге «Очерки быта древних евреев» (1869 г.) пи­сал: «Раздел добычи при Моисее (Числ. 31) должен был оставаться образ­цом для евреев и на последующие времена. Каждый воин оставлял при себе то, что он добыл из золота, серебра, одежд и т.п.; отдавать что­либо из этого в святилище, как то делали особенно начальники войска (Числ. 31:48), пред­ставлено было воле каждого (Числ. 31, 48–54). Пленники, а также скот были собираемы в одно место, перечисляемы, и половина оставалась воинам, а другая народу, не участвовавшему в походе. Затем каждый из воинов давал одну пятисотую часть своей добычи священнику, а из народа каждый пяти­десятую часть левитам»2.

Мы уже отмечали, что какая­то часть иудейского общества, несмотря на все меры политических и религиозных вождей, уклонялась от платежей в храм. Вместе с тем часть иудеев, наоборот, сверх должных (нормативных) платежей осуществляли еще дополнительные, добровольные платежи. До­

1 Л 27:1–7 2 З Ок б х М: Кф+, 2004 С 611– 612

статочно вспомнить историю из Евангелия о бедной вдовице, которая по­ложила в сокровищницу храма две лепты. В том же повествовании было сказано, что также «многие богатые клали много» 1. Вот что пишет о таких добровольных «сверхнормативных» платежах И. Я. Богоявленский в книге «Значение Иерусалимского храма в ветхозаветной истории еврейского на­рода» (1915 г.): «Обыкновенно присылались деньги; но “очень часто, – гово­рит Ширер, – были присылаемы отдельные предметы, которые употребля­лись для богослужения или служили для украшения храма…; даже знатные неиудеи присылали нередко дары для храма. В сокровищнице храма были поставлены тринадцать сундуков, в которых лежали деньги, назначенные для целей богослужебных. Не менее шести из них заключали только “до­бровольные дары без определенного ближайшего назначения”»2.

Отчасти добровольные взносы в казну храма со стороны евреев можно объяснить тем, что в Пятикнижии Моисеевом содержится множество пред­писаний о необходимости совершения актов благотворительности – разда­чи денег, питания, вещей бедным. Передача денег в казну храма фактически означала для богатых выполнение этих предписаний. Современный изра­ильский автор П. Люкимсон пишет: «…в соответствии с заповедями Торы каждый еврей должен был ежегодно отделить сумму до 20% своего дохода на нужды Иерусалимского храма, не имеющих своих земельных наделов левитов и коэнов, а также на нужды неимущих»3.

Особенно велик был приток добровольных платежей в период строи­тельства Второго храма, а также коренной реконструкции Второго храма во времена царя Ирода Великого. Это и понятно: строительство требова­ло таких денежных сумм, которые не могли быть обеспечены с помощью обычной храмовой подати. «Наряду с храмовым налогом в Храм поступали частные дары и пожертвования от евреев и чужеземцев. Так, в частности, висевшие в притворе золотые короны были подарены вернувшимися из Ва­вилонии евреями Хелдаем, Товией и Иедайей…»4

После Вавилонского плена сложилась уникальная ситуация: самого храма еще не было, но казна храма, куда поступали деньги на его восста­новление, уже существовала. Кстати, пожертвования в период возведения Второго храма предназначались не только на цели строительства храма, но также на помощь приезжающим из плена евреям для их обустройства.

1 Мк 12:41

2 Я Бк З к х х к М: Кф+, 2004 С 469 3 П Люк Б к Е ь Р Д: Фк, 2007 С 202 А к

20 к кю, к ш к 4 Эк к эк Сь Х Р: http:www elevencoilarticle14561

П. Люкимсон пишет об этой помощи: «…несколько тысяч евреев решили вернуться из вавилонского плена на историческую родину. Их встретила разоренная, опустевшая земля, и они вряд ли смогли бы укрепиться на ней и восстановить разрушенное хозяйство, если бы не финансовая помощь, по­ступавшая сначала от персидских царей, а затем в качестве пожертвований от богатых евреев, разбросанных по просторам Персидской империи. Впо­следствии эта традиция приобрела характер религиозной заповеди, полу­чившей название “халука” – “отделение”, то есть выделение определенной суммы на нужды евреев, живущих в Земле Израиля»1.

Краткая еврейская энциклопедия акцентирует внимание на том, что дары в виде недвижимости продавались и уже в денежной форме поступали в казну храма: «Многие посвящали Храму свои дома и поля, но поскольку Храм не держал земельной собственности, пожертвованные земли подле­жали продаже, а вырученные деньги поступали в храмовую казну». Удиви­тельно, но щедрые дары поступали не только от богатых евреев, но также от иностранных правителей. Вспомним, что персидский царь Кир оказывал материальную помощь в возведении Второго храма в Иерусалиме. Его пре­емники Дарий I и Артаксеркс I оказывали содействие в сооружении еврея­ми крепости около Иерусалима2. О последующих иностранных жертвова­телях в казну Иерусалимского храма мы читаем в еврейской энциклопедии: «Птолемей Филадельф подарил Храму золотой стол и великолепные золо­тые сосуды; Селевк IV, как и другие эллинистические правители, выделил средства на регулярные храмовые жертвоприношения. Антиох III подарил двадцать тысяч шекелей на жертвоприношения, большое количество муки, зерна, соли и стройматериалы, включая ливанский кедр, необходимые для ремонта здания. Римские правители также посылали в Храм всевозможные дары»3. Почти во всех случаях такая щедрость со стороны правителей в адрес скромной провинции Иудея объяснялась тем, что евреи оказывали этим правителям содействие в достижении тех или иных политических и военных целей. Мы, например, отмечали, что трогательно­внимательное отношение персидского царя Кира к евреям было обусловлено тем, что они в качестве соглядатаев помогли ему завоевать Вавилонское царство. Юлий Цезарь в своем восхождении на вершину власти также был обязан евреям,

1 П Люк Б к Е ь Р Д: Фк, 2007 С 447 У I– хк ь кь к С бх б б хк щ, к П, ь ь

2 Ак Шк Е Хьк: ф М, 1907 С 66 3 Эк к эк Сь Х Р: http:www elevencoilarticle14561

и в этой связи он предоставлял им «режим наибольшего благоприятствова­ния» в Римской империи1.

В свете этих данных трудно согласиться с оценками тех авторов, ко­торые утверждают, что Иудея и иудеи, пребывая в составе великих импе­рий, всегда испытывали жесточайшее колониальное угнетение со стороны метрополий. Бывали, конечно, трудные периоды в истории Иудеи, но она преимущественно занимала достаточно привилегированное положение в составе империй2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...