Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие словарного запаса




 

Развитие слуха

Упражнение №1. " Назови слова" (для развития слуховой дифференцировки).

Задание №1.
" Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" (Т, О, Р, К и т. д. ).

Задание №2.
" Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т. д. ).

Задание №3.
" Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л" (Н, Э, Г, Б, Ф и т. д. ).

Упражнение №2. " Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова).

Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.

1. " Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В, О, Г, Д, Ш и т. д. ), сразу хлопнешь в ладоши".

Вариант: ребенок должен " поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.
Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т. д.

2. " Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза".
Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.
Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т. д.


Упражнение №3. " Играем со словом" (обучение звуковому облику слова).

Задание №1.
" Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове " лягушка", " флаг", " стол" и т. д. ".

Задание №2.
" Назови, какой звук первый / последний в слове " луч", " сила", " диван" и т. д. ".

Задание №3.
" Назови все звуки по порядку в слове " небо", " туча", " крыша" и т. д. ".

Задание №4.
" Какой звук в слове " рыбка" стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер, ракушка, туча) и т. д. ".

Упражнение №4. " Путаница".

" Послушай внимательно стихотворение.

Кто на дереве сидит? Кит. В океане кто плывет? Кот. В огороде что растет? Рак. Под водою кто живет? Мак. Перепутались слова! Я командую " раз-два" И приказываю вам Всех расставить по местам".

Спросите у ребенка: " Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются? "

Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное - подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.

Упражнение №5. " Придумай новое слово".

Задание: " Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым".
Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

Упражнение №6. " Кружок".

Задание: " Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово " мак". Сколько кружков надо нарисовать? Три".

Образец: МАК - 000

Внимание: подбирая слова для упражнения, старайтесь, чтобы количество звуков в них совпадало с количеством букв. Так, в слове " конь" букв 4, а звука три - [к - о - н']. Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения.

Слова для диктанта: трава, бумага, ручка, булка, палка, ромашка, звезда, сосна, телефон, таблетка.

Упражнение №7. " Длиннее-короче".

Задание: " Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово - это не вещь. Вот, например, слово " нос". Его можно сказать, а можно написать - но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать".

Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес - собака, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок.

Развитие словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Вам очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые здесь упражнения.

Упражнение №8. " Игра в слова".

Задание №1.
" Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты" (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т. п. ).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...