2. "Готовим завтрак, обед, полдник, ужин"
2. " Готовим завтрак, обед, полдник, ужин" Ведущий: " Мы готовим завтрак, давай составим меню". 3. " Накрываем на стол" Ведущий: " Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу". 4. " Собираемся на прогулку" Ведущий: " Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги". 5. " Ждем гостей" Ведущий: " К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы". 24. История с продолжением. Предложите детям сложить историю. Первый игрок произносит первое предложение, второй повторяет то, что сказал первый, и добавляет свое предложение и т. д. 25. Какие бывают слова. Прочитайте ребенку стихотворение М. Пляцковского " Какие бывают слова". Есть сладкое слово - конфета.
Затем называете слово (например, дом, гроза, радость) и спрашиваете, каким оно может быть. Каждый игрок придумывает свое определение. 26. " Похожие слова" - синонимы. Подбор синонимов помогает усвоить различные значения одного и того же слова, приучает выбирать наиболее точные слова, избегать повторения одних и тех же слов. Взрослый объясняет, что об одном и том же можно сказать разными словами. Такие слова называются близкими по смыслу. Взрослый: " Я начну, а ты продолжай. Винни-Пух забавный (веселый, смешной, потешный, комичный... ). 27. Многозначные слова. Взрослый: " Иногда мы одним и тем же словом называем разные предметы. Например, лук - овощное растение, лук - оружие. Какие значения есть у слова игла? (Швейная иглы, иглы у хвойных деревьев, иглы у ежа). Прочитайте и обсудите с ребенком стихотворения. Б. Заходер Иду вперед Есть у булавки головка. Есть у булавки головка, но без волос, увы!
Носы. Есть носы у журавлей, Кто что несет. Семен портфель несет в руке, Часы. Говорят: часы стоят, 28. Наоборот (антонимы). Ко многим словам можно подобрать слова с противоположным значением. сахар сладкий, а перец..., Другой вариант: Кашу варят густую и... (жидкую). Звери бывают смелые и... (трусливые). Морковь можно есть сырой и... (вареной). Яблоки могут быть мелкими и... (крупными). Прочитайте ребенку стихотворение Д. Чиарди " Прощальная игра". А вот прощальная игра... Узнал ты много И нам с тобой
29. Игра в рифмы - подскажи слово. Осознавая ритм и рифму заданной строчки, дети лучше начинают понимать поэтическую речь. Взрослый предлагает: " Я прочту тебе стихотворение, но некоторые слова специально не буду говорить, а ты постарайся мне их подсказать". Взрослый читает стихотворение и одно слово в строчке не договаривает. Ребенок подсказывает рифму. В случае затруднений слова в строчке договаривает взрослый. Стихотворение следует читать до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно правильно договаривать слова. Очень страшная история. Доедая с маслом булку, Сказал младший: - Вот напасть, Все окончилось прекрасно. Шишки-мышки
Отвечали шишки: Лучше мы вас пригласим:
Ведущий придумывает две первые строчки стихотворения, а остальные участники игры его заканчивают, например: В зоопарке бегемот Варианты концовок: - Поднял он ужасный крик - - Целый день касторку пьет - Бегемот вовсю хохочет: Предложите свою концовку. Попробуйте дописать эти двустишья: Вдоль реки бежал Аким Концовка автора: Стоит собака у столба Концовка автора:
Развитие фонематического слуха
Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие. Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений. 1. Выдели слово. Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх... ) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком. 2. Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. 3. Подумай, не торопись. Предложите детям несколько заданий на сообразительность: - Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации. 4. Шутки - минутки. Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры: Хвост с узорами, За окошком зимний сад, Мальчишек радостный народ Кот плывет по океану, Куклу выронив из рук, Божья коробка, 5. Звуки по кругу. (развитие фонематического слуха, распознавания звуков в контексте слова и определения их места в названии предмета). Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 - зеленых, 3 - синих. В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые - для мягких звуков, синие - для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: " н" - начало слова, " с" - середина слова, " к" - конец слова.
Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку. 6. Начало, середина, конец. (развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета). Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, " м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т. д. ). Коробка разделена на три части (" н" - начало слова, " с" - середина, " к" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками. Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук " м": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки. Развитие речевого дыхания (Часть 1) Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д. Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Во время проведения описанных в статье игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания. Запомните параметры правильного ротового выдоха: - выдоху предшествует сильный вдох через нос - " набираем полную грудь воздуха"; При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями. Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха. Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки. Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними. - Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|