Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие грамматических навыков




Задание №2.

" Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.
Метель - метет, а гром -..., ветер -..., а снег -..., дождь -..., а солнце -... ".

Не забудьте при каждом ответе спрашивать: " А что еще делает солнце, оно ведь не только светит? " Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.

Затем можете повторить ту же игру наоборот: " Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей? "

Упражнение №9. " Признак".

Задание №1.

" Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он? "

железо -
бумага -
дерево -
снег -
пух -
стекло -

Задание №2.

" Назови другой предмет, такой же белый, как и снег".
(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня).

Задание №3.

" Сравни:
по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко;
по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу;
по прочности - веревку и нитку, камень и глину;
по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей;
по высоте - куст и дерево, гору и холм".

Упражнение №10. " Угадайка".

Задание: " Отгадай загадку:

Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит -
Сядет и укусит.

(Комар)

Круглый, полосатый,
С огорода взятый.
Сахарный и алый стал -
Кушайте, пожалуйста.

(Арбуз)

Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это".

Упражнение №11. " Слова-приятели" (упражнение на синонимы).

Задание №1.

" Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке? " (Грустный)
" Ценный - это какой? Жесткий - это какой? "

Задание №2.

" Каким словом можно заменить слово " конь"? Слово " врач", " чашка", " пища"? "

Задание №3.

" Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему? "

Грустный, печальный, унылый, глубокий
Храбрый, звонкий, смелый, отважный
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий
Крепкий, далекий, прочный, надежный

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

Упражнение №12. " Слова-неприятели" (упражнение на антонимы).

 

Задание: " Скажи наоборот:

холодный, чистый, твердый, толстый;
тупой, мокрый, старший, светлый;
просторный, враг, верх, проиграть;
поднять, день, утро, весна;
зима, завтра, рано, близко;
низко, редко, медленно, радостно;
темно, сел, взял, нашел;
забыл, уронил, насорил, выпрямил.


Упражнение №13. " Один и много" (изменение слов по числам).

Задание №1.

" Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу " карандаш", а ты должен сказать " карандаши".

книга, ручка, лампа;
город, стул, ухо;
ребенок, человек, стекло;
имя, весна, друг.

Задание №2.

" А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты - один".
когти, облака, воины, листья;
цветы, пилы, молодцы, стебли.

Упражнение №14. " Уменьшение".

Задание: " Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч - это мячик, а маленький стол -... ".

трава, рука, плечо, солнце, банка;
стул, книга, флаг, чашка, шапка.

Упражнение №15. " Закончи слово".

Задание: " Отгадай, какое слово я хочу сказать? По... " (Подушка)
Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т. п.

Упражнение №16. " Объясни слово".

Задание: " Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед? "
нож, шляпа, мяч, письмо;
зонтик, подушка, гвоздь, осел;
мех, алмаз, соединить, лопата;
меч, неприятность, храбрый, герой;
стихотворение, азартная игра.

Цель этого упражнения - научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.
Все эти упражнения вы можете делать несколько раз, дополняя ряды слов самостоятельно.

Развитие грамматических навыков

Следующий блок упражнений направлен на работу по развитию грамматического строя речи. Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.

Упражнение №17. " Кто? Что? " (составление предложений по разным моделям).

Задание: " Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том,

Кто? Что делает? Что?

Например: Кошка лакает молоко" '.

Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)
Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)

Упражнение №18. " Закончи предложение".

Задание: " Попробуй угадать конец фразы".

Дети ели ка... . На столе лежат бумага и кра... . В лесу растут гри... . В саду растут цве... . У нас есть петух и... . Зимой бывает хо... .

Упражнение №19. " Добавь слова" (распространение предложений).

Задание: " Сейчас я скажу предложение. Например, " мама шьет платье". Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза? "

Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок.

Упражнение №20. " Составь фразу" (образование предложений из слов).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...