1. "Собираемся в дорогу"
Задание №1. " Придумай предложения, используя следующие слова: забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня, Задание №2. " Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится? " 1. Дымок, идет, трубы, из. Упражнение №21. " Пропавшие слова". Задание: " Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие ". 1. Тишина царит в дремучем _____. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________. 2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______. Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую __________. Быстро мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в ______. Мороз щиплет _______. ________ не боятся мороза. Весельем горят их ________. 3. Стоит жаркая погода: небо _______, солнце светит _______. Коля и Оля идут гулять в поле ______. Они слушают там пение маленьких ________. Они собирают ________. Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими ________. Маленькие дети торопятся вернуться ____. Но прежде чем они успели прийти, разразилась ______. Дети испугались ________ грома. Они постучались в один ______, чтобы укрыться от сильного _______, так как у них нет с собой ________ и их одежда совсем _______. Упражнение №22. " Найди ошибку". Задание №1. " Послушай предложения и скажи, все ли в них верно". Зимой в саду расцвели яблони.
Задание №2. " Как нужно исправить предложение? " Упражнение №23. " Объясни". Задание: " Послушай фразу: Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу. Ваня рисовал Сашу. Саша рисовал дом. Упражнение №24. " Что имеется в виду? " (тренировка на понимание переносного смысла). " Скажи, как ты понимаешь эти выражения: железный топор - железный человек Упражнение №25. " Правильно или нет? ". Задание: " Как ты думаешь, можно ли так сказать? " Мама ставит вазу с цветами в стол. Спросите ребенка: " Почему предложения неточные? " Упражнение №26. " Где начало рассказа? " Ребенку требуется установить последовательность событий по серии картинок. Покажите ребенку серию картинок
Упражнение №27. " Рассказ по картинке". Дайте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинку и попросите рассказать изображенную на ней историю. Это упражнение следует повторять как можно чаще, используя любые рисунки, которые интересны ребенку. Вот некоторые правила, которые важно соблюдать, составляя рассказ. Важно научить ребенка видеть и выделять главное в содержании, особенности истории. Помогайте ребенку, задавая вопросы. - О чем эта картинка?
С тем же успехом к этому упражнению можно добавить тренировку на пересказывание текста. Вы читаете ребенку маленький (до 20 предложений) рассказик, затем просите его пересказать услышанное. При этом следите, как ребенок понял основной смысл рассказа, может ли его словесно выразить, легко ли находит нужные слова, допускает ли в своей речи неправильные грамматические формы, употребляет ли сложные предложения. Упражнение №28. " Подбери рифму". Для начала проверьте, знает ли ребенок, что такое рифма. Объясните, что два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково, например, вол - гол. Предложите ребенку самостоятельно подобрать рифму к словам: каша, вой, подушка, сок; Ребенку нужно подобрать не меньше трех рифм для каждого слова. Упражнение №29. " Составь предложение". Задание: " Сейчас мы будем соединять вместе несколько предложений. Например, я произношу предложение: " В лесу идет дождь. Гремит гром". Эти предложения можно соединить при помощи маленького слова-мостика " и", тогда из двух получится одно. " В лесу идет дождь, и гремит гром". Ярко светит солнце. Поют птицы. Есть и еще возможный вариант этого упражнения: попросите ребенка закончить фразу. Дети вышли гулять и... По этой же схеме можно потренировать ребенка на составление предложений с союзами " а", " но", " хотя", " зато", " если, ... то".
Игры для развития речи
Сначала познакомьте детей с новыми словами. Интервью - беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете. Надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого попросите детей по очереди что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и обратным счетом. Затем между детьми распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Настраивается магнитофон. Репортеры начинают задавать вопросы. Потом беседу коллективно прослушивают и обсуждают.
2. Игра " Картинки-загадки". Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото). Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ. 3. Игра " Определи игрушку". Каждый ребенок приносит какую-либо игрушку. Из группы выбирается один водящий. На 3-5 минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает какую-либо историю, в которой главным персонажем выступает одна из принесенных игрушек. Все игрушки, в том числе и выбранный игровой персонаж, расставлены на столах или стульях. Приглашается водящий ребенок. Ребята из группы поочередно рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а замещая его название местоимением " он" или " она". История рассказывается в течение 3-5 минут. Водящий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории. Если угадывание произошло правильно, выбирается другой водящий, и игра повторяется. Если ответ неправильный, ребята дополняют рассказанную историю так, чтобы помочь водящему новыми деталями, не называя при этом задуманную игрушку. 4. Игра " Сочини предложение". Учитель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.
Примечания: 1. Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений. Примечание: родители могут использовать эту игру и для индивидуальных занятий с ребенком, соревнуясь, кому удастся придумать больше предложений. Победить, естественно, должен ребенок. 5. Игра " Противоположность". Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет " чашка". Дети могут назвать следующие предметы: " доска" (чашка выпуклая, а доска прямая), " солнце" (чашку делает человек, а солнце - это часть естественной природы), " вода" (вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т. д. Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет. Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком. 6. Игра " Мостик". Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы " переходным мостиком" между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован. Например, даются два слова: " гусь" и " дерево". " Переходными мостиками" могут быть следующие слова: " лететь" (гусь взлетел на дерево), " вырезать" (из дерева вырезали гуся), " спрятаться" (гусь спрятался за дерево) и т. п. Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком. 7. " Что означает выражение? " или " Пословицы". Познать тайны языка, его богатство и выразительность невозможно без понимания значений устойчивых словосочетаний: фразеологизмов, пословиц, поговорок. Источники фразеологических оборотов различны. Одни возникли в результате наблюдения человека за общественными и природными явлениями, другие связаны с реальными историческими событиями, третьи пришли из мифологии, сказок, литературных произведений. Особенность этих выражений состоит в том, что в нашей речи они употребляются в постоянной, как бы навсегда застывшей форме. Как правило, у них неизменный порядок слов, в них нельзя ввести новый компонент. Фразеологизмы употребляются в переносном смысле. Однако дети нередко воспринимают подобные выражения по-своему, заменяя слова синонимами. Смысл выражений при таких заменах не меняется, но теряется его так называемая внутренняя форма.
Например: Ребенок сказал: Взрослые говорят: К забавным казусам приводит понимание фразеологизмов в буквальном смысле. Например, мальчик очень разволновался, услышав, что его кот спит без задних ног. Разбудил кота, сосчитал лапы, и, успокоенный, вернулся. Мать, заявившая, что у нее забот полный рот, получила совет выплюнуть их побыстрее. Трехлетняя Ирочка не хочет надевать новый костюм, плачет, потому что слышала, как кто-то из взрослых заметил: " Она в нем утонет". Выполнение задания " Что означает выражение? " поможет ребенку правильно использовать фразеологизмы в собственной речи. Пословицы: 1. " Дело мастера боится". 8. Игра " Шаги. (Кто быстрее доберется до... )" С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем. Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например " Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и " Старт! " Другие темы: " Все круглое", " все горячее", " все мокрое". " Ласковые слова для мамы". " Слова утешения" и т. д.
В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко. 10. Игра " Два круга". Дети строятся в два круга - внешний (большой) и внутренний (3-4 человека). Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается ("... с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое" и т. д. ). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность. 11. Придумываем рассказ. Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки. Например: " На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто? ). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала? ). Кошка поймала в саду... (кого? ). Шерсть у кошки... (какая? ), когти…(какие? ). Кошка лежала с котятами... (где? ). Котята играли мячиком... (как? ). 12. Распространение предложений. Взрослый говорит: " Садовник поливает… (что? где? когда? зачем? ). Дети идут... (куда? зачем? ) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений. 13. Дополнить предложение. Просить ребенка закончить предложения: " Дети поливают цветы на клумбах, потому что... ". " На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что... " " Зимой медведь спит, потому что... " и т. д. 14. " Я был в цирке... " Для игры вам понадобятся карточки с буквами и слогами. Играть можно и вдвоём, и компанией. Участникам игры раздаются карточки с буквами, либо все карточки лежат стопкой на столе и игроки по очереди их берут. Первый игрок берет карточку с буквой или слогом и говорит: " Я был в цирке и видел... " Он должен назвать что-нибудь, начинающееся с буквы на его карточке. Называть можно не только существительные. Например, на букву " К" можно назвать и клоуна, и кувыркающегося гимнаста, и красный занавес. Если вы будете использовать карточки со слогами, то необязательно, чтобы этот слог стоял в начале слова. 15. Предлоги. Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги - " на", " в", " под", " над", " с" и др. Играть можно как в рулетку - бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же - на какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение. 16. Самодельная азбука. Возьмите толстый альбом или офисную папку. На каждом листе нарисуйте буквы алфавита. Хотя позже на каждую букву вам понадобится больше листов. Вырезайте из старых журналов картинки, подойдут также картинки с разных коробочек - вообще любые картинки, наклейки. Вместе с ребенком наклеивайте картинки на страничку с буквой, на которую начинается слово. Под каждой картинкой делайте подпись печатными буквами. Позже, когда ребенок освоит буквы, усложните задачу - вырезайте из журналов слова. С определенной буквой, с определенным слогом. 17. Цепочка. Игра со словами для любого количества участников. Выберите несколько согласных букв и запишите их на листке бумаги. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные. Например, возьмем буквы " с", " л", " м". Составляем с ними слова: самолет, масло, салями, мысль. Выигрывает тот, кто придумал больше слов. 18. Добавь букву. Игроков не менее двух. Загадывают существительные единственного числа. Первый игрок называет любую букву из русского алфавита. Следующий по очереди должен в начале или в конце присоединить свою букву, имея в уме какое-либо слово с таким буквосочетанием. Игроки продолжают таким образом по очереди удлинять буквосочетание. Выигрывает тот, кто называет целое слово. Другой вариант, для детей постарше. Проигрывает тот, кто называет целое слово или тот, кто не сможет добавить букву, подразумевая какое-нибудь слово. Игрок может " блефовать", т. е. добавлять букву, слова к которой не знает. В этом случае возможны два варианта: следующий за ним игрок может либо попросить предыдущего назвать слово, и если предыдущий не сможет этого сделать он проигрывает, либо следующий игрок сам продолжает блеф дальше, пока кто-либо из следующих игроков наконец не потребует назвать слово. Этот вариант сложный, часто игрок не может добавить букву к буквосочетанию из хорошо известного слова. 19. Путешествие. Семейная игра. Один говорит: " Наш корабль отправляется в... например, в Индию. Что с собой возьмем? " Кто-нибудь спрашивает: " А на какую букву? ". " На букву " К"! ". Первый начинает и говорит: " Берем кошку! " Другой: " Кактусы! ". " Кастрюли! ". Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: " Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву " Р". Другой вариант " Путешествия". Приготовьте комплекты карточек с буквами. По одному одинаковому на каждого. Рисуем паровоз с вагончиками. На каждом вагончике пишем крупно букву алфавита. (Можно нарисовать и другой транспорт). Следующий говорит: " А я с собой возьму телевизор" и кладет карточку с буквой " Т" на вагончик с буквой " Т". И так далее, пока не закончатся буквы, или слова. Называть нужно только существительные. Заодно объясним ребенку, что такое имя существительное - Это слово, про которое можно сказать " ЧТО это? " или " КТО это? " 20. Кто с какими буквами дружит. Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень познавательная. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные. Например, у мамы - слон, у папы - крокодил, у ребенка - ёжик. Мама говорит: " Мой слон дружит с буквой " Х", потому, что у него есть хобот". Папа говорит: " А мой крокодил дружит с буквой " Р", потому, что живет в реке. " Ребенок говорит: " Мой ёжик дружит с буквой " И", потому, что у него иголки. 21. Давай придумывать (с 3лет). Развиваем абстрактное мышление, речь. Для игры понадобится набор предметов разной формы (палочки, шар, кольцо, коробочки, цилиндр) и карточки с изображением разных предметов определенной формы - зеркало, карандаш, яйцо, яблоко. ВАЖНО! изображения на картинках должны быть похожи на предметы. Например: Игра проводится примерно так - дети (или ребенок) садятся перед столом, у каждого набор предметов. Взрослый садится напротив, у него карточки с картинками. Взрослый показывает карточки по одной и спрашивает: " У кого предмет похож на такой карандаш? " Ребенок, у которого палочка, отвечает: " У меня! " и получает карточку с изображением карандаша. Вариант наоборот: У детей карточки с картинками, а у взрослого разные предметы. Дети с 5 лет могут играть в эту игру самостоятельно и без картинок, придумывая, на что может быть похож тот или иной предмет. 22. Продолжи ряд. Чтобы строить предложения в соответствии с нормами родного языка, у ребенка нет необходимости изобретать суффиксы и приставки, учить правила грамматики, - он усваивает их в процессе общения. Например: лисица, медведица, но ежиха; сахарница, хлебница, но солонка, масленка. Еще выдающийся немецкий ученый Вильгельм фон Гумбольдт - основатель языкознания - писал: " Осваивая язык, каждый ребенок смутно опирается на аналогии, что заметнее у творчески развитых детей. Важно только найти дух этих аналогий, а это при любом обучении языку есть критический пункт, с которого начинается настоящее владение языком и настоящее наслаждение им". Умение использовать аналогии послужит вашему ребенку опорой и при изучении иностранных языков. Задания для упражнения " продолжи ряд" родители и воспитатели без труда могут придумать сами. Приведем примеры заданий: Люди - человек, дети - … 23. Снежный ком. Игроки по очереди добавляют слова к предложенному началу фразы. Варианты игры: 1. " Собираемся в дорогу" Ведущий: " Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан... ".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|