Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фондоотдача это объем выпущенной продукции деленный на среднюю сумму промышленно-производственных основных фондов по первоначальной стоимости.




1. Предмет и объект изучения дисциплины «АиДФХД», цель и задачи. АФХД – инструмент получения доказательной базы, для принятия управленч решений, обеспечивающих достижение предприятием стратегически позитивных намерений, связанных с повышнием или поддержанием эфф-ти хоз процессов. Экон эфф-ть = Эффект(результат)/ Затраты(вложния). Предметом АХД являются экономические процессы, происходящие на предприятии, вследствие производственной, финансовой и др видов деятельности, проявляющиеся через систему показателей и отраженные в плановых, отчетных и других источниках информации.

Объектами АХД являются экономические результаты хозяйственной деятельности (объемы производства и реализации продукции, себестоимость, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и т. д. ).

АХД в системе других прикладных экономических наук выполняет следующие задачи:

1) научное обоснование текущих и перспективных планов;

2) контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов;

3)поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики и разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов;

4)оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей и диагностика его положения на рынке товаров и услуг.

2. Методика факторного анализа чистой прибыли организации и интерпретация результатов. Факторный анализ — это методика комплексного системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. В анализе прибыли используются следующие показатели прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности, чистая прибыль. Факторный анализ чистой прибыли (прибыли после налогообложения) предполагает использование методов цепных подстановок для определения влияния на изменение ЧП 5-ти факторов, в след. комбинир. модели зависимости: ЧП= Приб до налогообл(стр140)- +/-  = Приб до налог-(П до налог +/- К-Л)*НСТ+/-  К – Коррективы, которые могут уменьшать или увеличивать налоговую базу(25ГЛ НК). Л - Льготируемая часть прибыли. НСТ – налоговая ставка в долях единиц=0, 2. Изменение ЧП = ЧП за отч. перод – ЧП за прошлый период. Направления использования чистой прибыли определяются организацией самостоятельно. За ее счет создается резервный капитал; происходит образование фондов накопления и потребления; производятся выплаты дивидендов, социальные выплаты работникам и перечисления на благотворительные и иные цели.

3. Виды экономического анализа по критерию оценки информативности его результатов. Под экономическим анализом понимается метод исследования экономики, как по всей совокупности протекающих в ней процессов, так и по каждому из них. Он осуществляется с целью выявления основных тенденций, закономерностей развития экономики, их взаимосвязи и взаимовлияния, противоречий; факторов, определяющих те или иные результаты. Среди известных видов/способов экономического анализа хоз. деятельности предприятий можно выделить:

· традиционные (метод сравнение, относительных и средних величин, графический, аналитических группировок, балансовый) – для обработки и изучения информации;

· детерминированного факторного анализа (индексный метод, метод цепных подстановок, метод абсолютных разниц, метод относительных разниц, метод корректировок, метод относительных коэффициентов, метод пропорционального деления и долевого участия, метод структурных сдвигов, кольцевой метод, логарифмический метод и др. );

· стохастические (корреляционный, дисперсионный, компонентный и др. );

· оптимизации показателей (экономико-математический, программирование, теория массового обслуживания и др. ) – для изучения влияния факторов на результаты хозяйственной деятельности.

4. Факторный анализ грузооборота транспортной компании и средней дальности перевозки грузов и интерпретация его результатов. Объем грузовых перевозок – грузооборот – измеряется в тарифных и эксплуатационных тонно-километрах. Общая величина грузооборота в тарифных тонно-километрах дороги анализируется по формуле .

При анализе дается общая оценка степени выполнения плана-прогноза и выясняется влияние основных факторов на отклонение фактической величины грузооборота от плана-прогноза и от уровня прошлого года.

Обычно анализ грузооборота выполняется способом корректировок. Анализ средней дальности – способом структурных сдвигов.

Зависимость эксплуатационных тонно-километров от влияющих факторов определяется формулой: , где  – работа дороги, ваг.;  – динамическая нагрузка груженого вагона, т; – груженый рейс вагона, км.

Анализ эксплуатационных тонно-километров целесообразно выполнять способом разниц:

+ + где: ; ; ;

5. Система показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия и её использование в методиках комплексного анализа. Все объекты АХД отображены в системе показателей плана, учета, отчетности и др источниках информации. Каждое эконом. явление или процесс определяется целым комплексом взаимосвязанных показателей. Комплексное изучение экономики предприятий предусматривает систематизацию показателей:

1. Показатели исходных условий деятельности предприятия:

· наличие необходимых материальных и финансовых ресурсов; организационно-технический уровень предприятия (производственная структура предприятия; структура управления);

· уровень концентрации и специализации производства;

· техническая и энергетическая вооруженность труда, прогрессивность технологических процессов и т. д. );

· уровень маркетинговой деятельности.

2. Показатели использования средств производства (фондоотдача, фондоемкость, средняя годовая стоимость ОФ, амортизация и т. д).

3. Показатели использования предметов труда (материалоотдача, материалоемкость и т. д. ).

4. Показатели использования трудовых ресурсов (обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, полнота использования рабочего времени, ФЗП, производительность труда и т. д. ).

5. Показатели производства и сбыта продукции (объем валовой, реализованной и товарной продукции, структура продукции, ее качество и т. д. ).

6. Показатели себестоимости продукции (общая сумма затрат на производство и реализацию, структура расходов, себестоимость продукции и т. д. ).

Все показатели находятся во взаимосвязи:

1) по аналитическому выражению: – аддитивной; – мультипликативной; – кратной; – смешанной;

2) по характеру взаимосвязи: – функциональной; – корреляционной; 3) по направлению: – прямой; – обратной.

В анализе используется большое количество разнокачественных показателей, поэтому необходима их группировка и систематизация:

1) по содержанию: количественные, качественные; 2) по отраслевому признаку: общие, специфические (для конкретных отраслей); 3) по степени синтеза: обобщающие (среднегодовая выработка), частные (затраты рабочего времени на производство единицы продукции), вспомогательные (затраты рабочего времени на производство единицы выполненных работ); 4) по выражению: абсолютные, относительные, средние; 5) по роли во взаимосвязи явлений результативные, факторные;

6) по способу формирования нормативные, плановые, учетные, отчетные, аналитические.

6. Методические подходы к анализу эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок транспортного предприятия. Основными задачами анализа расходов являются оценка причин изменений их абсолютных величин и удельных затрат (себестоимости продукции, работ, услуг) в сравнении с планом (бюджетом), предотчетным периодом, данными других однотипных подразделений; выявление влияния на расходы и себестоимость внутренних и внешних факторов; подсчет упущенных возможностей снижения себестоимости и ожидаемого роста эффективности производства за счет лучшего использования основных средств, трудовых, материальных и энергетических ресурсов.

Изучение структуры затрат и ее изменений за отчетный период по отдельным элементам затрат, а также анализ статей расходов – важное направление в анализе себестоимости перевозок. Анализ структуры эксплуатационных расходов начинается с определения удельного веса (в процентах) отдельных элементов затрат в общей сумме затрат и их изменения за отчетный период. 1. Затраты на оплату труда 2. Отчисления на социальные нужды 3. Материальные затраты (МЗ): – топливо– электроэнергия– материалы– прочие 4. Амортизация основных средств 5. Прочие расходы

Важным этапом анализа является изучение структуры переменных расходов по основным видам хозяйственной деятельности.: Структура переменных расходов филиала ОАО «РЖД» (железной дороги): 1. Грузовые перевозки. 2. Содержание инфра­структуры, 3. Локомотивная тяга, 4. Пассажирские перевозки в дальнем следовании, 5. Пассажирские перевозки в пригородном сообщении, 6. Ремонт подвижного состава, Всего по видам работ, Общие и общехозяйст­венные расходы

Для факторного анализа эксплуатационных расходов и себестоимости привлекаются результаты плановых расчетов показателей объемов перевозок и бюджетов расходов, сведения регистров бухгалтерского учета, отчетов по основным показателям производственно-финансовой деятельности организаций железнодорожного транспорта.

Себестоимость перевозок грузов и пассажиров анализируемого филиала ОАО «РЖД»: Приведенная работа по перевозкам, Грузовые перевозки, всего В том числе: электрическая тяга, тепловозная тяга, Пассажирские перевозки во всех сообщениях В том числе: электрическая тяга, тепловозная тяга, электросекции, дизель-поезда, Пассажирские перевозки в дальнем сообщении В том числе: электрическая тяга, тепловозная тяга, Пассажирские перевозки в пригородном сообщении В том числе: тепловозная тяга, электросекции, дизель-поезда

Величина расходов зависит от влияния многих факторов, которые в итоге синтезируются непосредственно в трех основных: изменении объема перевозок, изменении структуры и уровня этих затрат в себестоимости отдельных видов перевозок.

Анализ эксплуатационных расходов железной дороги

– за счет изменения объема перевозок:

– за счет изменения структуры по видам перевозок:

– за счет изменения уровня зависящих расходов:

– за счет изменения уровня независящих расходов

Взаимосвязь факторов, определяющих сумму эксплуатационных расходов (Э)

где – объем перевозок, приведенные тонно-километры;

 – себестоимость 10 приведенных тонно-километров.

На первом этапе анализа определяют эксплуатационные расходы, скорректированные на выполненный объем перевозок:

где Э0 – эксплуатационные расходы по базовому периоду, млн руб.;

 – коэффициент корректировки по приведенным тонно-километ-рам.

Изменение эксплуатационных расходов под влиянием изменения объема перевозок и себестоимости определяется по следующим формулам:

При анализе эксплуатационных расходов принято их увеличение (перерасход) обозначать знаком «–», а снижение (экономию) – знаком «+».

исследуя изменение эксплуатационных расходов под влиянием основных факторов, определяющих уровень себестоимости: объема перевозок, структуры перевозок по их видам и типам тяги, качественных показателей использования подвижного состава, нормы затрат и цен, разрыва между тарифными и эксплуатационными тонно-километрами.

Методика расчета влияния факторов на изменение себестоимости перевозок.

Отдельно должны исследоваться причины изменения условно-постоянных расходов, поскольку их удельный вес при анализе за год составляет 65–70% всех затрат на перевозки.

Оценка влияния на расходы отдельных факторов: Базовые расходы –а) зависящие, б) независящие, Базовые расходы, скорректированные на индекс выполнения, тонно-км, в том числе: зависящие, независящие (Влияние изменения объема перевозок на себестоимость (стр. 3 – стр. 6)), Базовые зависящие расходы, скорректированные на выполнение объема перевозок: пассажирских, пасс. -км, грузовых, ткм (Влияние изменения структуры по видам перевозок (стр. 5 – стр. 9)), Базовые зависящие расходы, скорректированные на выполненный объем перевозок (по типам тяги): пассажирских, грузовых (Влияние изменения структуры по типам тяги (стр. 9 – стр. 12)), Базовые зависящие расходы, скорректированные на выполнение пробегов подвижного состава по перевозкам: пассажирским, грузовым- Влияние изменения качественных показателей (стр. 12 – стр. 15), Базовые зависящие расходы, скорректированные на пробеги в границах работы подвижного состава по перевозкам: пассажирские, грузовым- Влияние различий в пробегах (стр. 15 – стр. 18), То же, с учетом независящих расходов- Влияние изменения норм затрат и цен (стр. 18 – стр. 19), Фактические расходы.

В целом по железной дороге и каждому хозяйству можно выделить четыре группы расходов, отнесенных к условно-постоянным:

1) расходы, связанные с обеспечением и обслуживанием перевозочного процесса;

2) расходы на содержание и ремонт основных фондов;

3) амортизационные отчисления, отнесенные к условно-постоянным расходам;

4) остальные условно-постоянные расходы (общехозяйственные расходы, связанные с содержанием аппарата управления, налоги и др. ).

7. Основные типы детерминированных факторных моделей зависимости экономических показателей и их использование в диагностике деятельности предприятия. Детерминированный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т. е. результативный показатель может быть представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.

В детерминированном анализе выделяют следующие типы наиболее часто встречающихся факторных моделей.

1. Аддитивные модели:

Они используются в тех случаях, когда результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторных показателей.

2. Мультипликативные модели:

Этот тип модели применяется тогда, когда результативный показатель представляет собой произведение нескольких факторов.

3. Кратные модели:  

Rск=ЧП/СК

Rв=Ппрод/В

Они применяются тогда, когда результативный показатель получают делением одного факторного показателя на величину другого.

4. Смешанные (комбинированные) модели – это сочетание в различных комбинациях предыдущих моделей:

 

Rск=ЧП/СК=(Пдо нал-(сум(ТНП+(-)АПП))/СК

Пример-расчет рентабельности

8. Методика факторного анализа эффективности использования основных средств организации и интерпретация результатов. Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

Использование основных фондов представлено показателями фондоотдачи, фондоемкости и фондовооруженности. Эффективность использования основных фондов характеризует показатель фондоотдачи, рассчитываемый как отношение объема выпуска продукции за год (на уровне предприятия) к среднегодовой полной стоимости основных фондов. На уровне же отраслей в качестве показателя продукции используется выпуск или валовая добавленная стоимость, а на уровне экономики в целом — стоимостьвалового внутреннего продукта

.

Фондоотдача это объем выпущенной продукции деленный на среднюю сумму промышленно-производственных основных фондов по первоначальной стоимости.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...