Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подвижные игры




«Найди отличие» (Лютова Е. К., Монина Г. Б. )

Цель: развитие умения концентрировать внимание на де­талях.

Ребенок рисует любую несложную картинку ( котик, до­мик и др. ) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвра­щает картинку. Ребенок должен заметить, что измени­лось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменять­ся ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ог­раничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие измене­ния произошли.

«Ласковые лапки» (Шевцова И. В. )

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармо­низация отношений между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6 — 7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ре­бенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, прият­ными.

Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, коле­ну, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

«Кричалки—шепталки—молчалки» (Шевцова И. В. )

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ла­дони: красный, желтый, синий. Это - сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку» можнобегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептать­ся, на сигнал «молчалка» синяя ладонь дети должнызамереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

«Гвалт» (Коротаева Е. В., 1997)

Цель: развитие концентрации внимания.

Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фра­зу или строчку из известной всем песни, которую рас­пределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водя­щий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

«Менялки» (автор неизвестен)

Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.

Игра проводится в кругу, участники выбирают водяще­го, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем иг­рающих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого... (светлые волосы, часы и т. д. ). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

«Разговор с руками» (Шевцова И. В. )

Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки нарисовать им глазки, ротик, раскра­сить цветными карандашами пальчики. После этого мож­но затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут? », «Что вы любите делать? », «Чего не любите? », «Какие вы? ». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечисли­те, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в те­чение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае рабо­ты с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не бу­дут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиг­рать в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

 

 

 


 «Говори! » (Лютова Е. К., Монина Г. Б. )

Цель: развитие умения контролировать импульсивные дей­ствия.

Скажите детям следующее. «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори! » Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года? »

(Педагог делает паузу) «Говори! »; «Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок? »... «Говори! »; «Какой се­годня день недели? », «Говори! »; «Сколько будет два плюс три? » и т. д. »

Игра может проводиться как индивидуально, так и с груп­пой детей.

«Броуновское движение» (Шевченко Ю. С., 1997)

Цель: развитие умения распределять внимание.

 Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вка­тывает в центр круга теннисные мячики. Детям сооб­щаются правила игры: мячи не должны останавливать­ся и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное коли­чество мячей. Смысл игры  установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

«Час тишины и час «можно» (Кряжева Н. Л., 1997)

Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энер­гию, а взрослому — научиться управлять его поведением.

Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или зай­мутся важным делом, в группе будет наступать час ти­шины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т. д.

«Часы» можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а ка­кие запрещены.

С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивно­му ребенку (а тот их «не слышит»).

«Передай мяч» (Кряжева Н. Л., 1997)

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

 Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, сосе­ду. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или исполь­зуя в игре одновременно несколько мячей.

«Сиамские близнецы» (Кряжева Н. Л., 1997)

Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.

 Скажите детям следующее. «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной ру­кой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т. д. » Чтобы «третья» нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близ­нецы могут «срастись» не только ногами, но спинками, го­ловами и др.

«Зеваки» (Чистякова М. И., 1990)

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реак­ции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сиг­налу ведущего (это может быть звук колокольчика, по­гремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачи­ваются и идут в другую сторону. Кто не успел выпол­нить задание, выбывает из игры.

Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, ус­лышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

«Колпак мой треугольный» (Старинная игра)

Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять дви­жениями и контролировать свое поведение. Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ве­дущего, произносят по одному слову из фразы: «Кол­пак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (напри­мер, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В сле­дующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершаю­щем повторе дети изображают только жестами всю фразу.

Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

«Слушай команду» (Чистякова М. И., 1990)

Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Детиидут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положи­те правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают. Команды даются только на выполнение спокойныхдвижений. Игра проводится до тех пор, пока группа не будет в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям - успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

«Расставь посты» (Чистякова М. И., 1990)

Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.

Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ре­бенок должен немедленно остановиться. Все остальные про­должают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им поряд­ке (в линейку, по кругу, по углам и т. д. ). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

«Король сказал... » (Известная детская игра)

Цель: переключение внимания с одного вида деятельнос­ти на другой, преодоление двигательных автоматизмов. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а иг­рающие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова «Король сказал». Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. д. Вместо слов «Король сказал» можно добавлять и другие, например, «Пожалуйста» или «Командир приказал».

«Запрещенное движение» (Кряжева Н. Л., 1997)

 Цель: игра с четкими правилами организует, дисципли­нирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту ре­акции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые по­казывает ведущий. Затем выбирается одно движение, ко­торое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит зап­рещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме од­ной, запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

«Слушай хлопки» (Чистякова М. И., 1990)

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной ак­тивности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в сво­бодном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, тапки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«Замри» (Чистякова М. И., 1990)

Цель: развитие внимания и памяти.

Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музы­ки. Если кому-то из участников это не удалось, он вы­бывает из игры. Снова звучит музыка — оставшиеся про­должают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.

«Давайте поздороваемся» (автоp неизвестен)

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение вни­мания.

Дети no сигналу ведущего начинают хаотично двигать­ся по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок — здороваемся за руку;

2 хлопка — здороваемся плечиками;

3 хлопка — здороваемся спинками.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих прове­дению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Сме­на партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желатель­но ввести запрет на разговоры во время этой игры.

«Веселая игра с колокольчиком» (Карпова Е. В., Лютова Е. К., 1999)

Цель: развитие слухового восприятия. Все садятся в круг, по желанию группы выбирается во­дящий, однако, если желающих водить нет, то роль водя­щего отводится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего — пой­мать человека с колокольчиком. Перебрасывать колоколь­чик друг другу нельзя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...