Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Астения. Девиантное поведение. Трудные дети и их проблемы. Что такое трудный ребенок?




Астения

Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика.

Практическое руководство. В 2-х частях – М.: Генезис, 2001

В работе с астенизированным ребенком важно строго дози­ровать нагрузки. В любых занятиях (особенно связанных с ум­ственной деятельностью) надо делать достаточно частые перерывы, чтобы ребенок мог отдохнуть. Эти перерывы долж­ны быть заполнены либо активными движениями (типа игры в мяч), либо релаксацией. Родителям следует показать простей­шие приемы релаксации. При особо сильной астении нужно уменьшать количество задаваемых ребенку домашних заданий. Рекомендуется также предоставлять ему дополнительный вы­ходной день посередине учебной недели. При астении особое значение приобретает правильная орга­низация режима дня, достаточно продолжительный сон. Все занятия должны быть сосредоточены в первой половине дня. Для восстановления благоприятного состояния нервной сис­темы рекомендуются водные процедуры (смотри рекомендации при повышенной тревожности), занятия спортом (особенно плаванием), контроль за тем, чтобы ребенок как можно боль­ше времени проводил на воздухе и получал достаточное количество витаминов. Для астенизированного ребенка любойраздражитель ока­зывается как бы более сильным, чем для других детей. Жела­тельно оберегать его от чрезмерносильных впечатлений (некричать на ребенка, не позволять емусмотретьфильмы ужасов, стараться избегать травмирующих ситуаций типа похорон).

Девиантное поведение

Трудные дети и их проблемы

(автор)

Что такое трудный ребенок?

Трудные дети: что стоит за этим всем известным и, к сожа­лению, давно привычным термином? Для милиционера - это хулиган, для учителя - «неформальный лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников, для воспитателя детского сада - шумный, подвижный, неуправляемый ребе­нок. А для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой - естественная норма жиз­ни. Так кто же все-таки трудные дети?

Трудные дети - это те, чье поведение отклоняется от при­нятых в обществе стандартов и норм. М. Раттер (1987) отмечает, что психологические трудности, а также временные эмоцио­нальные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это - неотъемлемая часть процесса развития. Как отечественные, так и зарубежные пси­хологи и социологи отмечают рост количества детей группы риска. Например, голландский исследователь М. де Винтер (1997) говорит о том, что с 1970-х до 1990-х гг. количество детей этой группы росло неуклонно и сейчас они составляют 20% от общего количества подростков и молодежи в возрасте до 18 лет (речь идет о подростках с нормальной психикой). Та же тенденция проявляется и в других развитых странах. Обще­ство и, прежде всего, учителя и родители тратят колоссаль­ные усилия на преодоление этих отклонений.

Ученые и практики к группе трудных относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способно­стями, которых обычно называют одаренными, и дети, имею­щие различного рода проблемы: гиперактивного ребенка тоже можно считать трудным. Авторы книги обращают свое вни­мание на ту часть трудных детей, чье поведение принято называть девиантным.

Представителями различных наук (медицины, психоло­гии, педагогики) даются различные определения понятия отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения.

В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе к которому человек принадлежит.   

В медицинской литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

В психологической литературе девиантным называется по­ведение, отклоняющееся от социально-психологических и нрав­ственных норм (В. В. Ковалев, 1979), либо как ошибочный ан­тиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуаль­ном подходе со стороны воспитателей и внимании сверстников (В. Г. Степанов, 1986).

Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе.

Социальная норма - исторически сложившаяся в конкрет­ном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей, социальных групп или организа­ций. Понятие «социальная норма» имеет широкий диапазон определенных параметров. Социальные нормы исторически изменчивы. То, что вчера считалось нормой, сегодня может оказаться отклонением и наоборот. В современном реформируе­мом обществе, где разрушены одни нормы и не оформились до конца другие, проблема формирования, толкования и примене­ния норм становится чрезвычайно сложным делом.

На сегодняшний день, как считает В. М. Димов, принципи­альным критерием, определяющим категорию «социальная норма», служит разрушающее воздействие социальных явле­ний, которые являют собой реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека. Это и есть та граница, которая отделяет норму от девиации. Естественно, что по обе стороны от границы возникает масса пограничных ситуаций, которые зачастую затрудняют идентификацию социального явления.

Неопределенность в критериях, границах дозволенного, от­сутствие ясных и понятных мер ответственности за те или иные поведенческие акты объективно способствуют расширению «поля девиантности», обусловливая «размытость» его границ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...