Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации.




Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации.

 

Краткая психологическая характеристика

Обычно этих детей характеризу­ют как «невнимательных», «рассеянных». Как показывает практика, у них очень редко имеют место истин­ные нарушения внимания. Гораздо чаще «невнимательные» дети — это дети с низким уровнем произволь­ности. У них сформированы все пси­хические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации де­ятельности очень низкий. У таких де­тей часто неустойчивая работоспо­собность, им присущи частые коле­бания темпа деятельности. Они мо­гут часто отвлекаться,

 

Основные трудности. ЕГЭ требует очень высокой орга­низованности деятельности. Непро­извольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время.

 

Стратегии поддержки.

На этапе подготовки. Психические функции формируются через нали­чие внешних опор. Поэтому на эта­пе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составле­ние списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения); линейка, указывающая на нужную строчку и т. д. Бесполезно призывать таких де­тей «быть внимательнее», посколь­ку это им недоступно.

Во время экзамена. Таким детям требуется помощь в самоорганиза­ции. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты как? », «Ты сейчас что делаешь? ». Возмож­но также использование внешних опор. Например, ребенок может со­ставить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть ли­нейку на то задание, которое он сей­час выполняет. Важно, чтобы ребе­нок научился использовать эти опо­ры на предварительном этапе, ина­че на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени.

Перфекционисты и «отличники».

 

Краткая психологическая характеристика

Дети данной категории обычно отличаются высокой или очень вы­сокой успеваемостью, ответствен­ностью, организованностью, исполнительностью. Если они выполняют задание, они стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный мате­риал. Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно быть замечено и получить соответству­ющую (естественно, высокую! ) оцен­ку. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и край­не неустойчивая самооценка. Для того чтобы чувствовать себя хоро­шими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще.

 

Основные трудности: ЕГЭ для данной категории детей — это тот самый случай, когда вер­ной оказывается пословица «Луч­шее — враг хорошего». Им недо­статочно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безо­шибочно. Еще один возможный камень преткновения для них — это необходимость пропустить зада­ние, если они не могут с ним спра­виться.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Очень важ­но помочь таким детям скорректи­ровать их ожидания и осознать раз­ницу между «достаточным» и «пре­восходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. На предэкзаменационном этапе перфекционистам можно предложить тренировочные упраж­нения, где им потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно будет делать все подряд.

Во время экзамена перфекционисту нужно помочь выбрать стра­тегию деятельности и реализовать ее. Его можно спросить: «Какие за­дания ты решил сделать? » и по не­обходимости тактично вмешаться в его планы. В ходе экзамена мож­но время от времени интересо­ваться: «Сколько тебе еще оста­лось? » - и помогать ему скоррек­тировать собственные ожидания: «Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующе­му заданию».

Астеничные дети.

Краткая психологическая характеристика

Основная характеристика астеничных детей — высокая утомля­емость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп де­ятельности и резко увеличивается количество ошибок.

Как правило, утомляемость связа­на с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чи­сто психологическую, сколько невро­логическую природу, поэтому воз­можности ее коррекции крайне ог­раничены.

Основные трудности ЕГЭ требует высокой работоспо­собности на протяжении достаточно длительного периода времени (3 часа). Поэтому у астеничных де­тей очень высока вероятность сни­жения качества работы, возникно­вения ощущения усталости.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. При работе с астеничными детьми очень важно не предъявлять заведомо невыпол­нимых требований, которым ребе­нок не сможет соответствовать: «Не­которые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух ча­сов уже устал». Ребенок не притво­ряется, просто таковы его индиви­дуальные особенности.

Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям астеничных детей стоит получить консультацию у психонев­ролога или невропатолога о возмож­ности поддержать ребенка с помо­щью витаминов или травяных сбо­ров.

Во время экзамена астеничным детям требуется несколько переры­вов, поэтому их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятель­ность и на какое-то время останав­ливаются. Им по возможности луч­ше организовать несколько корот­ких «перемен» (отпустить в туалет и т. п. ).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...