Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегия работы с детьми группы риска.




Стратегия работы с детьми группы риска.

Чибисова М. // ШП №13-004

Своеобразие учебной деятельно­сти каждого ребенка связано с це­лым рядом его индивидуальных осо­бенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятель­ности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т. д. Наша классификация детей групп риска не претендует на научную полноту, она имеет исключительно прикладной характер. Мы предприняли попытку выделить те группы детей, которые с наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче единого государственного экзаме­на, и предложили некоторые воз­можные пути оказания поддержки этим детям.

Безусловно, основная работа по психологической поддержке прово­дится на подготовительном этапе. Классный руководитель и психолог выделяют группы риска и совмест­но с родителями выпускников опре­деляют пути и способы психологиче­ской поддержки.

На этапе подготовки к экзаменам можно использовать различные формы психологической поддержки:

 

3 Групповые психологические занятия для различных категорий детей (например, для детей с труд­ностями организации деятельности, для аудиалов и кинестетиков). Цель этих занятий — выработка необхо­димых навыков. Очень важно, что­бы эти занятия носили дифференцированный характер, то есть что­бы в них принимали участие не все дети класса, а дети, имеющие спе­цифические трудности.

 

3 Индивидуальные консультации выпускников. Эта форма работы в большей степени подходит для тех детей, чьи трудности в большей сте­пени имеют личностный характер (например, тревожные или перфекционисты).

 

3 Составление рекомендаций для детей и их родителей. Эта фор­ма работы особенно подходит в том случае, если имеющиеся трудности мало подвержены коррекционному воздействию (например, у астеничных или «застревающих» детей). Очень важно фиксировать эти реко­мендации в письменной форме, что­бы родители и дети могли их исполь­зовать в качестве памятки.

 

3 Индивидуальные консультации родителей выпускников.

 

Возможности психологической поддержки учеников непосред­ственно во время экзамена, безус­ловно, невелики, но все же оказать помощь выпускнику в процессе эк­замена вполне реально. Конечно, задача облегчается, если учитель знаком с детьми. Но даже если пе­дагог впервые встречает детей в ситуации экзамена, он может заме­тить некоторые наиболее явные за­труднения и оказать детям психоло­гическую поддержку.

В зависимости от сущности име­ющихся у детей затруднений мы выделили следующие группы риска.

 

Правополушарные дети.

Краткая психологическая характеристика

Правополушарными таких детей называют условно, ведущим у них, как у всех здоровых людей, являет­ся левое полушарие, но у них зна­чительно повышена активность пра­вого полушария. У таких детей бо­гатое воображение, хорошо разви­тое образное мышление. Они пре­красно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при не­обходимости мыслить логическими категориями.

 

Основные трудности, возникающие при сдаче ЕГЭ:

Правополушарные дети могут ис­пытывать затруднения при необхо­димости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно от­влечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и тео­ретических построениях. Как прави­ло, они хорошо справляются с гума­нитарными предметами, испытывая сложности с предметами естествен­но-математического цикла. Само по себе тестирование исключительно сложно для правополушарных детей, потому что оно предполагает владение логическими конструкци­ями, фактами, требует умения ана­лизировать и сопоставлять различ­ные факты. То есть деятельность, связанная с тестированием, «левополушарна» по своей сути.          

 

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Чтобы учеб­ный материал лучше усваивался, правополушарным детям важно за­действовать воображение и образ­ное мышление: использовать срав­нения, образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал важ­но проиллюстрировать примерами или картинками.

Во время экзамена. Правополушар­ным детям имеет смысл пробовать свои силы не столько в простейших тестовых заданиях (заданиях типа А), сколько там, где требуется разверну­тый ответ. Им это будет проще. Воз­можно, именно с таких заданий им стоит начинать, а уже потом перехо­дить к тестам множественного выбо­ра (к заданиям типа В и С).

 

Дети-синтетики.

 

Краткая психологическая характеристика

Синтетический, или глобальный, стиль деятельности характеризует­ся рядом типичных моментов. Дети-синтетики опираются в большей сте­пени на общее, а не на частности. Они мало внимания уделяют дета­лям, потому что их интересуют общие взаимосвязи.

 

Основные трудности

Синтетики часто испытывают трудности с анализом, выделением опорных моментов в информа­ции, делением материала на смыс­ловые блоки. Обычно таким детям трудно составлять планы или конс­пекты, некоторые из них составля­ют план уже после того, как работа написана. Синтетики редко концен­трируются на одной проблеме, им свойственно рассматривать ее в широком контексте, во взаимосвя­зи с другими, соотносить получен­ные знания с личным опытом и мне­ниями других. При сдаче ЕГЭ синтетики могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования кон­кретными фактами.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Очень важ­но развивать у синтетиков анали­тические навыки, учитывая, что об­щий ход их деятельности — от об­щего к частному. При изучении каж­дой темы важно ее обобщить, вы­делить основные блоки и наполнить их конкретным содержанием. При работе с тестами синтетиков нуж­но ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что сто­ит обращать внимание в первую очередь?   

Во время экзамена. В начале ра­боты синтетикам стоит ознакомиться с материалом в целом: просмотреть имеющиеся задания, бегло ознако­миться с их содержанием. Это помо­жет им сориентироваться. Синтети­кам может помочь составление об­щего плана деятельности в самом начале работы. Кроме того, на экзамене им важно опираться на уме­ние выделять главное в каждом во­просе.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...