Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тревожные дети.. Неуверенные дети.




Тревожные дети.

 

Краткая психологическая характеристика

Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую си­туацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызыва­ет у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктан­ты и т. д. ).

Каким образом можно распознать тревожного ребенка? Эти дети час­то перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к су­щественному улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Они обычно задают множество уточняющих во­просов, часто переспрашивают учи­теля, проверяя, правильно ли они его поняли.

Тревожные дети при выполнении индивидуального задания обычно просят учителя «посмотреть, пра­вильно ли они сделали». Они часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.

 

Основные трудности

Ситуация экзамена вообще слож­на для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной ЕГЭ для тревожного ребенка является отсут­ствие эмоционального контакта со взрослым.

 

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Для тревож­ных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфор­та на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезно­сти предстоящего экзамена и зна­чимости его результатов. Чрезмер­ное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезор­ганизации их деятельности. Задача взрослого — создание ситу­ации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют под­держивающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике».

Во время проведения экзамена. Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать раз­личными невербальными способа­ми: посмотреть, улыбнуться и т. д. Тем самым взрослый как бы гово­рит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один». Если ребенок обращает­ся за помощью: «Посмотрите, я пра­вильно делаю? » - лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, что ты все делаешь правильно и у тебя все получится».

Неуверенные дети.

 

Краткая психологическая характеристика

Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на соб­ственное мнение, они склонны при­бегать к помощи других людей. Не­уверенные дети не могут самосто­ятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверя­ют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости са­мостоятельного выбора стратегии решения. В подобной ситуации они обычно обращаются за помощью к одноклассникам или родителям (особенно при выполнении домаш­него задания).

Такие дети списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений. В поведенческом плане им часто присущ конформизм, они не умеют отстаивать собствен­ную точку зрения. Неуверенные дети часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.

 

Основные трудности

Неуверенные дети испытывают затруднения во время любого экза­мена, поскольку им сложно опирать­ся только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное реше­ние. При сдаче Единого государ­ственного экзамена подобные дети испытывают дополнительные слож­ности, поскольку принципиальное значение там имеет самостоятель­ный выбор стратегии деятельности, а эта задача для неуверенных де­тей крайне сложна.

 

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Очень важ­но, чтобы неуверенный ребенок по­лучил положительный опыт приня­тия другими людьми его личного выбора. При работе с такими деть­ми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций («Сначала реши простые задания, а потом пе­реходи к сложным»). Лучше предло­жить выбрать, ему самому и терпе­ливо дождаться, когда он примет ре­шение («Как ты думаешь, с чего луч­ше начать: с простых или сложных заданий? »).  

Во время экзамена. Неуверенного ребенка можно поддерживать про­стыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: «Я уве­рен, у тебя все получится», «Ты обя­зательно справишься». Если ребенок никак не может приступить к выпол­нению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: «Ты не зна­ешь, как начать? Как выполнять сле­дующее задание? » — и предложить ему альтернативу: «Ты можешь на­чать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше? »

Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа «Подумай еще», «Пораз­мысли хорошенько». Это только уси­лит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...