Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнительный анализ тардиционного экзамена и ЕГЭ




Сравнительный анализ тардиционного экзамена и ЕГЭ

 

Отличительные особенности Традиционный экзамен ЕГЭ
Что оценивается?   Важны не просто фактические знания, а умение их преподнести. Уровень разви­тия устной речи может позволить скрыть пробелы в знаниях Оцениваются фактические знания и умение рассуждать, ре­шать  
Что влияет на оценку? Большое влияние оказывают субъектив­ные факторы: контакт с экзаменатором, общее впечатление и т. д. Оценка максимально объективна
Возможность исправить собственную ошибку На устном экзамене можно исправить ошибку во время рассказа или при от­вете на вопрос экзаменатора, на пись­менном -при проверке собственной ра­боты Практически отсутствует
Кто оценивает? Знакомые ученику люди Незнакомые эксперты
Когда можно узнать результаты экзамена? На устном экзамене - практически сразу, на письменном - в течение нескольких дней Через сравнительно более длительное время
Критерии оценки   Известны заранее Уточняются уже после экза­мена
Содержание экзамена Ученик должен продемонстрировать владение опреде­ленным фрагментом учебного мате­риала (определенной темой, вопросом и т. д. ) Экзамен охватывает прак­тически весь объем учеб­ного материала
Как происходит фиксация результатов? На письменном экзамене — на том же листе, на котором выполняются зада­ния. На устном — на черновике   Результаты выполнения задания необходимо перенести на специальный бланк регистрации ответов
Стратегия деятельности во время экзамена Унифицированная Индивидуальная  

Расслабимся перед экзаменом. Репетиция успеха.

Родионов А., Родионов В. Расслабимся перед экзаменом. ШП, №44, 1999г

СтепановС. Репетиция успеха. ШП, №21, 2000г

 

    Заканчивается учебный год - все школьники находятся в предвкушении отдыха и развлечений. Для выпускников же наступает, пожалуй, самая напряженная пора - ведь впереди экзамены, от которых так много зависит!

    Большинство из них не воспринимало (а может и до сих пор не воспринимает) экзамены всерьез, пока они не “замаячили на горизонте”. Поэтому львиная доля подготовки придется на последние дни.

    Это создает невероятное напряжение, причем троякого рода:

- интеллектуальное, человеческий мозг способен в ограниченное время воспринять лишь определенный объем информации, волевым усилием его можно расширить, но не на много;

- эмоциональное, часто экзаменационный стресс часто сопровождается эмоциональной дезорганизаций мышления;

- волевое, иногда успех зависит не столько от знаний, сколько от сильного желания (или его отсутствия) сдать экзамен.

    Как же достичь такой комплексной готовности к экзамену, чтобы сдать его успешно?..

    Одни с головой уходят в подготовку, пользуя свой измученный мозг крепким кофе в вперемежку с валерьянкой; другие, наоборот, стараются максимально отвлечься, рассчитывая на ранее изученный материал и везение. И те, и другие, как правило на экзаменах не блещут. Легче всего сдают экзамены те, кто использует третий вариант подготовки, рекомендуемый психологами.

10 правил успеха.

 

· Использование законов запоминания.

Лучше всего запоминается начало и конец текста (события, действия и т. д. ), поэтому при прочтении повышенное внимание нужно уделить середине.

Человек запоминает 1/4 того, что слышит; 2/4 того, что видит; и 3/4 того, что видит и слышит одновременно.

 

 

· Правильно организованное повторение.

За первые два дня надо охватить большую часть материла, за третий - остальную, четвертый день посвятить повторению.

20-30% прочитанного улетучивается из памяти на следующий день (поэтому проработку нового материала лучше начинать с повторения изученного накануне).

При этом, не попадите в “ловушку” узнавания (знакомый материал тоже нужно повторять).

 

· Использование пика умственной активности.

Выяснить - кто ты: “жаворонок” или “сова”?

Для “жаворонка” лучше начинать подготовку с утра пораньше и не засиживаться допоздна (это не только бесполезно, но даже вредно).

Для “совы” - наоборот, лучше посидеть попозже вечерком, но не в ранний час (когда человек-сова еще не проснулся и долго будет входить в рабочий ритм).

· Использование шпаргалок.

Текст, коротко и емко изложенный на небольшом листке, хорошо запоминается любым человеком ( особенно они полезны тому, у кого зрительная память лучше других видов памяти).

Надо только помнить, что польза шпаргалки распространяется до порога класса! За этим порогом начинается вред (в лучшем случае - придется краснеть от стыда, а в худшем -... ).

 

· Мозг должен отдыхать.  

Чередование умственной активности с небольшой физической нагрузкой позволяет отдохнуть. Час прогулки (игры в бадминтон, езда на велосипеде и т. п. ) принесет больше пользы, чем лишний час занятий при многочасовом сидении за учебниками.

Не становитесь домашним арестантом, естественное состояние арестанта - это уныние и тоска.

 

· Репетиция ответа.   

Если вы все дни подготовки провалялись на диване с учебником, то придя в класс на экзамен будете чувствовать себя “не в своей тарелке”.

Самое эффективное - репетиция ответа перед зеркалом, желательно в том же костюме, в котором пойдете на экзамен (кстати - помните, что если у педагога при виде вашего наряда возникает сомнение - куда вы собрались: на танцы или экзамен? - то это сомнение распространяется и на качество вашего ответа ).

· Получение положительных эмоций.  

Положительные эмоции в разумных пределах просто необходимы (например, смех повышает сообразительность и стрессоустойчивость).

Телевизор тоже может оказаться помощником при подготовке к экзаменам (конечно, фильм ужасов или скулодробительный боевик энтузиазма перед экзаменом не прибавят; зато забавная комедия или шоу могут оказаться чудодейственными).

Но посещение дискотеки все же лучше отложить на послеэкзаменационную пору (современная дискотека, сама по себе, довольно сильный стресс для человека, - это плюс к экзаменационному стрессу).

· Концентрация внимания на успехе.

Чем меньше боишься неудачи, тем более вероятен успех!

Идя на экзамен, сосредоточьтесь на достижении успеха, а не на провале (так воин накануне сражения не должен думать о госпитале).

Если вы желаете добиться успеха - ведите себя так, словно вы его уже добились(примите позу уверенного в себе человека, сделайте соответствующее выражение лица, говорите четко, уверенным голосом).

Хотя, отсутствие некоторого “предстартового” волнения также часто мешает хорошим ответам.

 

· Регулярное и полноценное питание

Пища должна быть достаточно калорийной (рыба, мясо) и витаминизированной (овощи, фрукты).

Мозгу требуется углеводная подпитка (лучше немного шоколада, чем мучное, картофель или рис).

Не увлекайтесь кофе, большие дозы кофе вызывают запредельное возбуждение или депрессию.

 

· Не становись “тормозом” (туповатым, плохосоображающим человеком) добровольно!     

Всякое успокоительное средство (даже безобидная валерьянка) оказывает тормозящее действие на нервную систему.

Снять утомление и уравновесить нервные процессы поможет контрастный душ (если хотите расслабиться, то закончите его на теплом; если нужна активизация, - то на прохладном).

Долька лимона (можно с сахаром) стимулирует центры головного мозга, ответственные за адаптацию.

В качестве снотворного лучше использовать мед (который к тому же прекрасно питает мозг).

В качестве успокоительного лучше использовать релаксацию (аутогенная тренировка).  

 

Иногда на экзамене возникают непредвиденные ситуации. Что делать если вдруг...

·... на полуслове вы забыли, о чем надо говорить.  

Прежде всего, сохраняйте спокойствие (хотя бы внешнее) - такое может случиться с каждым! Повторите последнюю фразу, если продолжение не вспомнилось, то начинайте отвечать на следующий пункт плана. Потом в конце ответа всегда можно вернуться к тому, что вы пропустили. Начните со слов: “Я хотел(а) бы добавить... ”

 

·... вас не слушают.

Воспринимайте это не как личное оскорбление, не относите это на свой счет. Продолжайте ответ так, как если бы вы этого не заметили.

·  ... если экзаменатор в резкой и неприятной форме перебивает вас, требует что-то уточнить, повторить.

Кажется, что все сговорились вас завалить. Отвлекитесь от этого От вас требуется мужество и собранность, умение не показывать обиду. Сконцентрируйтесь на точном и четком ответе, только так вы сможете доказать, что к вам относятся несправедливо. Ни в коем случае не показывайте, что разозлились, и не старайтесь вызвать к себе жалость. Самое эффективное - сохранить чувство собственного достоинства.

·... вы оговорились и все стали смеяться.

Это может случиться с каждым! Оговариваются даже профессионалы - дикторы, лекторы, журналисты. Посмейтесь вместе со всеми - и все. Если же оговорку, кроме вас, вообще никто не заметил, продолжайте говорить дальше, как будто ничего не произошло.

·... вам задают дополнительный вопрос.  

Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Четко определите, к чему относится вопрос, какого ответа он требует. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме. Времени на это требуется совсем немного.

·  ... вы ошиблись. Ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы знаете, как исправить ее, сделайте это. Если же неуверенны в правильности ответа, продолжайте отвечать дальше, как будто ничего не произошло. Если вам укажут на ошибку и вы не уверены твердо в своей правоте - лучше согласитесь.

·  ... вам поставили отметку ниже той, на которую вы рассчитывали. Не вступайте в спор, не доказывайте. Во время вступительных экзаменов воспользуйтесь правом на апелляцию.                      


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...