Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Третий этап. Индивидуальная работа




Третий этап. Индивидуальная работа

Каждому ребенку необходимо выбрать один из восьми предложенных ему лоскутков ткани. Закрепить его с помощью резинового кольца в виде косынки на любом пальчике левой руки. Внимательно рассмотреть забавную куколку. Затем закрыть глаза и представить лицо, которое бы точно выражало характер придуманного героя. Какой он: добрый, злой, трусливый, смелый? Нарисуйте подходящее по размерам и выражению лицо, вырежьте ножницами и вставьте в овал, образованный косынкой. При желании для куклы можно нарисовать и вырезать одежду.

Активизировать процесс вербального общения на этом этапе всегда удается с помощью так называемого фоторобота. Ведущий арт-терапевтического занятия делает из ткани собственную куклу большого размера и просит ребят придумать для нее необычное лицо. Для того чтобы все дети участвовали в работе, каждому предлагается нарисовать несколько вариантов какой-либо одной детали (глаза, брови, рот и др. ). Затем в процессе коллективного обсуждения создается целостный образ. (Выбранные черты лица наклеиваются на бумагу. ) К общению также побуждает и подбор имени для
куклы.

Четвертый этап. Вербализация и кукольная театрализация

Придумайте историю, которую кукла обязательно хотела бы рассказать, чтобы удивить окружающих. Если для маленького спектакля необходимы другие персонажи, вы можете сделать еще одну или несколько куколок. Обратитесь к участникам группы с просьбой, чтобы их куклы сыграли задуманные вами роли. Ну, а если хочется поделиться секретом, то его лучше рассказать кому-нибудь «на ушко».

Психологу необходимо подчеркнуть, что говорить предлагается вовсе не ребенку, а его куколке. Таким образом, молчун ставится в ситуацию выбора «дозы» коммуникативного участия. Диагностическим моментом этого этапа становятся: выбор цвета ткани для косынки, особенности сотрудничества с другими детьми (социометрический выбор), характер проявления эмоций, образ и содержание рассказа от имени куклы, а также лицо куклы, нарисованное на бумаге.

Пятый этап. Заключительный

Каждому участнику группы вновь предлагается выбрать лоскуток ткани любого цвета и закрепить его на пальце. Кукла (без лица), если хочет, может поблагодарить всех присутствующих, поделиться впечатлениями, задать вопрос и т. д. Желательно напомнить детям, что куклы, вероятно, говорят своими особыми, кукольными голосами, поэтому человеческий голос надо постараться изменить до неузнаваемости. Такое предложение вызывает интерес маленьких упрямцев, и они с удовольствием включаются в общение.

Замечу, что даже самые «закоренелые» молчуны сдаются, если говорить надо в масках, из-за ширмы, из коробки, из шкафа и т. п. Например, двум-трем желающим предлагают спрятаться за занавес. Затем кто-нибудь из них громко шепчет, а остальные
пытаются отгадать, чей это голос. Таким образом, на заключительном этапе создаются условия, побуждающие к общению в том числе и тех детей, которые первоначально отказывались участвовать в вербальной коммуникации группы. У ребенка появляется возможность «подправить» ощущение неудовлетворенности собой, если оно возникло на занятии.


Насилие

 Меновщиков В. Ю. Психологическое консультирование:

 работа с кризисными и проблемными ситуациями – М.: Смысл, 2002

 

Классификация видов и форм насилия. В самом общем виде насилие определяется как принудительное воздействие на кого-либо. Наиболее распространенной является классификация видов насилия, основанная на характере насильственных действий. Она включает физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное) и экономическое насилие. Помимо насилия, исходящего от посторонних лиц, как особый вид выделяется семейное (домашнее) насилие.

Помощь женщинам, пережившим какой-либо из видов насилия, может осуществляться как в специализированных учреждениях (например, кризисных центрах), так и в организациях медицинского или психологического характера, осуществляющих консультативную и психотерапевтическую помощь по любым другим проблемам. Принципы оказания помощи жертвам насилия строятся на общей базе психолого-психотерапевтических методов. При этом такая помощь имеет свою специфику.

Консультирование жертв сексуального насилия.

По социологическим данным, сексуальное насилие является одной из наиболее серьезных социальных проблем. Советская уголовная статистика свидетельствовала, что 30% всехизнасилований совершают несовершеннолетние юноши 14—17 лет, 90% жертв изнасилования были не достигшими 25 лет женщинами, причем 46 % из них — несовершеннолетними. Американские социологи также указывают на значимость проблемы сексуального насилия. Около 60 % опрошенных ими женщин указали, что по крайней мере один раз в жизни они чувствовали себя объектами сексуального насилия, причем 70 % из них — в отношениях с близкими знакомыми.

Психология жертвы, пострадавшей от агрессии, в том числе от сексуального насилия, составляет предмет серьезных научных исследований. Существует целое направление — психология виктимности, или виктимология. Жертву преступления всегда рассматривают не только с точки зрения причиненного вреда, но и имея в виду ее роль в совершении преступления. Поведение жертвы сексуальной агрессии может быть различным. Она бывает парализована и подавлена страхом и без всякого сопротивления беспрекословно выполняет требования агрессора. Тем самым создается почва, провоцирующая насилие.

Дополнительные отрицательные переживания жертвы обусловлены отношением окружения к случившемуся. Оно часто негативно относится к жертвам сексуальной агрессии, обвиняя их в пренебрежении нормами морального поведения и попустительстве агрессору. Кроме того, существует сильный страх перед унижениями, с которыми приходится сталкиваться при юридическом расследовании дела.

В телефонном консультировании (реже в очном консультировании) встречаются следующие типы обращений: а) непосредственно от жертвы; б) обращения друзей или родственников жертвы; в) обращения абонентов, испуганных слухами или фактами сексуального насилия, желающих получить информацию и поддержку (Моховиков, 1999). К принципам телефонной (консультативной) помощи жертвам изнасилования относят:

1. Уважение (имеется в виду положительная оценка оказанного доверия, проявленного клиентом, обратившимся за помощью; конфиденциальность; учет половых и культуральных особенностей жертвы).

2. Подтверждение (высказываний абонента и необходимости выразить свои чувства; реальности, что жертва осталась в живых и имеет достаточно личных сил, чтобы справиться с травмой; естественности и адекватности ее чувств; а также позитивное объяснение проявлений психологической защиты).

3. Убеждение (в том, что жертва не виновата; что она преодолеет свои переживания, страхи и ночные кошмары, являющиеся «работой горя»; что теперешнее состояние пройдет, если появится надежда; что она имеет для преодоления необходимые силы и ресурсы; что ей самой следует определять, что, когда и кому рассказывать о случившемся).

4. Предоставление максимальных возможностей (кризисные службы рекомендуют: предоставьте пострадавшей инициативу в процессе консультирования; дайте необходимую информацию, не заставляя принимать ответственность за случившиеся; не утверждайте, что необходимо лечение; не интересуйтесь деталями происшедшего, если это не требуется в терапевтических целях).

В консультировании жертвы изнасилования ни в коем случае не следует расследовать обстоятельства психотравмы. Прежде всего следует поощрить ее к рассказу об ощущениях и чувствах. Накопившиеся переживания и эмоциональное напряжение ищут выхода, и он должен быть предоставлен активным слушанием. Предметом обсуждения часто становятся идеи самообвинения, основанные на заблуждении, что агрессору не было оказано должного сопротивления. Следует убедить жертву, что она действовала правильно, соответственно сложившимся обстоятельствам, и лучшим доказательством является то, что она осталась жива (Моховиков, 1999). У жертвы сексуального насилия могут возникать следующие эмоциональные реакции:

Страх. Его не следует подавлять, более того, поскольку он основан на реальных обстоятельствах, возможно, нужно предпринять действия по обеспечению безопасности. Существует и страх отвержения близкими.

Отрицание серьезности или вообще существования проблемы. Сложившаяся ситуация не осознается или представляетсянереальной. В беседе следует принимать важность потребности абонента в этой психологической защите.

Потрясение отсутствием или неприемлемостью альтернатив - выходов из ситуации. Сильные эмоциональные переживания приводят к дезорганизации поведения и дезинтеграции личности. Потрясение усиливается необходимостью резких изменений в обыденной жизни: смены местажительства, поиска работы, новой школы и т. п. В этом целесообразно совместно выбрать наиболее важные приоритеты и, используя сильные стороны личности, составить конкретный и исполнимый план действий.

Беспомощность, вызванная неудачными попытками сопротивления, столкновением с равнодушием или враждебностью окружения и общества. Ее преодоление способствует осознанию реальности разрешения ситуации, которое поможет внесению в жизнь новых перемен.

Гнев возникает немедленно или с отсрочкой и может быть направлен на любого человека, его стоит выразить до конца, как бы это ни было болезненно и мучительно.

Чувство вины появляется как расплата за заблуждения, неправильное поведение или уход от значимых отношений. Вину бессмысленно отрицать — важнее, что ее переживание указывает на те явления, которые зависят от собеседника, а потому могут быть изменены при его желании.

Недоверие возникает в силу того, что консультант относится к числу посторонних, от которых продолжает исходить опасность. Поскольку недоверие является реальным, нелишне выслушать и принять выражение недовольства и разочарования.

Депрессия, проявляющаяся в чувстве малозначимости и неспособности к действиям, часто поддерживаемая окружением. Ее преодоление возможно путем принятия чувств, приобретения самоконтроля и активного участия в жизни.

Амбивалентность обусловлена проблемностью социальной и сексуальной ролей как у абонента, так и у значимых лиц из окружения, а также необходимостью принимать решения об изменении стереотипов жизни. Немаловажно, признав право собеседника на двойственностьэмоций, дать возможность их открытого проявления (Моховиков, 1999).

Если обращение за помощью произошло сразу после насилия, жертве необходимо дать юридическую информацию о том, куда она может обратиться за помощью, но такая информация должна даваться только после установления доверия. Как правило, следует подсказать возможность обращения в милицию, а также за медицинской (гинекологической) помощью.

На восстановление контроля у жертвы насилия, на переживание ситуации может уйти длительное время — недели, месяцы, иногда годы. В последнем случае необходим переход от консультативной практики к психотерапевтической.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...