«Белая ворона»
Костяева В. Н. Нестандартный ребенок – М.: Айрис-пресс, 2004 Многих из нас беспокоит проблема адаптации ребенка в коллективе. Вся наша жизнь, то есть активная деятельность связана с общением, человек с детства учится ладить с окружающими, руководить и подчиняться. Традиционно в нашем сознании «одиночка» получает негативную оценку - нелюдимый, угрюмый, бирюк, замкнутый, закомплексованный... Вспомним себя в детстве. Переход в новую школу, ситуация новичка. Переезд в другой город, когда заново приходится налаживать все связи. Страх перешагнуть порог комнаты, где уже собрались люди и кажется, что только на тебя они и смотрят. Мы пережили это когда-то и помним о наших страхах. Память о наших переживаниях заставляет родителей беспокоиться за детей сейчас - ребенок все время проводит один: может быть, он просто не смог справиться с ситуацией и замкнулся в себе? «Белой вороной» называют человека, не просто отличающегося от нас поведением, взглядами на жизнь и поступками. Этого мало. Бывает, что такие оригиналы вполне успешно шагают по жизни, не испытывая дискомфорта и не комплексуя. Чтобы заслужить это прозвище, надо чувствовать себя неуютно среди своего окружения, переживать по этому поводу, отдалиться от людей, замкнуться в себе или пытаться идти войной на все человечество… Чем помочь нашим «белым воронятам» - детям, испытывающим проблемы в общении с родными, с друзьями, одноклассниками, «странным» детям или, говоря по-научному – дезадаптированным, не сумевшим адаптироваться в коллективе. Ведь дело не в том, что они отличаются от всех остальных. Наш «птенчик» не умеет использовать свои особенности в свою пользу, или взрослые сами, не заметив этого, поставили ребенка в такое положение, что он вынужден оставаться в стороне.
Родители, заботясь о том, чтобы дитятко было накормлено, одето, образованно и духовно развито, часто забываем, насколько важно научить его общаться. Забываем, как важно ребенку чувствовать себя «своим», найти пусть небольшой, но близкий круг сочувствующих ему людей. Одиночество одинаково ранит и больших, и маленьких. Человек, не нашедший пусть маленького, но близкого ему круга единомышленников, часто чувствует себя несчастным.
В чем смысл методики тест «Несуществующее животное»? Известно, что когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, я-образ. Сейчас нам важно понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром, чувствует он себя «белой вороной» в коллективе.
После того, как рисунок будет готов, расспросите художника о том существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними Тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе. Иногда дети рассказывают от лица животного о своих проблемах. Но это не всегда несет в себе достаточно информации и зависит от способности ребенка анализировать свой внутренний мир. Для нас же важно понять, насколько он адаптирован в коллективе. Расположение на листе По расположению на листе (если рисунок сильно смещен вверх) мы можем заключить, что ребенок неудовлетворен своим положением в социуме, считает себя непризнанным, но претендует на признание. В норме рисунок располагается на средней линии листа или чуть выше и правее. Расположение рисунка ближе к верхнему краю говорит о высокой самооценке и уровне притязаний, которые, по ощущению ребенка, не полностью реализуются. Важно понять, что чем выше расположен рисунок, тем сильнее выражено у ребенка ощущение неудовлетворенности своим положением в обществе, потребность в признании и самоутверждении. Он считает, что достоин большего и может переживать оттого, что его недооценили.
Чем ниже расположен рисунок, тем ниже и самооценка ребенка. Неуверенность в себе, нерешительность, отсутствие стремления к самоутверждению - вот что свойственно такому художнику. Ребенок долго помнит неудачи и может вообще отказаться от действия, если не уверен в положительном результате. Он сосредоточен на препятствиях к удовлетворению возникающих у него потребностей. Сдвиг рисунка вправо говорит о стремлении к контролю над собой, экстраверсии. Чем сильнее рисунок уходит вправо, тем сильнее проявляется «бунтарство» по отношению к чему-то важному для рисующего. Если рисунок расположен в правом верхнем углу, мы можем говорить о том, что ребенок, скорее всего, претендует на лидерство и активно конфликтует с кем-то из других претендентов на эту роль или встал в оппозицию по отношению к уже существующим «правящим». В этом случае «правящими» могут оказаться и родители, и учителя, и дети, пользующиеся полным признанием и авторитетом у остального коллектива. Сдвиг рисунка влево, возможно, выражает социальную бездеятельность, застенчивость, интроверсию. По моим наблюдениям, эти закономерности могут не работать, если рисунок выходит за край листа. Мы так детально рассматриваем расположение рисунка именно потому, что сейчас нам важно понять положение ребенка в обществе и его оценку своей позиции. Признак дезадаптированности нашей «белой вороны» — недовольство своей ролью в коллективе, на это необходимо обратить особое внимание. Так как расположение рисунка — только один из критериев, в процессе анализа наши предположения будут уточняться или даже изменяться. Поэтому продолжим рассматривать рисунок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|