Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Белая ворона»




Костяева В. Н. Нестандартный ребенок – М.: Айрис-пресс, 2004

Многих из нас беспокоит проблема адаптации ребенка в коллективе. Вся наша жизнь, то есть активная деятельность связана с общением, человек с детства учится ладить с окружающими, руководить и подчиняться. Традиционно в нашем сознании «одиночка» получает негативную оценку - нелюдимый, угрюмый, бирюк, замкнутый, закомплексованный...

Вспомним себя в детстве. Переход в новую школу, ситуация новичка. Переезд в другой город, когда заново приходится налаживать все связи. Страх перешагнуть порог комнаты, где уже собрались люди и кажется, что только на тебя они и смотрят. Мы пережили это когда-то и помним о наших страхах. Память о наших переживаниях заставляет родителей беспокоиться за детей сейчас - ребенок все время проводит один: может быть, он просто не смог справиться с ситуацией и замкнулся в себе?

 «Белой вороной» называют человека, не просто отличающегося от нас поведением, взглядами на жизнь и поступками. Этого мало. Бывает, что такие оригиналы вполне успешно шагают по жизни, не испытывая дискомфорта и не комплексуя. Чтобы заслужить это прозвище, надо чувствовать себя неуютно среди своего окружения, переживать по этому поводу, отдалиться от людей, замкнуться в себе или пытаться идти войной на все человечество…

Чем помочь нашим «белым воронятам» - детям, испытывающим проблемы в общении с родными, с друзьями, одноклассниками, «странным» детям или, говоря по-научному – дезадаптированным, не сумевшим адаптироваться в коллективе. Ведь дело не в том, что они отличаются от всех остальных. Наш «птенчик» не умеет использовать свои особенности в свою пользу, или взрослые сами, не заметив этого, поставили ребенка в такое положение, что он вынужден оставаться в стороне.

Родители, заботясь о том, чтобы дитятко было накормлено, одето, образованно и духовно развито, часто забываем, насколько важно научить его общаться. Забываем, как важно ребенку чувствовать себя «своим», найти пусть небольшой, но близкий круг сочувствующих ему людей. Одиночество одинаково ранит и больших, и маленьких. Человек, не нашедший пусть маленького, но близкого ему круга единомышленников, часто чувствует себя несчастным.

 

В чем смысл методики тест «Несуществующее животное»?

Известно, что когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, я-образ. Сейчас нам важно понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром, чувствует он себя «белой вороной» в коллективе.

 

После того, как рисунок будет готов, расспросите художника о том существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними
отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер.

Тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе.

Иногда дети рассказывают от лица животного о своих проблемах. Но это не всегда несет в себе достаточно информации и зависит от способности ребенка анализировать свой внутренний мир. Для нас же важно понять, насколько он адаптирован в коллективе.

Расположение на листе

По расположению на листе (если рисунок сильно смещен вверх) мы можем заключить, что ребенок неудовлетворен своим положением в социуме, считает себя непризнанным, но претендует на признание.

В норме рисунок располагается на средней линии листа или чуть выше и правее. Расположение рисунка ближе к верхнему краю говорит о высокой самооценке и уровне притязаний, которые, по ощущению ребенка, не полностью реализуются. Важно понять, что чем выше расположен рисунок, тем сильнее выражено у ребенка ощущение неудовлетворенности своим положением в обществе, потребность в признании и самоутверждении. Он считает, что достоин большего и может переживать оттого, что его недооценили.

Чем ниже расположен рисунок, тем ниже и само­оценка ребенка. Неуверенность в себе, нерешитель­ность, отсутствие стремления к самоутверждению - вот что свойственно такому художнику. Ребенок дол­го помнит неудачи и может вообще отказаться от дей­ствия, если не уверен в положительном результате. Он сосредоточен на препятствиях к удовлетворению возникающих у него потребностей.

Сдвиг рисунка вправо говорит о стремлении к кон­тролю над собой, экстраверсии. Чем сильнее рисунок уходит вправо, тем сильнее проявляется «бунтарство» по отношению к чему-то важному для рисующего.

Если рисунок расположен в правом верхнем углу, мы можем говорить о том, что ребенок, скорее всего, претендует на лидерство и активно конфликтует с кем-то из других претендентов на эту роль или встал в оппозицию по отношению к уже существующим «пра­вящим». В этом случае «правящими» могут оказаться и родители, и учителя, и дети, пользующиеся полным признанием и авторитетом у остального коллектива. Сдвиг рисунка влево, возможно, выражает соци­альную бездеятельность, застенчивость, интроверсию. По моим наблюдениям, эти закономерности мо­гут не работать, если рисунок выходит за край листа. Мы так детально рассматриваем расположение рисунка именно потому, что сейчас нам важно по­нять положение ребенка в обществе и его оценку сво­ей позиции. Признак дезадаптированности нашей «бе­лой вороны» — недовольство своей ролью в коллек­тиве, на это необходимо обратить особое внимание.

Так как расположение рисунка — только один из критериев, в процессе анализа наши предположения будут уточняться или даже изменяться. Поэтому про­должим рассматривать рисунок.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...