Как не нужно говорить. Психологическая коррекция детских страхов
Как не нужно говорить • «Тебя как будто ужалят» или «Это как будто ты порезался». Эти слова могут слишком испугать ребенка. Даже такие слова, как «неприятно» и «больно», могут вызвать у ребят сомнения. Что ребенок представит себе, услышав их? • «Ты ничего не почувствуешь». Говорите правду. • «Твоя сестра младше тебя, но она не плакала». Это не всегда помогает, и ребенок может почувствовать себя только хуже. Лучше сопереживать ему в том, что он тревожится и ощущает дискомфорт, а потом похвалить его за хорошее поведение. • «Не будь младенцем». Добьетесь вы этим понимания или нет, неизвестно, но вы определенно приучите ребенка не беспокоить вас разговорами о неприятных чувствах. Ведь кроме боли он почувствует еще и обиду! • «Доктор разозлится на тебя, если ты не дашь ему сделать укол (если ты не дашь вылечить свои зубы)». Ребенку, возможно, нет никакого дела до того, что подумает доктор. К тому же опасно учить детей делать то, что вы предполагаете, только ради того, чтобы кому-то понравиться. Эту стратегию часто применяют сверстники ваших детей и взрослые, преследующие корыстные цели. • «Прекрати жаловаться. Если ты пообещаешь вести себя очень и очень хорошо, то я куплю тебе потом игрушку». Говоря так, вы играете на чувствах ребенка. Когда ребенок в следующий раз пойдет к врачу, он снова может начать вести себя так же в расчете на награду. Если вы хотите, чтобы ваш подарок понравился, скажите: «Я подумала, что после посещения врача нам было бы хорошо пойти в магазин и купить тебе кое-что. Так мы будем знать, что нас ожидает что-то приятное». Чтобы отвлечь ребенка, попробуйте обсуждать предстоящую покупку во время медицинской процедуры.
Психологическая коррекция детских страхов Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе /для администрации школ, педагогов и школьных психологов//Кн. 1 – М.: НМЦ «ДАР» им. Л. С. Выготского Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997 Как известно, одной из распространенных психологических проблем у детей младшего школьного возраста являются страхи. Остановимся сначала на некоторых теоретических положениях, в том числе на соотношении понятий " страх" и " тревога". Многие авторы полагают, что тревога является недифференцированным беспредметным, диффузным переживанием неопределенной угрозы (в отличие от страха, предполагающего фиксацию реального или иллюзорного источника опасности) и может выступать фоном либо причиной возникновения некоторых страхов. Сходных позиций по этому поводу придерживались, например, такие авторитетные психологи, как Д. Боулби и З. Фрейд (последний, правда, предпочитал говорить о " диффузном страхе" ). Есть данные, указывающие на различные физиологические проявления страха и тревоги (соответственно понижение и повышение давления, секреции, уменьшение и увеличение частоты сердечных сокращений). Иными словами, есть основания различать страх и тревогу как различные психические явления. Отметим вместе с тем, что реакция на конкретную угрозу и реакция на воображаемую угрозу (а ведь и то, и другое будет страхом) различны по своим психологическим механизмам: во втором случае реакция предшествует появлению опасности (которая может и вообще не появиться) и основывается на том, что человек как бы сам создает источник опасности разумеется, в идеальном плане и часто бессознательно. Такое " продуцирование" источника угрозы предполагает исходную готовность к появлению опасности, т. е. своего рода тревогу. С этим связаны явления, иногда относимые к фобическим, т. е. навязчивые неадекватные переживания страхов, в том числе в отсутствие угрожающих объектов, причем эти страхи не подчиняются волевому контролю и сам страдающий человек не может их разумно объяснить.
Сам по себе страх как эмоциональная реакция не может быть рассмотрен только в отрицательном смысле, несмотря на то, что является тягостным переживанием. Он выполняет " охранную" функцию (отражая, по словам З. Фрейда, инстинкт самосохранения), неразрывно связанную с накоплением человеком опыта, знаний, что во многих случаях позволяет избежать реальной опасности. Страх приобретает дезадаптивные, разрушительные черты, когда становится неадекватным, т. е. не соответствует опасности по своей силе, часто повторяется и не имеет реалистического подтверждения своей обоснованности; навязчивые страхи такого рода лишают человека возможности чувствовать себя активным и самостоятельным строителем собственной жизни, обращает его в сферу иллюзорного и травматического существования в нереальном мире, где он оказывается зависимым от угрожающих образов, не вполне соответствующих реальности. Вместе с тем даже такие страхи субъективно адаптивны в том смысле, что, фиксируя даже иллюзорный источник угрозы, позволяют облегчить травматическое состояние хронической тревоги и хотя бы в нереальном плане обрисовать некоторое " пространство безопасности". Страх при всех случаях лучше, чем апатия, т. к. отражает бессознательную борьбу человека со своими внутренними конфликтами и является проявлением активности. Однако, объективно страхи такого типа дезадаптивны, т. к. конфликта не разрешают и проблемы не снимают, при этом " выбрасывая" человека из полноценной социальной жизни. Попробуем разобраться в этом конкретнее. Для этого нам потребуется более тонкое рассмотрение феноменологии страха. Нам кажется полезным различать: 1. Страх как реакцию на возникновение угрозы. Наиболее адекватным понятием будет, по-видимому, " испуг". 2. Страх как ожидание конкретной угрозы, " опасение". 3. Страх отношение к определенным явлениям или идеям, " боязнь". 4. Смутное, недифференцированное переживание неопределенной угрозы -" тревога-ожидание" как состояние.
5. Общее смутное беспокойство относительно мира как источника угрозы " тревога-отношение", общая фоновая тревога, на уровне свойств личности выступающая как тревожность. Общее во всех перечисленных случаях - чувство беспокойства и стремление избежать опасности, т. е. тенденция к отграничению безопасного " личностного пространства". Но такое отграничение возможно лишь при определении источника угрозы - должно быть ясно, чего именно надо избегать; сама по себе тревога не выполняет функции указания на способ избегания опасности, являясь беспредметной и диффузной. Сопутствующие тревоге чувства беспомощности, бесперспективности, особенно ярко выступающие на уровне " тревоги-отношения", воплощающейся в навязчивых переживаниях интенсивной " тревоги-ожидания", предстают одним из симптомов невротизации. В противоположность тревоге, страх опредмечивает источник угрозы, образуя таким образом психологически замкнутое и определенное личностное пространство (если боязнь - то боязнь чего-то; если опасение - то опасение в отношении чего-то). В определенном смысле можно сказать, что страх в ряде случаев выступает как защита от тревоги, что относится в первую очередь к невротическим страхам, как будет ясно из дальнейшего. Вместе с тем, объективно " замыкание" психологического пространства оказывает отрицательное влияние на перцептивные и когнитивные процессы, снижает степень свободы поведения, что, обретая хронический характер, становится дезадаптивным. Можно выделить две полярные точки зрения на механизм порождения страха. Одна из них представлена в бихевиоризме, другая - в психоанализе и во многом перекликающейся с ним в этом отношении гуманистической психологии. С нашей точки зрения, эти подходы должны рассматриваться не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие, представляющие различные реальные механизмы возникновения страха, взаимосвязанные и взаимообусловленные.
С точки зрения бихевиоризма, страх является следствием однократного или многократного травматического опыта субъекта (или же, в социобихевиоризме, наблюдавшегося чужого травматического опыта) во взаимодействии с определенными объектами. Тревога, в этой логике, выступает следствием генерализации, сам же страх, по сути, выступает как реакция избегания. Такой подход, несомненно, оправдан; в то же время есть серьезные аргументы против признания его универсальным. Так, в исследованиях не обнаружено связи между негативным опытом детей и содержанием навязчивых страхов. Иной подход демонстрируют представители психоанализа. В классическом психоанализе исходной причиной возникновения страхов считается первичная травма. Первоначальные страхи ребенка - страх темноты, страх одиночества - связаны с отсутствием матери; по З. Фрейду, в таких ситуациях воспроизводится родовая травма, т. е. разлучение с матерью. Фрейд отмечает, что для каждого возраста существуют свои условия возникновения страха и по мере развития старые должны исчезать, что, однако, не относится к невротическому развитию, при котором как бы " удерживаются" прежние условия. Различия между реальными и невротическими страхами заключается, по З. Фрейду, не только в феноменологии, но и в том, с какими подструктурами личности они соотносятся; реальным страхам соответствует инстанция " Я", невротическим - " Оно". Для А. Адлера источником страха служит переживание собственной неполноценности, связанной с ожиданием угрозы со стороны внешнего мира, прежде всего формирующееся в семье на протяжении первых пяти лет жизни. К. Хорни, развивая идеи А. Адлера, в качестве базового явления выделяет " основную тревогу", изначально присущую человеку и развивающуюся на базе " основного зла", т. е. тех ошибочных форм отношений, которые практикуют родители в отношении детей, фрустрируя их потребность в безопасности. Попадая в трагическую ситуацию зависимости от родителей и возникшей на базе " исходного зла" агрессивности по отношению к ним, ребенок вырабатывает средства защиты от внутреннего конфликта (бессознательно); в качестве одного из них выступает приписывание угрожающей функции не родителям, а какому-либо иному объекту. Роль детства, по К. Хорни, является предопределяющей; в частности, страхи, подавленные в детстве, существуют в бессознательном взрослого, как бы фиксируя невротический конфликт. Таким образом, страхи, согласно взглядам представителей психоанализа, в плане своего образного содержания отражают не непосредственно истинный источник угрозы (во всяком случае, в ситуации невротического развития), а его " символическое замещение"; исходным же моментом, определяющим возникновение страха выступает бессознательный внутренний конфликт, по отношению к которому страх выступает как одна из форм защиты.
В гуманистической психологии проблема страха также связывается с фрустрацией потребности в безопасности, что согласно общей тенденции данного направления, препятствует возможности самоактуализации личности (А. Маслоу). К. Роджерс полагает, что как только ребенок начинает осознавать себя, у него развивается потребность в любви и позитивном внимании; вследствие этого, ребенок начинает действовать так, чтобы заслужить одобрение взрослых, даже вопреки тому, что в реальности нужно ребенку. Это означает уход от самости, выработку специальных средств защиты от того опыта, который не соответствует складывающейся искаженной Я-концепции. Возникающая неконгруэнтность (тем большая, чем более авторитарны, доминантны, агрессивны взрослые в отношении ребенка), осознаваясь, приводит к хронической тревоге и страхам. В целом эту потребность можно определить как потребность в обретении себя, творческом самопознании и саморазвитии, само преобразовании на основе поисково-преобразовательного отношения к миру. Необходимым условием реализации этой тенденции является чувство безопасности, что особенно важно в детстве. Изначально чувство безопасности зависит от отношений с родителями, в особенности с матерью; ошибочные стили поведения родителей и ближайшего " взрослого" окружения, а также сложности в отношениях с братьями и сестрами, вырабатывают у ребенка тревогу первоначально в отношении этого окружения (представляющего для ребенка весь мир), а затем и в отношении мира в целом. Как отмечает А. Фром, у ребенка начинает накапливаться вражда к родителям и, как следствие, чувство вины перед ними, что приводит к страху не только перед наказаниями и чувством вины, но и самой враждой (А. Фром, 1991). Ребенок попадает в противоречивую ситуацию: с одной стороны, он зависит от родителей, привязан к ним, идентифицируется с ними, с другой - испытывает к ним враждебные чувства, ожидая агрессии. Такая ситуация непереносима для ребенка, и это заставляет его искать иной объект (бессознательно), которому приписываются (также бессознательно) угрожающие функции. Творческая энергия ребенка в этой ситуации будет направлена на построение иллюзорной картины мира в связи с необходимостью " замещения". По образной соотнесенности страх в этом случае может быть и фантастическим - так, согласно мнению авторов образ Бабы-Яги может выступать заместителем образа матери (Кэмпбелл Р., Максимов М. В., 1992). Особенностью страхов такого типа является их навязчивый характер. Это обусловлено тем, что страх, несмотря на мучительность переживания, защищает ребенка от еще более травматических переживаний, связанных с осознанием реального источника угрозы, и однажды найденная символика закрепляется, выполняя внутренне адаптивную роль, опредмечивая неопределенности, проявляясь с достаточной регулярностью на фоне общей тревоги и в особенности в состоянии повышенной тревожности. Невротический страх предстает как страх, порожденный тревогой, в отличие от реального страха, порожденного опытом. Образное содержание страхов может происходить из различных источников - из собственного опыта, по подражанию, вследствие внушения и др. Разумеется, реальный страх может переходить в невротический; важно то, что для такого перехода необходим определенный уровень тревоги, " готовность" увидеть опасность там, где ее нет в той мере, в какой она выступает субъективно. Последствия невротических страхов для личности описываются практически одинаково в различных школах. Отмечается " закрытость" для нового опыта, консервативность (ригидность) мышления, предпочтение стереотипным формам поведения, снижение творческого потенциала, трудности общения, неадекватность социального поведения. Невротические страхи выступают как " пассивное творчество", замыкая личность в иллюзорном пространстве безопасности и, направляя развитие по невротическому кругу, повышают - в силу неадекватности поведения - общую тревогу и усугубляют ее проявления. Сформулируем общее представление о невротических страхах: 1. Под невротическими страхами мы понимаем навязчивые негативные аффективные переживания, связанные с ожиданием травматических воздействий со стороны объектов, в реальности такой угрозы не представляющих или представляющих в меньшей степени. 2. Невротические страхи возникают на базе общей тревоги, выступая в качестве защитного механизма личности в ситуации внутреннего конфликта и депривации потребности в самоактуализации и познании. 3. Внутренне адаптивная функция невротических страхов заключается в снятии субъективной неопределенности, характеризующей тревогу, через определение фиктивного источника угрозы и отграничение иллюзорного " пространства безопасности". 4. Объективно дезадаптивная роль невротических страхов определяется " замыканием" личности в бессознательно продуцируемой ею фиктивной реальности, ее движением по невротическому кругу с сопутствующим нарастанием общей тревоги. 5. Невротические страхи выступают как препятствие на пути активной творческой самореализации личности и ее самопознания, становясь своеобразной субъективно освоенной формой пассивного воображения. 6. Личность, страдающая невротическими страхами, отличается сниженной активностью, ригидностью мышления и поведения, относительно низким творческим потенциалом, закрытостью для нового опыта. Общие направления коррекционной работы с детскими страхами и тревожностью: 1. Расширение субъективной " зоны безопасности" ребенка за счет включения его в новые типы взаимодействия со взрослыми и сверстниками; 2. Символическое отреагирование как основа работы с образной структурой страха; 3. Стимуляция творческой активности, инициативности и самостоятельности ребенка как средство снятия " барьера страха". Переход от позиции ведомого к позиции ведущего, от подчинения поведения логике страха к подчинению образа страха логике творческой деятельности. Здесь следует назвать несколько основных принципов, на которые, с нашей точки зрения, должен опираться психолог в коррекционной работе с детьми. Во-первых, это принцип безусловного принятия ребенка со стороны работающего с ним психолога или педагога. Соблюдение этого принципа дает возможность ребенку обрести в процессе работы " чувство безопасности" - по крайней мере, в ситуации взаимодействия с психологом, и непосредственно влияет на самооценку ребенка, повышая ее и ориентируя ребенка на самораскрытие, не во всем обусловленное конвенциональными нормами. Во-вторых, это принцип демократизма в общении взрослого и ребенка, соблюдение равноправия на фоне общего безусловного принятия. В-третьих, принцип поощрения - и проявлений этого психологического поощрения - достижений ребенка в плане обретения творческой самостоятельности и продуктивности; критические замечания допускаются лишь на завершающих стадиях работы, на фоне общего положительного самоотношения ребенка. По ходу работы ребенку предоставляется полная свобода действий, перемещения в пространстве и высказываний (за исключением действий, могущих привести к физической травме). Общим принципом организации работы выступает принцип символического отреагирования детских проблем, вызывающих тревогу и страхи, и превращения их в объект творческой проработки. Эффективной формой символического отреагирования в детском возрасте является сказка, на терапевтическое значение которой указывал ряд исследователей. Мы предлагаем, наряду с использованием известных сказочных образов и сюжетов, в качестве основного прием совместного с ребенком создания индивидуальной сказки, символически отражающей проблематику ребенка, характер которой выявляется в ходе предварительной диагностики. Такая индивидуальная сказка предварительно разрабатывается психологом, и сюжет ее в последовательном развитии отражает основные аспекты внутреннего конфликта ребенка. Важно, однако, что психолог создает лишь предварительный " эскиз" сказки; содержание варьируется по ходу работы, в зависимости от того, какой способ построения сюжета и какой способ разрешения проблемных ситуаций предложит ребенок, выступающий как центральная фигура процесса. Вместе с тем, задача психолога - провести ребенка в символической форме через ситуации, отражающие реальные детские проблемы. Сразу отметим, что эта форма работы предполагает в первую очередь - и на начальных этапах в особенности - индивидуальную работу с ребенком, т. к. требует достаточно тонкого и пластичного взаимодействия, к чему детская группа может быть не готова. Сочинение сказки сопровождается рисованием - иллюстрированием значимых сюжетных моментов (следует иметь в виду, что рисование само по себе является терапевтической процедурой). В обязательном порядке рисуется исходная ситуация (как правило, с участием " страшных" персонажей), критические ситуации развития действия и завершающая ситуация, но последние рисуются не сразу, а по ходу драматизации и по ее завершению. Драматизация выступает как третье средство символического отреагирования, наряду с сочинением и рисунками. В игре-драматизации, участниками и актерами в которой выступают при индивидуальной работе ребенок и взрослый, реализуются принцип " децентрации", т. е. своего рода выход за пределы себя и взгляд на себя как бы со стороны, и принцип " парадоксальной интенции", т. е. вдохновления ребенка на совершение - пусть в игровой форме - именно того, чего он боится. По ходу такой работы ребенок может увидеть со стороны поведение главного героя (с которым обычно идентифицируется ребенок) благодаря смене ролей, их переходу от одного актера к другому, изображению ситуаций на рисунках, и кроме того, по ходу драматизации ребенок встречается со своими страхами (в виде ситуаций или персонажей, в роли которых выступает в индивидуальной работе взрослый) и " побеждает" их либо находит формы сотрудничества, преодолевая собственное сопротивление. Существенным здесь выступает постепенное придание " страшным" сказочным событиям юмористического характера; юмор ребенка по отношению к образам страха выступает как показатель обретаемой внутренней свободы. В целом схема работы такова: 1. Предварительное сочинение сказки взрослым (ребенку о ней не 2. Ребенку предлагается завязка сказки, в которой обозначаются участвующие в ней персонажи и исходный конфликт. Ребенок должен сам предложить продолжение, ввести, если считает нужным, новых персонажей и т. п. Следует иметь в виду, что дети этого возраста еще не умеют сочинять длинные связные истории, и здесь необходима бывает " наводящая" роль взрослого. 3. Ребенок рисует исходную ситуацию, причем время рисования не ограничивается - это своеобразное освоение " пространства" дальнейшей работы. 4. После рисунка осуществляется драматизация. Ребенок выбирает себе и взрослому роль (роли), совместно с ним организуется обстановка, обозначается " география" действия и т. д. В качестве вспомогательных средств используется мебель, одежда, игрушки и т. п. Важно иметь в виду, что по ходу драматизации ребенок может изменять сюжет, им же предложенный, в частности, возможны попытки избегания в проигрывании критических ситуаций. Настаивать на жестком следовании сюжету не следует, однако, если ребенок старается избежать тех моментов, которые принципиальны с точки зрения отреагирования конфликта, взрослый должен через некоторое время вновь вернуться к ним – в несколько иной форме, введя дополнительную мотивацию поступков героя или предложив условия (например, если " герой" боится действовать в одиночку, можно предложить пойти с друзьями). После отыгрывания фрагмента ребенок рисует кульминационный и игровой моменты сказочного сюжета (в пределах отыгранного) и намечает дальнейшие события, которые реализуются (в зависимости от затраченного времени) либо на этом же занятии, либо на следующем. В среднем на занятие уходит около часа; важно, чтобы каждое завершалось так, чтобы у ребенка не оставалось чувства неудовлетворенности " эмоциональной незавершенности" события. На протяжении цикла занятий чрезвычайно важно, чтобы роль ведущего, инициатора событий постепенно переходила от взрослого к ребенку; переход к самостоятельному развитию сюжета, фрагментов его построения выступает как один из показателей эффективности работы ребенок обретает возможность творчески отреагировать собственные проблемы, а не быть их пленником. В заключение мы предлагаем перечень сказок, сюжеты которые продуктивно использовались нами в работе с детскими страхами. I каждой из этих сказок символически отражены различные детские проблемы, связанные со страхами и тревогой. Для работы может быть использована как сказка целиком, так и отдельный законченный фрагмент.
1. " Мальчик-с-пальчик" (Ш. Перро); 2. " Красная шапочка" (Ш. Перро и Братья Гримм); 3. " Снежная королева" (Г. -Х. Андерсен); 4. " Аленький цветочек" (С. Т. Аксаков); 5. " Черная курица" (A. M. Погорельский); 6. " Хоббит" (Д. Толкиен); 7. " Волшебник Изумрудного города" (А. Волков).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|