Научные основы организации производства
Организация производства представляет собой научное направление, функцию менеджмента и учебную дисциплину, преподаваемую в высших учебных заведениях на экономических и инженерных специальностях. Организацию производства как научное направление можно рассматривать в качестве формы научного знания, изучающего закономерности создания и развития производственных систем и формирующего методы организации производства, которые обеспечивают эффективное построение и взаимодействие элементов, частей и структуры систем в динамических условиях производства. Организация производства включает в себя подготовку производства новых и модернизацию выпускаемых видов продукции, совершенствование технологии изготовления продукции, текущее регулирование и контроль работы всех производственных звеньев. Она охватывает все стадии изготовления продукции и носит системный характер, подчиняя все частные задачи главной — максимальному удовлетворению общественных потребностей путем выпуска конкурентоспособной продукции. В системном плане организация производства представляет собой совокупность форм, методов и приемов научно обоснованного соединения рабочей силы со средствами производства. Такое соединение осуществляется исходя из заданных целей системы и функций ее отдельных элементов. В литературе различают три аспекта организации производства: функциональный (поэлементный); пространственный; временной. Организация производства как система научных знаний Основным из вышеперечисленных аспектов, имеющим всеобщий характер, является функциональный аспект. Именно на его основе осуществляется формирование и дальнейшее развитие конкретной системы любого содержания и уровня. Пространственный и временной аспекты углубляют и развивают функциональный аспект. С позиции системного подхода организация есть совокупность структуры системы и способов функционирования ее элементов. Структура выражает и определяет взаимодействие элементов, обеспечивая функционирование и развитие системы. При этом организация непосредственно соотносится с категорией управления. Если к организации и управлению подходить с системных позиций, то их можно рассматривать как свойства системы:
организация как состояние, мера упорядоченности системы; управление как изменение уровня организованности системы. В основе научного подхода к организации производства лежит системный подход, который представляет собой направление методологии научного познания, основанное на рассмотрении исследуемых объектов как систем. Такой подход ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, а также на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую картину. Теория организации производства как самостоятельная область научного знания имеет собственную систему категорий и понятий. Понятие является формой мышления, отражающей существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная функция понятия заключается в выделении общего, которое достигается через отвлечение от всех особенностей отдельных предметов данного класса. Категория (от греч. kаtеgоriа — высказывание, признак) представляет собой фундаментальные и наиболее общие понятия, отражающие существенные всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Основными понятиями и категориями организации производства являются предмет, метод, законы, закономерности и принципы организации производства, производственная система, ее структура, субъект и объекты ее управления, производственный процесс, производственный цикл, тип и форма организации производства. Организация производства как наука тесно связана со многими
другими науками о производстве — техническими, технологическими, экономическими, математическими и естественными. В первую очередь, речь идет о таких дисциплинах, как «Экономика предприятия (фирмы)», «Менеджмент» и «Технология (соответствующего производства)» Основные понятия системных исследований. Термин «системные исследования» означает метод исследования, при котором не предполагается глубокое погружение в отдельные физические явления, а подразумевается общее понимание поведения сложных физических систем, состоящих из множества отдельных явлений, и изучение связей и взаимодействия между компонентами таких систем. Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характеристик являются следующие. а) Методология исследования - совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования. б) Организация исследования - порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях. в) Ресурсы исследования - комплекс средств и возможностей (например, информационных), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов. г) Объект и предмет исследования. Объектом является система управления, вносящаяся к классу социально - экономических систем, предмет - конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования. д) Тип исследования - принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик. е) Потребность исследования - степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления. ж) Результат исследования - рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий. з) Эффективность исследования - соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.
Основные характеристики исследования далее могут быть конкретизированы и дополнены в соответствии с правилами последовательной классификации и декомпозиции. Исследования могут быть разнообразными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбирать наиболее подходящие к определенной деятельности. Исследования можно определить как практические и научно - практические (образовательные). Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на основе внутренней информации, но более глубокими являются конечно же, исследования с привлечением обширной информации внешней. Это позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации. Наконец, исследования различаются и по степени организованности и участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными, либо коллективными, спонтанными или организованными. В практике управления встречаются все эти типы исследований.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|