Вопрос №19. Основные методы проектирования организации производства
Методы организационного проектирования. При выполнении организационного проектирования используются следующие методы: 1)оригинальный (традиционный); 2) типовой; 3) автоматизированный. Оригинальный (традиционный) метод характеризуется тем, что все виды проектных работ сориентированы на создание индивидуальных проектов, максимально учитывающих особенности данного предприятия. При типовом методе создаваемая система разбивается на составляющие компоненты и для каждого из них разрабатываются законченные проектные решения, которые затем с некоторыми модификациями используются для проектирования производственной системы. При таком методе используется модульный способ, когда декомпозиция системы осуществляется на уровне организационного модуля, являющегося локальной частью системы или подсистемы. Модуль выступает в качестве типизируемого элемента. После того как организационные модули выделены, для каждого из них создается свое проектное решение. Проект системы компонуется из этих единичных решений. Результатом этого метода является индивидуальный проект организации производства с типовыми элементами в виде организационных модулей. Наиболее прогрессивным является метод автоматизированного проектирования как система (САПР). При этом методе процесс разработки проекта организации производства рассматривается с системных позиций с применением ПЭВМ на всех видах работ. В основе САПР лежит модульный способ, предполагающий построение и поддержание в адекватном состоянии некоторой глобальной модели организации производства и автоматизированное создание соответствующего проекта организации производства, учитывающего характеристики конкретного объекта; при этом обязательно машинное документирование проектных работ.
Вопрос № 20. Бизнес-план как основная форма системно-комплексного организационного проекта в условиях рыночной экономики Процесс управления предприятием складывается из многих функций. В их число входят планирование и прогнозирование; организация; координация и регулирование; учет, контроль и анализ; активизация и стимулирование. Каждая функция характеризуется присущим ей технологическим способом воздействия на управляемый объект. Функция планирования служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. Сам процесс планирования проходит в четыре этапа: 1. Разработка общих целей; 2. Определение конкретных, детализированных целей на заданный период; 3. Определение путей и средств их достижения; 4.Контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими и корректировку целей. Панирование имеет две стороны: социально - экономическую и организационно - техническую. Организационно - техническая сторона обуславливается кооперацией труда и зависит от уровня развития средств и методов планирования. Социально-экономическая сторона определяется социально - экономическими условиями общества. Поэтому сущность планирования производства необходимо оценивать с двух позиций: 1. его организационно - технических характеристик; 2. социально - экономических условий. С точки зрения организационно - технической стороны планирования страны с развитой рыночной экономикой имеют больше опыта. Применяемый там арсенал технических средств и методов значительно богаче. Отсюда следует, что уровень организации производства и управления в рамках отдельных предприятий, фирм там выше, чем в странах России. Значит, имеется большая возможность в использовании организационно - технического опыта планирования развитых зарубежных странах и ограниченная возможность применения социально - экономического опыта планирования.
Социально- экономическая сторона планирования должна быть ведущей в постановке целей планирования и выборе средств их реализации. Бизнес-план – план развития вида бизнеса, основанный на стратегическом анализе и вытекающий из стратегических решений по виду бизнеса. Стратегические решения определяются целями бизнеса, которые касаются конкурентоспособности и желаемого набора видов бизнеса. Основная цель разработки бизнес-плана – определить стратегию и необходимые ресурсы для достижения поставленных целей, иначе, планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план дает объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, определяет зоны риска, предлагает пути их снижения. В бизнес-плане решаются как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные установлением контактов и взаимоотношений с другими фирмами и организациями. Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в то же время как необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В нем характеризуются основные аспекты фирмы, анализируются проблемы, с которыми она может столкнуться, и определяются способы их решения. Следовательно, бизнес-план – одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная работа. 21. Календарное планирование. Календарное планирование – это разработка и доведение до структурных подразделений и рабочих мест оперативных плановых заданий по выпуску продукции и обеспечению их необходимыми для этого ресурсами.
Календарный план производства – это документ, который устанавливает последовательность и сроки выполнения производственных операций, а также определяет потребность в трудовых ресурсах во времени. Объемно-календарный план или, как он именуется в зарубежной практике MPS (Master Production Schedule) имеет следующие значения: 1. Предполагаемый план производства изделий. Это строго производственный план компании (в отличие от прогноза и потребности), выраженный в определенном для производства ассортименте изделий, объемах и сроках их производства. При составлении объемно-календарных планов следует принимать во внимание прогноз, укрупненный производственный план, маркетинговые планы и планы замены продуктовых линий и другие исходные данные, такие как незавершенное производство готовой продукции, наличие материалов, производственных мощностей. 2. Результат процесса объемно-календарного планирования. План, регулирующий производство и закупку изделий. 3. План более высокого порядка, чем производственный. Планирование осуществляется, как правило, в интервале от месяца до пяти лет. Может быть подготовлен как фактический, так и сценарный MPS. Календарный график – это графическая интерпретация календарного плана, конкретизирующая его относительно состава, объемов, последовательности, сроков выполнения работ. При построении календарного графика необходимо учитывать наличие ресурсов, так как одновременное выполнение некоторых операций из-за ограничений, связанных с рабочей силой, оборудованием и другими видами ресурсов, может оказаться невозможным. На производстве календарный план часто называют планом-графиком. Выделяют четыре вида календарных графиков в зависимости от решаемых задач: 1. Сводный календарный план или график. В нем указываются уточнённые сроки выполнения работ всем предприятием. 2. Объёмный календарный график. Он определяет очерёдность и сроки выполнения каждого вида работ в конкретном подразделении предприятия.
3. Рабочие календарные графики. Формируются конкретным подразделением предприятия и разрабатывается на неделю. Иногда имеют интеграцию в виде недельных графиков. Основной целью является предупреждение отклонения в работе предприятия. Рабочие графики - наиболее распространенный вид календарного планирования. Как правило, они составляются очень быстро и зачастую имеют упрощенную форму, т.е., как показывает практика, не всегда должным образом оптимизируются. 4. Часовые календарные графики. Используются в технологических картах и картах трудовых процессов, для формирования оптимальной загрузки ОПФ и трудовых ресурсов на предприятии. Данные графики оптимизированы или ориентированы на типичные или наиболее вероятные условия работы и в конкретных условиях требуют уточнения. При формировании годового календарного плана выпуска продукции необходимо, чтобы календарное распределение обеспечивало: Установленные сроки выпуска и поставки готовых изделий, обусловленные договорами; Возможность внесения корректив в связи с колебанием спроса; Минимальное незавершённое производство путем уплотнения производственного цикла изготовления изделий; Максимально возможное использование производственных мощностей цехов в каждом месяце; Создание предпосылок для слаженной и сопряжённой работы производственных подразделений и условий для эффективного функционирования предприятия в целом. Процесс календарного планирования осуществляется обратно ходу технологического процесса, т.е. плановые решения начинают формироваться на стадии готовой продукции. При этом он зависит от организационного типа и условий производства, учитываются сроки окончания технической подготовки производства, обеспечивается параллельное изготовление тех видов продукции, которые, с одной стороны, имеют максимальную конструктивно-техническую общность, а с другой – дополняют друг друга по трудоёмкости, обеспечивая в совокупности достаточно полную загрузку оборудования и рабочей силы. Основные ресурсы учитываемы в формировании календарного плана: 1. Трудовые ресурсы (руководители, сотрудники плановых служб). 2. Технические средства. 3. Экономико-математическое обеспечение 4. Информационное обеспечение. 5. Календарно-плановые нормативы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|