Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар для методистов, учителей, ПДО по теме




Семинар для методистов, учителей, ПДО по теме

«Методическая продукция в образовательной организации: типы, виды, алгоритм разработки, требования к оформлению»

План семинара:

1. Типы и виды методической продукции:

- учебная (образовательная) продукция;

- прикладная методическая продукция;

- информационно-методическая продукция;

- организационно-методическая продукция

2.  Требования к подготовке и оформлению:

- методического пособия;

- методических рекомендаций

3. Основные принципы подготовки методической разработки в образовательной организации.

Типы и виды методической продукции

Методическая продукция образовательных организаций весьма разнообразна. Издательская, методическая и библиотечная практика позволяют методическую продукцию классифицировать следующим образом по:

· периодичности;

· адресату;

· характеру информации;

· инновационному потенциалу;

· функциональному назначению.

Учебная (образовательная) продукция

Некоторые творчески одаренные и обладающие большим практическим опытом педагогические работники образовательных учреждений могут стать авторами учебников, учебных пособий и других изданий подобного рода. Авторам такого вида методической продукции необходимо знать классификацию учебных изданий и порядок присвоения им грифа. Гриф: " Надпись, утверждающая издаваемый официальный документ либо допускающая, рекомендующая или утверждающая издание в качестве учебника и т. п., напечатанная перед его заглавием или после него". (Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания. Москва. Библиотека по естественным наукам РАН, 1995, с. 52). В Положении о порядке присвоения учебным изданиям грифа Министерства образования Российской Федерации (Приказ Минобразования России от 14. 07. 99 г. №81 " Об утверждении Положения о порядке присвоения учебным изданиям грифа Министерства образования Российской Федерации". Образование в документах №16 1999 г. ) указано, что к учебным изданиям, согласно издательскому ОСТ 29. 130-97 " Издания. Термины и определения", относятся:

1. УЧЕБНИК - учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (предмета), соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания. К учебникам относится БУКВАРЬ - первый учебник для обучения грамоте и чтению.

2. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ - учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. К учебным пособиям относятся:

УЧЕБНО-НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ - учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию (картографические пособия, атласы, альбомы и др. ).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ - учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике воспитания. Методическое пособие - издание, в котором раскрывается методика выполнения какой-либо деятельности, порядок операций, процессов, действий.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ - учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над усвоением учебного предмета.

САМОУЧИТЕЛЬ - учебное пособие для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя.

ХРЕСТОМАТИЯ - учебное пособие, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения дисциплины.

ПРАКТИКУМ - учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного. К практикуму относится задачник.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА - учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее раздела, части). В тексте грифа указывается: - вид учебного издания, - предметное содержание издания в соответствии с учебной программой по дисциплине (предмету), - читательский адрес (назначение) в зависимости от вида образовательного учреждения, уровня подготовки, ступени обучения и категории читателя. Текст грифа Минобразования России размещается на лицевой стороне титульного листа в подзаголовочных данных. Редакция грифа не может подвергаться изменениям со стороны издателя или автора. Последовательность оформления и представления соответствующих документов и материалов детально изложена в Положении о порядке присвоения учебным изданиям грифа Министерства образования Российской Федерации (Приложение к приказу Минобразования России от 14. 07. 1999 года №81).

Прикладная методическая продукция

Прикладная методическая продукция - это вспомогательный материал, дополняющий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции: деловая игра, диаграмма, график, картотека, каталог, плакат, сборник упражнений, сценарий, тематическая папка, тематическая подборка материалов и др. Из перечисленных видов прикладной методической продукции в педагогической практике ОДОД эколого-биологической направленности наибольшее предпочтение отдается сценарию.

Сценарий - подробная запись праздника, массового мероприятия. В сценарии дословно приводятся слова ведущих, чтецов, актеров, тексты стихов, поэтических произведений, песен. В ремарках даются сценические указания: художественное оформление, световая партитура, движение участников праздника на сцене и т. д.

Примерная схема сценария

- название праздника, мероприятия; - адресат; - цель, воспитательные задачи; - участники сценария; - использованная литература; - автор; - год.

Графическая информация - информация, создаваемая при помощи наглядных графических образов, раскрывающих содержание графического документа. При составлении отчетов часто используются графики и диаграммы. График позволяет наглядно проследить рост изменения какого-либо явления и дать сравнительную характеристику. Общие требования, предъявляемые к вычерчиванию графиков: - графически представляют только основные результаты сводки или анализа, на которые необходимо обратить внимание; - каждый график должен иметь рациональные размеры, которые удобны для вычерчивания и чтения графика; - расположение и оформление графиков должно способствовать их чтению, размеры графика не должны быть больше формата страницы работы; - график лучше всего расположить в тексте сразу после ссылки на него; - график надо оформить так, чтобы наиболее существенные стороны и связи были ясно отличимы от менее существенных; - целесообразно применение различных цветов, способов обозначения и шрифтов.

Диаграмма - чертеж, наглядно иллюстрирующий какие-либо величины. Диаграммы подразделяются на линейные, столбиковые (гистограммы) и секторные.

Деловые игры - методы имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях путем игры по заданным правилам. Деловые игры могут использоваться руководителями курсов повышения квалификации педагогических кадров для активизации слушателей, а администрацией - как средство оценки деловых качеств сотрудников для их аттестации и должностных перемещений.

Картотека - совокупность организованных определенным образом карточек с зафиксированными на них данными. Картотеки могут быть разного вида: газетных и журнальных статей, методических разработок и рекомендаций, описаний передового педагогического опыта, диапозитивов, фонозаписей, новых поступлений и т. д.

Каталог - нормативно-производственное, справочное или рекламное издание, содержащее систематизированный перечень имеющихся в наличии предметов. Различают следующие виды каталогов: издательский, книготорговый, номенклатурный, промышленный, библиотечный. В практике СЮН и ЭБЦ используются библиотечные информационные каталоги для ознакомления педагогических работников с библиографией, видеофильмами, фонозаписями по определенной теме. По форме каталоги могут быть карточными; блок-карточными, состоящими из отдельных карточек, скрепленных по краям зажимами; книжными и электронными.

Плакат - листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала любого формата, отпечатанного с одной стороны, и предназначенное для экспонирования.

Плакат инструктивно-методический - вид методической продукции, используемый в том случае, если содержание методического материала невозможно раскрыть только в словесной форме. Например, тему " Роль текстово-графических планов в учебно-методической работе" легче раскрыть, используя плакаты, схемы, а тему " Готовимся к встрече пернатых друзей" - с помощью плакатов. Информация, помещенная на плакате, должна точно раскрывать суть вопроса и название плаката.

Плакат информационный - позволяет ознакомиться с предстоящими мероприятиями или итогами выполненной работы. Примером информационного плаката могут служить печатные издания, информирующие о передовом опыте работы.

Сборник упражнений - издание, содержащее методический материал для обучения актива: упражнения, ситуации, задачи по различным проблемам образования детей. Методические задания оформляются в виде брошюры или карточек, отдельных листов.

Тематическая папка содержит нормативные документы, регулирующие деятельность образовательного учреждения в определенном направлении; методические рекомендации; разработки и сценарии массовых мероприятий; материалы из опыта работы; библиографию, дидактический материал.

Тематическая подборка материалов необходима в целях накопления материалов для написания методических рекомендаций, разработок массовых мероприятий. Это может быть подборка стихов, песен, игр, цитат, пословиц и поговорок, фотографий, рисунков и т. д. на определенную тему. Помещается материал в папку для бумаг, скоросшиватели, альбомы, конверты. Методическая продукция входит в состав информационно-методического фонда образовательного учреждения. Систематизация методических материалов проводится с учетом их содержания и общей направленности. Материалы могут быть объединены: - по возрастному принципу (работа педагогов с детьми дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста); - по адресатам (педагоги дополнительного образования, методисты, руководители трудовых объединений обучающихся и т. д. ); - по направлениям деятельности (учебно-исследовательская работа обучающихся, учебно-опытные участки, организационно-массовая работа, методическая работа и т. д. ). Информационно-методический фонд используется в соответствии с Положением об информационно-методическом фонде и с планом работы методического кабинета (отдела). В учреждениях дополнительного образования эколого-биологической направленности при организации методического сопровождения образовательной деятельности работники методических служб нередко работают со специфическими видами изданий, связанными с эколого-биологической направленностью дополнительного образования. Это могут быть определители, атласы и эколого-биологические справочники. Определитель содержит диагностические ключи для идентификации различных групп организмов. В биологической литературе последних лет используются ключи разных типов: дихотомические (алгоритм определения построен на альтернативном рассмотрении двух признаков объектов) и политомические (по ним определение ведется на основании сравнения комплекса признаков). В некоторых региональных ЭБЦ и СЮН есть опыт разработки определителей по флоре и фауне своего региона. Обычно определители имеют следующую структуру: - общая характеристика данной группы (биологического таксона), подробное описание морфологических признаков, имеющих диагностическое значение; - региональная география, биогеография изучаемой группы; - диагностические ключи таксонов разного ранга; - приложения с иллюстрациями тотальных объектов или признаков; - список литературы. Атлас служит для наглядного определения организмов по графическим изображениям. Он представляет собой альбом-справочник с многочисленными иллюстрациями; нередко выполняет вспомогательную роль при пользовании определителем.

Эколого-биологический справочник содержит краткую аннотированную информацию о различных изучаемых организмах. Как правило, в такие аннотированные списки входят следующие сведения: русское и латинское название таксона, основные характерные морфологические и диагностические признаки, ареал, особенности биологии и экологии, замечания по систематике. Справочник по экологическим особенностям региона содержит информацию по разным разделам экологии (региональная экология, урбоэкология, охрана природы в регионе, синэкология, социальная экология, энергетика, транспорт, биоразнообразие и другие аспекты устойчивого развития региона).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...