Методические рекомендации по подготовке и проведению практических занятий
Практическое занятие – один из наиболее сложных и в то же время плодотворных видов (форм) вузовского обучения и воспитания. В условиях высшей школы это один из видов практических занятий, проводимых под руководством преподавателя. Практическое занятие предназначается для углубленного изучения дисциплины и овладения методологией применительно к особенностям изучаемой отрасли науки. Собственно практическое занятие включает развернутую беседу по заранее известному плану. На практических занятиях, как правило, обсуждаются: 1) узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки; 2) вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения. Их обсуждение следует проводить в условиях коллективной работы, обеспечивающей активное участие каждого студента. Распространенной формой является вопросно-ответная форма практического занятия в виде беседы. Посредством опроса преподаватель проверяет собственную работу, правильность применяемых методов. Студентам при подготовке к практическому занятию рекомендуется: 1. Внимательно изучить плана практического занятия, список рекомендованных источников и литературы, методических рекомендаций преподавателя. 2. Изучить программу дисциплины с целью уяснения требований к объему и содержанию знаний по изучаемой теме. 3. Изучить и доработать конспекты лекций, прочитанных преподавателем по темам, выносимым на практическое занятие. 4. Изучить вопросы темы по учебнику и основным рекомендованным пособиям. 5. Ознакомиться с дополнительной литературой. При самостоятельной работе с источниками студенту рекомендуется делать выписки наиболее важного материала, в частности основных понятий, определений и положений, содержащих ответ на вопрос лекции и практического занятия.
Результаты самостоятельной работы студентов с рекомендуемыми источниками могут быть зафиксированы в следующих формах: - в составлении плана изученного источника; - в выписках концептуальных положений автора работы; - в составлении тезисов, т.е. самостоятельного краткого изложения основных мыслей прочитанного источника; - в составлении аннотации, т.е. краткой обобщающей характеристики прочитанной книги, брошюры, статьи; - в написании конспекта, в котором отражаются собственные мысли, подтверждённые цитатами авторов, наиболее важными цифрами и фактами. практические занятия целесообразно проводить с использованием: – персональных компьютеров или их аналогов (ноутбуки, нэтбуки, планшетные компьютеры, мобильные устройства); – справочно-поисковых систем «Консультант-плюс» или «Гарант»; – интернет-ресурсов (официальные сайты органов государственной власти, организаций, учреждений; справочные источники; библиотечные ресурсы; специальные информационные ресурсы, образовательный портал «Фемида», и др.). Порядок подготовки практического занятия: – формулировка цели и задач практического занятия; – разработка плана проведения практического занятия; – моделирование вступительной и заключительной частей практического занятия; – предварительная раздача студентам вопросов, заданий (в том числе творческих и индивидуальных), ознакомление с проблемами, являющимися предметом обсуждения на практическом занятии; – инструктаж студентов по подготовке к практическому занятию. Порядок проведения практического занятия: – вводная часть (вступительное слово преподавателя): кратко характеризуется место и значение темы практического занятия в изучаемом курсе, цели и задачи занятия;
– основная часть включает: организацию дискуссии (постановка проблемы, выделение основных направлений дискуссии); выступления студентов, раскрывающие основные положения по вопросу; дискуссии по докладам, и др.; – заключительная часть (заключительное слово преподавателя) распространяется как на отдельные вопросы, так и на практическое занятие в целом; содержит выводы и оценку деятельности студентов, установку на следующее практическое занятие. В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: - качество подготовки; - степень усвоения знаний; - активность; - ценные и конструктивные предложения; - недостатки в работе студентов; - пути устранения недостатков.
Северо-кавказский филиал ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ» (г. Краснодар) Кафедраадминистративного и финансового права «Деловая (ролевая) игра» по дисциплине «Теория контроля как формы юридической деятельности» Перечень компетенций (части компетенции), проверяемых оценочным средством: ОК-1, ПК-2, ПК-7, ПК-10 Тема 7. Особенности контрольных механизмов, используемых органами законодательной и исполнительной власти 1.Концепция игры: Деловая (ролевая) игра представляет собой форму учебной работы, в ходе которой магистранты высказывают свое мнение по заданной преподавателем проблеме. Проведение Деловой игры по проблемным вопросам предполагает перед началом ее проведения в условиях домашней подготовки написание магистрантами тезисов или рефератов по предложенной тематике. Цель: закрепить полученные знания об особенностях форм контроля, используемых органами законодательной власти, конкретных нормативных актах, обеспечивающих регулирование контрольной деятельности ее участников, формах составляемых процессуальных документов. Фабула: Дать юридическую оценку качества используемых региональным парламентом форм парламентского контроля, сформулировать предложения по совершенствованию правового регулирования контрольной деятельности законодательного органа субъекта РФ в целом и конкретной формы контроля в частности.
2. Самостоятельная работа: Вопросы для домашней подготовки: 1. Особенности построения правовых основ контрольной деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов власти в субъектах РФ. 2. Особенности построения правовых основ контрольной деятельности законодательных (представительных) органов власти в федеральных городах Российской Федерации (на примере Москвы). 3. Особенности правовых основ конкретных форм контрольной деятельности законодательной и исполнительной власти Краснодарского края. 4. Правовые акты, учреждающие статус органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, их компетенцию в сфере контроля: а) конституции и уставы; б) конституционные, уставные законы; в) обычные текущие законы; г) подзаконные акты;. 5. Формы контроля, планируемые для обсуждения в ходе деловой игры: а) ежегодный отчет главы субъекта перед парламентом; б) парламентские слушания по вопросу о нарушениях в использовании бюджетных средств; в) запрос депутатов, комитетов к органу исполнительной власти субъекта, его должностным лицам. Домашняя подготовка (заранее подготовленные тексты должны быть переданы для сведения и учета другим участникам игры): Пакет документов по отчету правительства перед парламентом: 1) сценарий заслушивания отчета главы субъекта перед его Парламентом в соответствии с Регламентом 2) проект отчетного доклада; 3) проект постановления парламента по отчету правительства; Пакет документов на парламентские слушания: 1) проект сценария проведения парламентских слушаний по заранее заданному вопросу повестки; 2) проект основного доклада и содокладов по обсуждаемому вопросу; 3) проект рекомендаций парламентских слушаний; Пакет документов для проведения депутатского запроса: 1) проект депутатского запроса; 2) проект ответа на депутатский запрос; 3) проект постановления парламента по итогам обсуждения парламентского запроса.
К основному заданию должны быть подготовлены и приложены сопутствующие документы: пояснительная записка, анализ законодательства в этой сфере и пр. 3. Роли: «Законодательный орган субъекта РФ» - 10 - 12 чел. «Председатель Законодательного органа субъекта РФ» - 1 чел. «Представители депутатских формирований в парламенте субъекта РФ» - 7 – 8 чел «Аппарат Законодательного органа субъекта РФ» - 1 чел. «Правительство субъекта РФ» - 2-3 чел. «Высшее должностное лицо субъекта РФ» - 1 чел. «Представители СМИ» – 2 чел. Ожидаемые результаты 1) Выявить максимальное количество правовых аргументов в поддержку позиций сторон, участвующих в игре. ОК-1 (у,в) ПК-2 (з, у, в) 2) На основе сопоставления найденных аргументов осуществить выработку наиболее предпочтительного в приведенной ситуации решения с учетом его формального обоснования, соответствия решения общим и специальным правовым принципам, а также выявления конституционно-правового смысла применяемых для его выработки норм ПК-7 (з,у,в) 3) Выработать наиболее оптимальный вариант проектов по обсуждаемым формам на основе выбора и корректировки составленных студентами в рамках подготовки к игре проектов ПК-10 (з, у, в)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|