Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ФМ как система управления. Субъекты и объекты управления.




Понятие и сущность финансового менеджмента, его цели, задачи и принципы организации.

В методичке /лекции

ФМ как система управления. Субъекты и объекты управления.

Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами (с юридическими и физическими лицами) в процессе движения финансовых ресурсов. Финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления. Под стратегией в данном случае понимается общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. После достижения данной цели стратегия как направление и средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели требуют разработки новой стратегии. Тактика - конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор наиболее оптимального решения и наиболее приемлемых в данной ситуации методов управления.

Финансовый менеджмент как система управления состоит из 2-х подсистем:

 управляемая подсистема или объект управления;

 управляющая подсистема или субъект управления.

Процесс финансового менеджмента:

Объектом управления в финансовом менеджменте является совокупность условий осуществления денежного оборота, кругооборота капитала, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений между хозяйствующими субъектами и их подразделениями в производственно-экономическом процессе. В частности, объектами являются:

- активы и пассивы организации, формирующиеся в процессе текущей деятельности и осуществления инвестиций;

- денежные потоки, размеры которых зависят от внешних и внутренних факторов;

- финансовые результаты деятельности организации;

-финансовые риски

Субъект управления - специальная группа людей, которая через различные формы управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта. Финансовый менеджмент представляет собой систему, в которой процесс управления может осуществляться только при условии циркуляции определенной информации между управляющей и управляемой подсистемой. Процесс управления всегда предполагает получение, передачу, переработку и использование информации.

3. Базовые концепции ФМ.

Концепция – определенный способ понимания и трактовки какого-либо явления, выражающий ключевую идею для их освещения. С помощью системы концепций выражается основная точка зрения на данное явление, задаются некоторые конструктивные рамки, определяющие сущность и направления развития этого явления. Основополагающие концепции ФМ:

1. Концепция денежного потока. Представление предприятия как совокупности чередующихся притоков и оттоков денежных средств. Данная концепция предполагает:

а) идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид;

б) оценку факторов, определяющих величину его элементов;

в) выбор коэффициента дисконтирования;

г) оценку риска, связанного с данным потоком и способ его учета.

2. Концепция временной ценности денежных ресурсов. Денежная единица сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через какое-то время, не равноценны, т.е. «рубль завтра» всегда меньше «рубля сегодня». Эта неравноценность определяется действием трех основных причин:

ü инфляцией,

ü риском неполучения ожидаемой суммы

ü оборачиваемостью (денежные средства, как и любой актив, должны с течением времени генерировать доход по ставке, которая представляется приемлемой владельцу этих средств).

3. Концепция компромисса между риском и доходностью. Ключевым критерием при планировании большинства обещающих доход финансовых операций является критерий субъективной оптимизации соотношения «доходность (доход) - риск».

Категория риска в ФМ принимается во внимание в различных аспектах: в приложении к оценке инвестиционных проектов, формированию инвестиционного портфеля, принятию решений по структуре капитала, обоснованию дивидендной политики и др.

4. Концепция операционного и финансового рисков. Любой фирме всег­да свойственны два основных типа риска:

ü операционный (предпринимательский и производственный) отраслевые особенности бизнеса, специфическая структура активов. Вложив свой капитал именно в этот бизнес, инвестор рискует не окупить вложения.)

ü финансовый - связан со структурой капитала и должен приниматься во внимание при принятии решений в отношении источников финансирования фирмы (пассивная сторона баланса, источниковый аспект).

5. Концепция стоимости капитала. Практически не существует бесплатных источников финансирования, причем мобилизация или обслуживание того или иного источника обходится компании не одинаково. Стоимость капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимого для покрытия затрат по поддержанию данного источника и позволяющего не оказаться в убытке.

6. Концепция эффективности рынка. В условиях рыночной экономики большинство компаний в той или иной степени связано с рынками капитала, на которых можно найти дополнительные источники финансирования, получить некоторый спекулятивный доход, сформировать инвестиционный портфель для поддержания платежеспособности и др.

Ø Уровень насыщения рынка релевантной информацией является существенным фактором ценообразования на данном рынке.

Ø Рынки капитала как основные источники дополнительного финансирования фирмы в информационном плане не являются абсолютно эффективными. Выделяют три формы эффективности рынка: слабую, умеренную, сильную.

1) В условиях слабой формы эффективности текущие цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующих периодов, т.е. анализ динамики цен не позволит «обыграть рынок», т.е. получить сверхдоходы.

2)В условиях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не только имевшиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную участникам информацию. Аналитику не нужно изучать статистику цен, отчетность эмитентов, сводки специализированных информационно-аналитических агентств, в том числе и прогнозного характера, поскольку вся подобная информация немедленно отражается на ценах.

3)Сильная форма эффективности означает, что текущие цены отражают не только общедоступную информацию, но и сведения, доступ к которым ограничен. Если эта гипотеза верна, то никто не сможет получить сверхдоходы от игры на акциях, даже так называемые инсайдеры, т.е. лица, имеющие доступ к информации, являющейся конфиденциальной и способной принести им выгоду.

7. Концепция асимметричной информации. Отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной всем участникам рынка в равной мере. Носителями инсайдерской информации чаще всего выступают менеджеры и отдельные владельцы компаний. Эта информация может использоваться ими различными способами в зависимости от того, какой эффект, положительный или отрицательный, может иметь ее обнародование.

Достижение абсолютной информационной симметрии равносильно подписанию смертного приговора фондовому рынку. Однако гипертрофированная информационная асимметрия также противопоказана рынку. Например, среди подержанных автомобилей (Дж. Акерлофа) могут встречаться как вполне приличные, так и совершенно негодные машины. Если информационная асимметрия велика, то потенциальные покупатели не смогут делать различия между такими автомобилями и будут стараться максимально занижать цену, что сделает невыгодным продажу приличных автомобилей и приведет к тому, что доля невыгодных машин будет возрастать. Увеличение вероятности покупки такой машины приведет к новому снижению средней цены на рынке и, в конце концов, к исчезновению рынка.

8. Концепция агентских отношений. Интересы владельцев компании и ее управленческого персонала могут совпадать далеко не всегда; особенно это связано с анализом альтернативных решений, одно из которых обеспечивает сиюминутную прибыль, а второе – рассчитано на перспективу. В основе теории агентских отношений — модель взаимоотношений {принципал — агент}. Принципал (собственники предприятия) поручает нанятому им за определенное вознаграждение агенту (управленческий персонал) действовать от его имени в интересах максимизации благосостояния принципала. Агентская теория объясняет, почему в этом случае возникает конфликт интересов между принципалами и агентами, состоящий в ­том, что последние отклоняются от сформулированной задачи и руководствуются в своей работе прежде всего принципом приоритета собственных целей, заключающихся, в частности, в максимизации полезности для себя, а не для принципала.

9. Концепция альтернативных затрат. Одной из ключевых концепций в финансовом менеджменте является концепция альтернативных затрат, или затрат упущенных возможностей, суть которой состоит в том, что принятие любого решения финансового характера в подавляющем большинстве связано с отказом от какого-то альтернативного варианта, который мог бы принести определенный доход.

10. Концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта. Концепция означает, что компания, однажды возникнув, будет существовать вечно, у нее нет намерения внезапно свернуть работу, а потому ее инвесторы и кредиторы могут полагать, что обязательства фирмой будут исполняться. Концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта в явной или неявной форме предусматривается и основными нормативными документами, регулирующими ведение бизнеса в России; для примера можно упомянуть о Федеральном законе «Об акционерных обществах», где в статье 2 сказано, что «общество создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом».

11. Концепция имущественной и правовой обособленности субъекта хозяйствования. Концепция состоит в том, что после своего создания хозяйствующий субъект представляет собой обособленный имущественно-правовой комплекс, т.е. его имущество и обязательства существуют обособленно от имущества и обязательств его собственников и других предприятий. Хозяйствующий субъект является суверенным по отношению к своим собственникам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...