Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русская народная песня как жанр. (с. 29-37)




ОТВЕТЫ

Билет 1

1. Н.А. Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта. (Одно стихотворение наизусть, можно «И застонут… Родная земля…»)

Н.А. Некрасов является великим русским поэтом, имя которого золотыми буквами вписано в русскую и мировую литературу. Наследник Пушкина и Лермонтова, он сблизил поэзию с жизнью народа. Он писал в 40-е годы, в ту тяжелую пору, когда крепостное право стало невыносимым для русского народа. Некрасов был поэтом-реалистом, он был первым, кто с такой прямотой и резкостью раскрыл перед читателями картины из жизни народа, изобразив убогую деревню с ее нищетой и печалью, с «несжатой полосой» и крестьянина, которому «моченьки нет». Поэт откликнулся на страдания простого человека. Стихи Некрасова имели большой успех, все чувствовали, что появился поэт, которого еще не было на Руси.

Тема страдания народа проходит через все творчество поэта. Он оставался верен избранному пути. Муза в его раннем стихотворении - сестра молодой крестьянки, иссеченной кнутом, в одной из последних песен Некрасова муза предстает уже в образе этой крестьянской женщины. Боль простых тружеников поэт воспринимает как свою. С пронзительной тоской в стихотворении «Железная дорога» он показывает, как голод согнал «массы народные» на строительство дороги.

Некрасов описывает каторжный труд и нечеловеческие условия существования. Он вырос на Волге и с детства был поражен картинами ужасающего труда бурлаков. В стихотворении «На Волге» поэт воссоздает образы несчастных людей, которые врезались в его память: один - «бледный, чуть живой», другой - «угрюмый, тихий и больной», в «лохмотьях жалкой нищеты». Поэт потрясен желанием последнего умереть к утру. Только смерть может оборвать нестерпимые муки «унылого» бурлака. В «Размышлении у парадного подъезда» Некрасов создает обобщенный образ страдальца-народа. Он пишет: «Где народ, там и стон». Печаль и гнев - вот основные чувства, вложенные Некрасовым в стихи о народе. Искреннее желание изменить судьбы страдающих людей принесло художнику слова высокое звание «народного поэта». Некрасов был заступником народа, выражал его интересы, служил ему и старался увлечь его на такую дорогу, которая, по мнению поэта, принесет мужику довольство и счастье. Свою судьбу Некрасов навсегда соединил с судьбой, слезами, страданиями всего народа.

Стихотворение наизусть «И застонут… Родная земля…»)

2. Художественное время и художественное пространство в литературе

На протяжении всей своей истории человечество стремилось покорить пространство и время. От изобретения колеса до создания сверхзвуковых летательных аппаратов, от проникновения в недра земли до путешествия в космос, от изготовления простейших орудий труда до конструирования сложнейших компьютеров – таков путь человечества к покорению пространства и времени.

Но где человеческий разум полностью торжествует над пространством и временем, - это в искусстве, и прежде всего в художественной литературе.

Воображение, фантазия, которые нужны и математику, и инженеру, и астроному, в искусстве играют решающую роль. Недаром в сказках задолго до появления воздухоплавания люди летали на коврах-самолетах, преодолевали гигантские расстояния при помощи сапог-скороходов, а живая и мертвая вода творила чудеса. Нет такого уголка планеты, которого не могла бы достичь фантазия писателя. Нет исторического времени, не подвластного литературе. Мы можем прочитать художественное произведение о каменном веке и можем вместе с писателем перенестись в отдаленное будущее. Писатель может и запечатлеть одно мгновение жизни, и развернуть широкую картину действительности на протяжении десятилетий и даже веков.

Или вот такая интересная подробность. Во многих приключенческих романах люди не стареют. Проходят годы и годы, а герои остаются молодыми красавцами и даже богатырями.

Поистине дар слова – волшебная сила.

Мы читаем художественное произведение час, несколько часов, дней, недель, а время, изображенное писателем, намного больше того времени, которое мы тратим на чтение. А бывает наоборот: на чтение романа, изображающего события трех-четырех дней, понадобится неделя. Время реальное, в котором мы живем, не совпадает со временем художественным, с которым имеет дело писатель: он может его ускорять, растягивать, сокращать, обращать вспять. С этим свойством литературы связано и изображение пространства: оно может сужаться до уголка маленькой комнатушки и расширяться до бескрайних просторов Вселенной. Например, герой сатирической сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» всю жизнь дрожит в своей норке. Робинзон Крузо попадает на необитаемый остров. Действие романа Л.Н. Толстого «Война и мир» перемещается из дворянских салонов на поле боя, из деревни в столицу, из России в зарубежные страны.

Билет 2

1. Роды и виды (жанры) литературы.

Эпос - (от греч. epos - слово, повествование, рассказ) - один из трех основных родов литературы, в отличие от лирики и драмы выдвигающий на первый план объективное изображение действительности, авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д. Особую роль в произведениях эпических жанров играет носитель повествования (автор-повествователь или рассказчик), сообщающий о событиях, их развитии, о персонажах, об их жизни, при этом отделяющий себя от изображаемого. В зависимости от временного охвата событий различают крупные жанры эпоса - эпопея, роман, эпическая поэма, или поэма-эпопея; средние - повесть и малые - рассказ, новелла, очерк. К эпическому роду относят также некоторые жанры устного народного творчества: сказку, былину, басню.

Роман - (от франц. roman - первоначально: произведение, написанное на одном из романских (т. е. современных, живых) языков, в противоположность написанному на латыни) - жанр эпоса: большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определенный период времени или в течение целой человеческой жизни. Характерные свойства романа: многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц; наличие системы равнозначных персонажей; охват большого круга жизненных явлений, постановка общественно значимых проблем; значительная временная протяженность действия.

Рассказ - малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг действующих лиц в рассказе ограничен, описываемое действие непродолжительно по времени. Иногда в произведении этого жанра может присутствовать рассказчик. Мастерами рассказа были А.П. Чехов, В.В. Набоков, А.П. Платонов, К.Г. Паустовский, О.П. Казаков, В.М. Шукшин.

Повесть - средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объему повесть больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа, в ней больше событий и действующих лиц, однако, в отличие от романа, как правило, одна сюжетная линия.

Лирика - один из трех основных родов литературы, выдвигающий на первый план субъективное изображение действительности: отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений автора, вызванных теми или иными обстоятельствами, впечатлениями. В лирике жизнь отражена в переживаниях поэта (или лирического героя): о ней не повествуется, а создается образ-переживание. Важнейшим свойством лирики является способность передавать единичное (чувство, состояние) как всеобщее. Характерные особенности лирики: стихотворная форма, ритм, отсутствие сюжета, небольшой размер.

Элегия - жанр лирики: стихотворение медитативного (от лат. meditatio - углубленное размышление) или эмоционального содержания, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, как правило, проникнутые настроениями грусти, светлой печали. Чаще всего написано от первого лица. Наиболее распространенные темы элегии - созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями, любовь, как правило, неразделенная, жизнь и смерть и др. Наибольшей популярностью этот возникший в античную эпоху жанр пользовался в поэзии сентиментализма и романтизма, особую известность получили элегии В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, А.А. Пушкина, Е.А. Баратынского, Н.М. Языкова.

Послание - поэтический жанр: стихотворное письмо, произведение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы, пожелания и т. п. ("К Чаадаеву", "Послание Цензору" А.С. Пушкина; "Послание пролетарским поэтам" В.В. Маяковского). Различают лирические, дружеские, сатирические, публицистические и т. д

Есть лиро-эпические жанры, находящиеся на стыке лирики и эпоса. От лирики у них – субъективное начало, ярко выраженная авторская эмоция, от эпоса – наличие сюжета, рассказывание о событиях. Лироэпические жанры тяготеют к стихотворной форме. Более крупный лироэпический жанр – поэма, более мелкий – баллада

Поэма - лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть, роман в стихах), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике)

Баллада - жанр лиро-эпической поэзии: повествовательная песня или стихотворение относительно небольшого объема, с динамичным развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Часто в балладе присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого. По происхождению баллады связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Баллады - один из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма. Например: баллады В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова.

Драма - один из трех основных родов литературы, отражающий жизнь в действиях, совершающихся в настоящем. Это произведения, предназначенные для постановки на сцене. К драматическому роду относятся трагедии, комедии, собственно драмы, мелодрамы и водевили.

Трагедия - (от греч. tragodia - козлиная песнь < греч. tragos - козел и ode - песнь) - один из основных жанров драмы: пьеса, в которой изображаются крайне острые, зачастую неразрешимые жизненные противоречия.

Комедия - (от греч. от komos - веселая толпа, процессия на дионисийских празднествах и odie - песня) - один из ведущих жанров драмы: произведение, в основе которого лежит осмеяние общественного и человеческого несовершенства.

Драма – (в узком смысле) один из ведущих жанров драматургии; литературное произведение, написанное в форме диалога действующих лиц. Предназначается для исполнения на сцене.

 

  1. Былины и былинные герои (с. 8-25). Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (с. 26 – план пересказа былины).

Были́ны (стáрины) — русские героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности.

Главные герои былин – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Ряд младших богатырей начинает собою главный их представитель, оберегатель русской земли, «старый казак» Илья Муромец. Ему посвящена, сравнительно с другими богатырями, громадная литература, но, несмотря на то, вопрос о нём тоже остаётся далеко не выясненным.

Илья́ Му́ромец (полное былинное имя — Илья Муромец сын Ивана) — один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника.

Илья Муромец фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином». Большинством историков считается, что родина Ильи Муромца — село Карачарово под Муромом (Большинство былин про Илью Муромца начинаются со слов: «Того ли города онъ Муромля, Изъ того ли нунь села да Карачаева…».

Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри, но сила эта не количественна, а качественна, причём силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, бессеребренность, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. Со временем религиозная сторона начала получать верх в его характеристике, так что наконец он стал святым угодником.

Достойный сподвижник Ильи – Алеша Попович. На поединке он убил Тугарина Змеевича за то, что тот оскорбил честь великого киевского князя и посягнул на независимость Руси. Алеша порой бывает нетверд в своих обещаниях, пускается на обман (история с неудавшейся женитьбе на Добрыниной жене), но в воинских делах он отважен, предан долгу.

Пример верности воинскому и патриотическому долгу явил и Добрыня. Он побил огненного Змея. Опорой и поддержкой Добрыне служило материнское слово – она благословила сына на воинский подвиг. Добрыня освободил огромный русский полон, многих царей, королей, захваченных чудовищем.

 

Билет 3

1. М.Ю. Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта.

М.Ю. Лермонтов в своем творчестве часто обращался к истории России. В ее славном прошлом он видел былое величие страны и русского народа. Лермонтов противопоставлял прошлое настоящему, подчеркивая никчемность и пустоту своих современников.

В стихотворении «Бородино» это выражено очень наглядно:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

В этом стихотворении поэт описывает одно из ключевых сражений в Отечественной войне 1812 года. Именно здесь, по мнению Лермонтова, проявились все лучшие качества русского народа, которые помогли победить «великого и ужасного» Наполеона. И главное из них – любовь к Родине, готовность отдать за нее жизнь:

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Вспоминая великие битвы, события русской истории, Лермонтов исполнен гордости, но одновременно читатель чувствует глубокое чувство горечи в стихотворении «Бородино» по поводу того, что великое осталось в прошлом. А в настоящем поэта окружают люди, не способные не только на подвиг, но они даже не способны защитить себя. За это Лермонтов упрекает современное поколение.

В «Песне про купца Калашникова» Лермонтов переносится в далекие времена правления Ивана Грозного. Автор погружает нас в страшную атмосферу того времени. На этом фоне разворачивается борьба главного героя – купца Калашникова – с опричником Кирибеевичем. В справедливом бою Калашников отстаивает честь жены, доброе имя своей семьи, свое счастье.

 

2. Н.А. Некрасов «Железная дорога». Мысль о величии народа, создателе всех духовных и материальных ценностей. «Благородная привычка» к труду как образец для подражания. (Отрывок наизусть).

Свое творчество Алексей Николаевич Некрасов посвятил простому народу. В своих произведениях поэт раскрывает те проблемы, которые тяжелым бременем лежали на плечах труженика-народа.

В стихотворении «Железная дорога» Н. А. Некрасов с гневом и болью показывает, как строилась железная дорога между Петербургом и Москвой. Железная дорога была построена простыми русскими людьми, многие из которых потеряли в такой невероятно тяжелой работе не только здоровье, но и саму жизнь. Во главе строительства железной дороги стоял бывший адъютант Аракчеева граф Клейнмихель, который отличался крайней жестокостью и презрительным отношением к людям низшего сословия.

Уже в самом эпиграфе к стихотворению Некрасов определил тему произведения: мальчик спрашивает своего отца-генерала: «Папаша! Кто строил эту дорогу?» Стихотворение выстроено в форме диалога между мальчиком и случайным попутчиком, который и раскрывает ребенку страшную правду о строительстве этой железной дороги.

Первая часть стихотворения лирическая, она наполнена любовью к родине, к красоте ее неповторимой природы, к ее необъятным просторам, к ее покою:

Все хорошо под сиянием лунным.

Всюду родимую Русь узнаю…

 

Вторая часть резко контрастирует с первой. Здесь вырисовываются страшные картины строительства дороги. Фантастические приемы помогают автору глубже раскрыть весь ужас происходившего.

Чу! Восклицанья послышались грозные!

Топот и скрежет зубов;

Тень набежала на стекла морозные…

Что там? Толпа мертвецов!

Жестокость по отношению к простым строителям, абсолютное безразличие к их судьбе показано в стихотворении очень ярко. Это подтверждают строки стихотворения, в которых погибшие на строительстве люди рассказывали о себе:

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

В стихотворении Некрасов рисует картину, которая ранит сердце любого доброго и сострадательного человека. При этом поэт совершенно не стремился вызвать жалость к несчастным строителям дороги, его цель - показать величие и стойкость русского народа. Судьба простых русских людей, занятых на строительстве, была очень и очень тяжелой, но каждый из них внес свою лепту в общее дело. За окнами уютного вагона проходит череда изможденных лиц, вызывающих содрогание в душе ошеломленного ребенка:

Губы бескровные, веки упавшие,

Язвы на тощих руках,

Вечно в воде по колено стоявшие

Ноги опухли; колтун в волосах;

Без труда, силы, умения и терпения простых людей было бы невозможно развитие цивилизации. В данном стихотворении само строительство железной дороги предстает не только как реальный факт, но и как символ очередного достижения цивилизации, которое является заслугой трудового народа. Лицемерны слова папаши-генерала о том, что:

Ваш славянин, англосакс и германец

Не создавать - разрушать мастера,

Варвары! Дикое скопище пьяниц!..

Не менее страшна и заключительная часть стихотворения. Народ получает свою «заслуженную» награду. За страдания, унижения, болезни, тяжелый труд подрядчик («толстый, присадистый, красный, как медь») дарит рабочим бочку вина и прощает недоимку. Несчастные люди довольны уже тем, что мучения их закончились:

Кто-то «ура» закричал. Подхватили

Громче, дружнее, протяжнее… Глядь:

С песней урядники бочку катили…

Тут и ленивый не мог устоять!

 

Стихотворение проникнуто болью автора за унижение народа-труженика, за его бесправное положение. Звучит надежда на то, что когда-нибудь положение простых людей изменится к лучшему.

Отрывок из стихотворения «Железная дорога»

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно — покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни...

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю...

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою...

Билет 4

1. М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

Степан Парамонович — простой русский человек, ценящий семейные отношения и домашний уют. Он живет с молодой женой и детьми в высоком доме, где стол «покрыт белой скатертью», перед образом теплится свечка, а ведает всем старая Еремеевна. В этом описании — картина «домашнего быта и простых, малосложных, простодушных семейственных отношений у наших предков».

Калашников напоминает былинного богатыря. Это «статный молодец», с «соколиными очами», «могутными плечами», «кудрявой бородой». Калашников держится уверенно, по-купечески степенно, с достоинством. Он неторопливо хозяйничает в лавке: раскладывает товары, зазывает покупателей, пересчитывает «злато-серебро». Таким же хозяином ощущает он себя и в собственном доме, своей семье. Его любит и уважает Алена Дмитриевна, почитают родные братья.

И вдруг мир и покой, царящий в его семье, грубо нарушают, Алену Дмитриевну публично преследует влюбленный в нее царский опричник, Кирибеевич. Узнав об этом, Калашников решает заступиться за честь своей жены, чтобы восстановить ее доброе имя, честь, репутацию своей семьи. Душа героя не может вынести бесчестья: «А такой обиды не стерпеть душе, Да не вынести сердцу молодецкому». Степан Парамонович решает биться с опричником не на жизнь, а на смерть в кулачном бою на Москве-реке.

В образе купца Калашникова воплощен русский национальный характер. Это человек смелый и честный, сильный духом, цельный и бескомпромиссный, обладающий чувством собственного достоинства. Степан Парамонович патриархален, он искренне привязан к своей семье, заботится о детях и жене, свято чтит православные обычаи.

Открытое преследование Алены Дмитриевны царским опричником — позор, бесчестье для Калашникова. Кирибеевич в глазах купца — «бусурман», посягнувший на самое святое, — незыблемость семейных уз. Опричника не останавливает даже то, что Алена Дмитриевна «в церкви божией перевенчана... По закону нашему христианскому». Решаясь на честный, кулачный бой, Калашников защищает еще и незыблемость христианских понятий о семье и браке.

В кулачном бою Калашников убивает Кирибеевича. Судьей выступает сам государь. Иван Грозный не скрывает своего недовольства результатом поединка и требует от купца ответа о том, «вольной волею или нехотя» убил он царского опричника.

И здесь Степану Парамоновичу предстоит выдержать еще одно испытание. Он прекрасно понимает, насколько страшным может быть царский гнев, но говорит царю правду, скрыв, однако, причину своей битвы с Кирибеевичем:

Я убил его вольной волею,

А за что про что — не скажу тебе,

Скажу только богу единому.

Восхищавшийся этой сценой Белинский писал, что «Калашников мог бы еще спасти себя ложью, но для этой благородной души, дважды так страшно потрясенной — и позором жены, разрушившим его семейное блаженство, и кровавою местью врагу, не возвратившею ему прежнего блаженства, — для этой благородной души жизнь уже не представляла ничего обольстительного, а смерть казалась необходимою для уврачевания ее неисцелимых ран... Есть души, которые довольствуются кое-чем — даже остатками бывшего счастья; но есть души, лозунг которых — все или ничего... такова была и душа... Степана Парамоновича Калашникова».

Царь решает казнить купца Калашникова. И Степан Парамонович прощается со своими братьями, давая им последние наказы:

Поклонитесь от меня Алене Дмитриевне,

Закажите ей меньше печалиться,

Про меня моим детушкам не сказывать;

Поклонитесь дому родительскому,

Поклонитесь всем нашем товарищам,

Помолитесь сами в церкви божией

Вы за душу мою, душу грешную!

Любовь к своей семье и жажда справедливости, ненависть к своему обидчику, чувство собственного достоинства и безграничная вера в право своего государя вершить судьбы людей — вот основные чувства, испытываемые героем. Именно поэтому он и согласен принять смерть.

Калашников выступает защитником национальных форм жизни, носителем лучших качеств национального характера: твердости, мужества, решительности и благородства. Калашников – простой человек, купец, но душевные качества позволяют автору поставить его личность в один ряд не только с молодым опричником, но и с самим царем.

Русская народная песня как жанр. (с. 29-37)

Русская народная песня – один из древнейших жанров фольклора, тесно связанный с музыкой: как правило, текст песни и ее мелодия создавались одновременно. Принято различать эпические, лирические и лиро-эпические народные песни. В зависимости от условий бытования народные песни делятся на обрядовые и необрядовые.

Обрядовая поэзия – это произведения фольклора, которые возникли и исполнялись во время совершения обрядов – установленных действий, имеющих для исполнителя магическое, бытовое и ритуально-игровое значение. К обрядовой поэзии относятся заговоры, причитания, присловья, песни и др.

Лирические песни относятся к стихотворно-музыкальному фольклору. Это песни о мыслях, чувствах, переживаниях человека. Герои лирических песен – девушка или юноша - рассказывают о своих делах и заботах: о работе по дому, беседах с родителями и подружками, друзьями, но чаще всего темой песен является любовь. Девушка поет о том, как она грустит от одиночества, привыкает к молодцу, о счастливой и несчастливой любви, о разлуке, измене. Юноша говорит в песне о своих чувствах и переживаниях, гадает, что послать любимой в подарок, мечтает иметь портрет любимой, жалуется, что невеста досталась другому.

Лиро-эпическая народная песня совмещает в себе особенности лирических и эпических произведений. В ней присутствуют переживания лирического персонажа и одновременно с этим развивается сюжет. Всегда очевидны основные элементы фабулы: завязка, кульминация, развязка. Лиро-эпическая песня – один из наиболее древних видов фольклора.

Билет 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...