Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классицизм как литературное направление. Основные направления и жанры. (с. 52-78). Отрывок наизусть (с. 60).




Классицизм - литературное направление 18, начала 19 веков, для которого характерны высокая тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил, отражение жизни в идеальных образах.
Представители классицизма в России: Державин, Ломоносов, Сумароков, Фонвизин.
Жуковский,Батюшков
Основные признаки русского классицизма: 1. Обращение к образам и формам античного искусства.
2. Герои четко делятся на положительных и отрицательных.
3. Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике. 4. В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.
5. Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия.

Строгое деление жанров: 1) высокие (в них изображается общественная жизнь, история; действуют ге­рои, полководцы, монархи). Трагедия, эпопея, ода. 2) низкие (в них изображается повседневная жизнь обычных людей). Комедия, сатира, басня. Смешение жанров не допускается. Ведущий жанр — трагедия.

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде.

Билет 13

1. Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Просветительские идеи комедии.

В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии “Недоросль”, — проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться. Стародум – дядя Софьи. Его фамилия означает, что герой следует принципам эпохи Петра I (старой эпохи): «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».
Стародум избавляет (вместе с Милоном и Правдиным) Софью от тирании Простаковой, дает оценку ей и воспитанию Митрофана. Также Стародум провозглашает принципы разумного государственного устройства, нравственного воспитания и просвещения.
Воспитание дворянина, по мнению Стародума, - дело государства. Оно должно включать как воспитание ума, так и воспитание сердца. Причем воспитание сердца стоит на первом месте. Ведь без души «просвещеннейшая умница – жалкая тварь». Воспитание должно опираться на силу положительного и отрицательного примера и «своим критерием положить благо отечества». Этот герой прямодушен и проницателен. Он видит насквозь Простакову и ее семейство и в глаза говорит им все, что о них думает. А вот сформулированные Фонвизиным жизненные “…правила, которым следовать должны…” настоящие дворяне: 1. “…Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”. 2. “Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала”. 3. “Прямую цену ему (уму) дает благонравие. 4. “…Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам”. 5. “Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; 6. “Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия… 7. “…Что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и от кого зависим. Все эти правила соответствуют идеям Просвещения, горячим поборником которого был Фонвизин.

2. Л. Н. Толстой – автор повестей о становлении характера человека (автор автобиографической трилогии). Л.Н. Толстому было 23 года, когда он решил написать историю своей жизни и проследить «ход своего морального развития». Будущий писатель находился тогда на распутье. Прерванное учение в университете, неудачные попытки реформировать быт крестьян в родной Ясной Поляне, материальные затруднения, лишенное ясной цели существование тяготили Толстого, рождали беспокойные раздумья о будущей судьбе. Так возникла мысль проанализировать прожитое, разобраться в событиях и обстоятельствах, которые оказали влияние на становление характера. А детство было самым началом пути: события, наполнявшие его, люди, встреченные в эту пору, казалось бы, самые незначительные факты были исполнены для писателя большого, высокого смысла. В январе 1851 года Толстой в дневнике сформулировал свое намерение: «Писать историю моего детства». К работе над задуманным произведением он приступает летом того же года на Кавказе, куда перебрался по совету своего брата, чтобы заново обрести себя. К этому времени замысел произведения уточняется: это будет роман под названием «Четыре эпохи развития», каждая из частей которого даст художественное воплощение определенной «эпохи» жизни.

Первая часть задуманной книги была опубликована в сентябрьском номере журнала «Современник» за 1852 год под названием «История моего детства» (в последующих публикациях Толстой вернул повести первоначальное заглавие – «Детство»). Произведение вызвало благожелательные оценки критики. Ободренный успехом, автор увлеченно работал над следующей частью – повестью «Отрочество», которая была опубликована в том же журнале через два года после «Детства». Наконец, в 1857 году выходит из печати поветь «Юность». Четвертая часть «Молодость», намеченная Толстым в предварительном плане романа, так инее была написана. Повести «Детство», «Отрочество», «Юность» составили художественный цикл – трилогию, которая написана в форме воспоминаний взрослого человека о безвозвратно ушедших годах. Главный герой трилогии – Николенька Иртеньев. Он не лишен автобиографических черт, но и не является доподлинным автопортретом Толстого ранних лет его жизни.

Билет 14

1. М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Осуждение рабской покорности мужика.

Автор сатирически изображает не только генералов, но и самого мужика. Он осуждает его за покорность, за способность забыть самого себя ради удовлетворения прихотей господских. Нарвав генералам яблок, мужик и себе берет одно, но кислое. Он большой умелец, может и огонь добыть, и приготовить пищу, умеет выжить на необитаемом острове. Это, безусловно, автор ценит в своем герое. Подчеркивая его таланты, Щедрин использует гиперболу: сварить в пригоршне суп для мужика не проблема. Ему все нипочем, и недаром писатель называет его «мужичиной». Однако все старания мужика направлены на благо генералов. Он даже дно лодки устилает для них лебяжьим пухом, и с таким его поведением Салтыков - Щедрин не может согласиться. Мужик демонстрирует невежество, привычку к рабскому положению, отсутствие самоуважения, холопскую преданность. «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися», - пишет автор.

2. М. Горький. «Детство». Автобиографическая основа повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни».

Горького «Детство» факты реальной биографии писателя. Это и определило особенности жанра горьковского произведения – автобиографическая повесть. В 1913 году М. Горький написал первую часть своей автобиографической трилогии «Детство», где описал события, связанные с взрослением маленького человека. В 1916 году была написана вторая часть трилогии «В людях», в ней раскрывается тяжелая трудовая жизнь, а еще через несколько лет в 1922 году М. Горький, заканчивая повествование о становлении человека, опубликовал третью часть трилогии – «Мои университеты».

Повесть «Детство» автобиографична, но поставить знак равенства между сюжетом художественного произведения и жизнью писателя нельзя. Спустя годы М. Горький вспоминает свое детство, первые опыты взросления, смерть отца, переезд к деду; по-новому многое переосмысливает и на основе пережитого создает картину жизни маленького мальчика Алеши в семье Кашириных. Повествование в повести ведется от первого лица, от имени маленького героя событий. Этот факт делает описываемые события более достоверными, а также помогает (что является важным для писателя) передать психологию, внутренние переживания героя. То Алеша говорит о бабушке как о «самом близком сердце моему, самом понятном и дорогом человеке – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни», то признается в своей нелюбви к деду. Задача писателя – не просто передать события, участником которых стал маленький герой, а и оценить их уже с позиции взрослого, много познавшего в жизни человека. Именно эта черта является характерной для жанра автобиографической повести. Цель М. Горького – не оживить прошлое, а рассказать «про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил – до и по сей день живет – простой русский человек».

События детства не мелькают калейдоскопом в восприятии рассказчика. Наоборот, каждое мгновение жизни, поступок герой пытается осмыслить, дойти до сути. Один и тот же эпизод по-разному воспринимается героем. Выпавшие испытания мальчик переносит стойко: например, после того как дед избил Алешу за испорченную скатерть, «дни нездоровья» стали для мальчика «большими днями жизни». Именно тогда герой начал лучше разбираться в людях, а его сердце «стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

Горьковское произведение «Детство» имеет границы традиционного жанра повести: одна ведущая сюжетная линия, связанная с автобиографичным героем, а все второстепенные персонажи и эпизоды также помогают раскрыть характер Алеши и выразить авторское отношение к происходящему.

Писатель одновременно наделяет главного героя своими мыслями и чувствами, и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: «…да стоит ли говорить об этом? Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

 

Билет 15

1.Весел или печален финал «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина?

Возвращение генералов в Петербург – триумф тунеядцев: «Напились генералы кофею, наелись сдобных булок и надели мундиры. Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!»

Развязка сказки, как и ее начало, выдержаны в фольклорной манере. В русской сказке герой всегда награждается за добрые дела. Эта традиция соблюдена буквально, однако сколько в эту концовку внесено щедринского сарказма. Генералы вспомнили своего спасителя: «Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

«Награда» явно неадекватна затраченным усилиям мужика, но ему и того довольно, по мнению генералов и его самого. С таким его поведением Салтыков-Щедрин не может согласиться. Мужик демонстрирует невежество, привычку к рабскому положению, отсутствие самоуважения, холопскую преданность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...