Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель». Трагедия маленького человека. (с. 230-264)
Что же такое “маленький человек”? В каком смысле “маленький”? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. “Маленький” этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами и табу. Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов. Гоголь характеризует главного героя своей повести как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: “Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь”. Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям. Собирание денег на приобретение шинели становится для него целью и смыслом жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража шинели, приобретенной путем таких больших лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие лишь посмеялись над его бедой, однако никто не помог ему. “Значительное лицо” так накричало на него, что бедняга потерял сознание. Почти никто не заметил и смерти Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре после его болезни.
Несмотря на “уникальность” созданного Гоголем образа Башмачкина, он не выглядит в сознании читателя одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же маленьких, униженных людей, разделяющих удел Акакия Акакиевича. В этом обобщении образа “маленького человека” сказалась гениальность писателя, сатирически представившего и само общество, порождающее произвол и насилие. В этой среде все более и более увеличивается жестокость и равнодушие людей друг к другу. Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии “маленького человека”, уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичность общества к “маленькому человеку” и впервые призвал его обратить внимание на этих незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первых взгляд, людей.
Ф. И. Тютчева принято называть певцом любви и природы. Он был действительно мастером стихотворных пейзажей, но его вдохновенные стихи начисто лишены пустого и бездумного любования, они глубоко философичны. Вся природа одушевляется поэтом: родниковый ключ таинственно шепчет, «Ночь хмурая, как зверь жестокий глядит из каждого куста». Природа в его стихах одухотворенна, мыслит чувствует, говорит: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик- В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Изображая природу как живое существо, Тютчев наделяет ее не только разнообразными красками, но и движением. Поэт рисует не одно какое-нибудь состояние природы, а показывает ее в разнообразии оттенков и состояний. Это то, что можно назвать бытием природы. В стихотворении «Вчера» Тютчев изображает солнечный луч. Мы не только видим движение луча, как он постепенно пробрался в комнату, но и чувствуем, как луч прикасается к нам. Живое богатство тютчевской природы ограничено. Далеко не все предметно-живое трогает поэта. Природа у Тютчева универсальна, она проявляется не только на земле, но и через космос. В стихотворении «Утро в горах»начало читается как пейзажная зарисовка:
Лазурь небесная смеется, Ночной омытая грозой, И между гор росисто вьется Долина светлой полосой. А дальше мы видим таинственную величавость природы: Лишь высших гор до половины Туманы покрывают скат, Как бы воздушные руины Волшебством созданных палат. Тютчев всегда стремится ввысь, чтобы познать вечность, приобщиться к красоте неземного откровения: «А там в торжественном покое, разоблаченная с утра, сияет Белая гора, как откровенье неземное» Завораживающие строки! Чем больше читаешь стихи Тютчева, тем явственнее чувствуешь близость живой природы. Стихи Фета – это лирика в ее наиболее чистой, собственной форме. В ней нет сколько-нибудь полных образов внешнего мира. И это в значительной мере обуславливает трудность восприятия фетовской поэзии. Фет, в сущности, не изображает мир, жизнь природы и человека почти не воссоздается, а лишь выражается в его поэзии. В этом отношении Фет выделяется среди других поэтов девятнадцатого века. Он в гораздо большей степени лирик, нежели Пушкин, Лермонтов, Некрасов и даже Тютчев. Чайковский так сказал о Фете: «Считаю его поэтом безусловно гениальным… Фет есть явление совершенно исключительное…Фет в лучшие минуты выходит из пределов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область… Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант… От этого его часто не понимают, а есть даже и такие господа, которые смеются над ним…» По мнению критика и беллетриста А.В.Дружинина (1824— 1864), Фет — поэт не мысли, а неосознанных ощущений. Вся повседневность охвачена сферой прекрасного: обыденное освещено лунным или звездным сиянием, утренней зарей. Бытовые реалии обрамлены явлениями красоты: струящимися ручьями, реками, озерами. У Фета все либо погружено в таинственно-музыкальную тишину ночи, либо утра или меланхолического вечера. Это погружение, растворение обыденного в прекрасном рождало особую систему эпитетов и метафор, что позволяло будничное ощущать как «прелестное», «благодатное», «опьяняющее», «очаровывающее».
Билет 6
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|