Ставки налога и налоговая база
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Существует три ставки налога на добавленную стоимость: 0%, 10%, 18%. Ставка 0% применяется: · по экспортируемым товарам. Исключением являются нефть, стабильный газовый конденсат, природный газ, которые экспортируются в страны – участники СНГ; · при реализации услуги по сопровождению, транспортировке и погрузке экспортируемых товаров; · при реализации работ, связанных с перевозкой через Россию товаров, помещенных под режим транзита; · при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа, если пункты отправления и назначения находятся не в России; · при реализации товаров (работ, услуг) для официального и личного использования иностранными дипломатическими представительствами и их персонала. Нулевая ставка налога означает, что перечисленные товары (работы, услуги) освобождены от налога условно. Чтобы воспользоваться нулевой ставкой, нужно представить в налоговую инспекцию ряд документов. По ставке 10% облагаются: 1) продовольственные товары: · скот и птица в живом весе, а так же мясо и мясопродукты (за исключением деликатесных изделий); · молоко и молочные продукты; · яйца и яйцепродукты; · масло растительное, маргарин, маслосемена и продукты их переработки; · сахар, сахар-сырец, соль, зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые смеси, зерновые отходы, овощи; · хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, мука, макаронные изделия; · рыба живая, море- и рыбопродукты, в том числе рыба охлаждения, мороженая и других видов обработки, консервы и пресервы (кроме деликатесных); · продукты детского и диабетического питания. 2) товары для детей: · трикотажные швейные изделия (кроме изделий из натурального меха, натуральной кожи, овчины и кролика);
· обувь (кроме спортивной); · кровати и матрацы детские, коляски; · школьные принадлежности; · игрушки, пластилин; · подгузники. 3)продукция средств массовой информации и книжная продукция: · учебная книжная продукция; · продукция средств массовой информации (кроме рекламной и эротической); · книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой. 4)лекарства, лекарственные средства, а так же изделия медицинского назначения. Все остальные товары, работы, услуги, которые не облагаются НДС по ставкам 0% и 10%, облагаются по ставке 18%. [6 с. 67] Налоговая база по НДС – все полученные доходы, которые связаны с оплатой товаров (работ, услуг). Кроме того, в налоговую базу включаются: · полученные авансы. Однако если аванс получен за товары (работы, услуги), которые облагаются по ставке 0%, то налог с него не платится; · полученные за проданные товары (работы, услуги) деньги в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг); · проценты по облигациям, векселям и товарному кредиту (НДС берется не со всей суммы процентов, а с её части, которая превышает ставку рефинансирования Центрального банка); · полученные страховые выплаты по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств, если эти обязательства предусматривают поставку товаров (работ, услуг), реализация которых облагается НДС. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет или возврату из него по итогам налогового периода (месяца или квартала), рассчитывается как сумма налога, начисленная к уплате в бюджет за минусом суммы налоговых вычетов. Сумма налога, начисленная к уплате в бюджет, рассчитывается путем умножения налоговой базы на ставку налога. Сумма налога рассчитывается по итогам периода по всем налогооблагаемым операциям. Сложение полученных величин дает общую сумму НДС, начисленную за налоговый период.
Момент определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) определяется в зависимости от принятой на фирме учетной политики для целей налогообложения. Для определения даты реализации используются два метода: кассовый метод и метод начисления. При методе начисления НДС начисляется после отгрузки товаров и предъявления покупателю расчетных документов. При кассовом методе НДС начисляется после тог, как покупатель оплатил товары (работы, услуги). Товар считается оплаченным в следующих случаях: · деньги поступили на счет или в кассу продавца его посредника; · задолженность покупателя погашена взаимозачетом; · продавец передал права требования задолженности покупателя третьему лицу. Вместо оплаты товара покупатель может выдать продавцу собственный вексель. В этом случае товар считается оплаченным, если покупатель оплатил вексель или продавец передал вексель третьему лицу. [3 с. 103-104] Начисленная сумма НДС уменьшается на сумму налоговых вычетов. К вычету подлежат следующие суммы налога: 1. Суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг). При этом должны быть одновременно выполнены следующие условия: · приобретенные ценности оприходованы (работы выполнены, услуги оказаны); · стоимость ценностей (работ, услуг) оплачена поставщикам; · ценности (работы, услуги) приобретены для осуществления производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС, а также для перепродажи; Если хотя бы одно из этих условий не выполнено, то уплаченная сумма НДС вычету не подлежит. 2. Суммы НДС, уплаченные фирмой на таможне при ввозе товаров на территорию России. 3. Суммы НДС, начисленные с ранее полученных продавцом при реализации товаров, если покупатель впоследствии возвратил товары или отказался от них. Вычет осуществляется не позднее одного года с момента возврата или отказа. 4. Суммы НДС, начисленные к уплате в бюджет при выполнении строительных работ для собственных нужд. Эти суммы подлежат вычету после того, как готовый объект строительства будет оприходован на баланс фирмы.
5. Суммы НДС, начисленные с ранее полученных авансов после того, как были реализованы товары (работы, услуги), под которые получен аванс, либо после того, как соответствующий договор был расторгнут, а аванс возвращен покупателю. 6. Суммы НДС, уплаченные в бюджет налоговыми агентами. Есть три случая, когда сумма НДС не принимается к вычету, а увеличивает стоимость приобретаемого имущества или расходы покупателя. 1. НДС нельзя принять к вычету, если товары (работы, услуги), основные средства и нематериальные активы использованы при производстве или реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от НДС. 2. НДС нельзя принять к вычету, если товары (работы, услуги) приобретены лицами, которые не являются налогоплательщиками или освобождены от уплаты налога. 3. НДС нельзя принять к вычету, если имущество специально приобретено для осуществления операций, которые не признаются реализацией. Это, например, следующие операции: · передача имущества некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью; · передаче имущества качестве вкладов в уставной капитал другой фирмы, а так же в качестве вкладов по договору о совместной деятельности; · безвозмездная передача имущества органам государственной власти и местного самоуправления. НДС нельзя принимать к вычету, если товары (работы, услуги), основные средства и нематериальные активы использовались для производства и продажи товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ. Разницу между начисленной суммой уплаты налога и величиной налоговых вычетов нужно перечислить в бюджет. Если по итогам месяца сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, начисленную к уплате в бюджет, отрицательная разница подлежит зачету или возврату налогоплательщику. По Налоговому Кодексу в течение трех месяцев, следующих за месяцем, в котором образовалась разница, налоговая инспекция имеет право самостоятельно засчитывать её в счет уплаты налогоплательщиком НДС, других налогов, напей и штрафов, подлежащих зачислению в тот же бюджет.
По истечении трех месяцев сумма, которая не была зачтена, должна быть возвращена налогоплательщику. Налоговая инспекция должна принять решение о возврате денег в течение двух недель после получения заявления и сразу передать это решение на исполнение в отделение федерального Казначейства. На возврат денег на счет налогоплательщика отделению дается две недели. При нарушении им двухнедельных сроков на подлежащую возврату сумму начисляются проценты. Размер процентов – 1/360 ставки рефинансирования Центрального банка за каждый день просрочки. [5 с. 270-277] Налог нужно платить по итогам каждого налогового периода (месяца или квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При ввозе товаров в Россию налог платится до принятия или одновременно с принятием грузовой таможенной декларации. Сумма налога перечисляется на счет федерального казначейства, которое самостоятельно распределяет её между бюджетами разных уровней в соответствии с нормативами, установленными законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (месяца или квартала), все налогоплательщики должны предоставить в свою налоговую инспекцию декларацию по НДС. Если у фирмы в течение налогового периода были операции, облагаемые НДС по ставке 0%, в налоговую инспекцию нужно подать отдельную декларацию. [4 с. 162-164].
Заключение Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. В настоящее время Россию относят к числу стран с переходной экономикой. И, конечно, необходимо приложить огромные усилия, чтобы вывести такое большое государство на новый уровень. Нужны реформы во всех сферах. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день главная проблема реформы налогообложения.
Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения является стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты и эффективности. Одной из ключевых задач такой реформы является снятие всех налоговых преград для экономического роста. В настоящее время одним из препятствий на этом пути является невысокая эффективность государственного управления, вмешательства органов власти в деятельность хозяйствующих субъектов, высокая доля косвенных налогов и, соответственно, низкая доля прямых. Такой показатель как соотношение прямых и косвенных налогов может характеризовать налоговую систему страны. И на данный момент этот показатель характеризует российскую систему налогообложения далеко не с лучшей стороны. В России доля прямых налогов составляет 12%, в то время как в развитых странах в 2-3 раза больше. Связанно это, прежде всего, с тем, что механизм взимания и контроля косвенных налогов более прост. Такие косвенные налоги как НДС и акцизы являются основными источниками пополнения бюджета страны. Находясь в кризисной ситуации, НДС и акцизы подлежат постоянному реформированию, но значительных результатов эти реформы пока не приносят. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципиально иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.
Литература 1. Налоговый Кодекс РФ, часть вторая, в редакции от 2009. с. 108-200. 2. Современная налоговая энциклопедия, том 1 «Налоговый Кодекс России»- М.: Бератор, 2006. с. 154-162 3. Современная налоговая энциклопедия, том 2 «Налоговый Кодекс России»- М.: Бератор, 2006. с. 83-90 4. Финансы: Учебное пособие / Под ред. Проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2002. с. 211-219 5. Финансовое право: учебник / отв. Ред. Н.И. Химчева. 2-е изд., перераб. И доп. – М.: 2004. с. 136-146. 6. Винк А. Московский международный налоговый центр. // Налоги. – 2004. - № 2. с. 67. 7. Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ». 8. Налоги и налогообложение: учебник / Под ред. Алиева Б.Х. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика 2007. с.231-278 9. Теория и история налогообложения: учебно-методический комплекс. – Алиев Б.Х. – Махачкала: ИПЦ ДГУ. 2008. с. 130-154.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|