Работа № 4. Первичный анализ сравнительных характеристик
Работа № 4. Первичный анализ сравнительных характеристик (выполнить работу с использованием программного обеспечения Statistica или Excel, ответить на контрольные вопросы, оформить отчет в формате Word и файла ПО Statistica). Цель работы: Ознакомиться с t-критерием, критерием Фишера. Порядок работы: 1. Ознакомиться с теоретическим материалом в учебных пособиях [2, С. 35-45; 4, С. 11-13]; 2. Открыть (ввести) исходные данные (использовать данные из заданий 1 и 2 к п/р, см. ниже). 3. Выбрать начальную панель Basic Statistics/Tables в Statistics – ttest, independent by group. 4. Задать переменные 5. Вывести результаты сравнений в виде таблицы и графиков 6. Сформировать отчет, содержащий результаты; 7. Сохранить проект. Проверочные задания Задание 1: При исследовании размеров раковин моллюсков рода Benedictia в двух выборках из разных мест озера Байкал были получены следующие данные (в мм): первая выборка – 33, 35, 34, 36, 38, 33, 34, 35, 33, 32, 35; вторая выборка – 35, 36, 33, 35, 35, 36, 33, 32, 30, 35, 33. Определите по критерию Стьюдента – отличаются ли эти выборки, или же они принадлежат к одной совокупности? Использовать уровень значимости α =0, 05. е. Задание 2: Проводились исследования с целью выяснить, влияет ли прием нифедипина (препарат, обладающий способностью расширять сосуды) на среднее артериальное давление (мм. рт. ст. ) после приема кокаина. После введения кокаина, собакам вводили физиологический раствор либо нифедипин. Были получены следующие данные: физ. раствор – 156, 171, 133, 102, 129, 150, 120, 110, 112, 130, 105; нифедипин – 73, 81, 103, 88, 130, 106, 106, 111, 122, 108, 99. Влияет ли нифедипин на среднее артериальное давление? Использовать уровень значимости α =0, 05.. Отчет по работе должен содержать: Проект (файл ПО Statistica) и отчет (Word).
- исходных данных; - результатов расчетов в виде таблицы и графиков. Контрольные вопросы: 1. Для чего используется критерий Стьюдента? 2. Какие ограничения необходимо учитывать при использовании этого критерия?? Список литературы и источников 1. Биостатистика в примерах и задачах: Учебно-метод. пособие/ Койчубеков Б. К. и др. Алматы ТОО «Эверо», 2012. 80 с. 2. Мастицкий С. Э. Методическое пособие по использованию программы STAT1STICA при обработке данных биологических исследований. Мн.: РУП " Институт рыбного хозяйства". 76 с. 3. Сиделев С. И. Математические методы в биологии и экологии: введение в элементарную биометрию: учебное пособие / С. И. Сиделев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль: ЯрГУ, 2012. 140 с. 4. Спиридонов С. В. Статистические методы контроля и управления качеством. Учебное пособие. М.: Издательский центр РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, 2016. 42 с. Практическая работа 5 (2 часа) Количественная оценка влияния фактора Задание к практической работе 1. Конспект по теме: Количественная оценка влияния фактора (письменно в тетрадях) [3, С. 111-132]. 2. Выполнение задания по теме: Дисперсионный анализ. Метод однофакторного дисперсионного анализа (прочитать теорию, с/р –выполнить задания, ответить на вопросы тестового контроля, оформить выполнение работы в формате Документ Word) [1, С. 51-55].
План темы 1. Сущность метода. 2. Базовая терминология дисперсионного анализа. 3. Условия применимости и основные этапы дисперсионного анализа. 4. Однофакторный дисперсионный анализ в среде MS EXCEL и в пакете STATISTICA. 5. Непараметрический однофакторный дисперсионный анализ. Выполнение практической работы Работа № 5. Дисперсионный анализ (выполнить работу с использованием программного обеспечения Statistica или Excel, ответить на контрольные вопросы, оформить отчет в формате Word и файла ПО Statistica).
Цель работы: Ознакомиться с дисперсионным анализом. Порядок работы: 1. Ознакомиться с теоретическим материалом в учебном пособии [2, С. 45-57]. 2. Выполнить дисперсионный анализ по данным задачи. Измерялись размеры зерен. Выборка, содержащая 9570 элементов, разбитая на 10 одинаковых по величине интервалов, представлена таблицей. Проверить гипотезу о нормальности распределения полученных измерений при уровне значимости α = 0, 05, приняв за параметры гипотетического распределения: математическое ожидание и дисперсию, их оценки, вычисленные по экспериментальным данным. 3. Вывести результаты сравнений в виде таблицы и графиков. 4. Сформировать отчет, содержащий результаты. 5. Сохранить проект. Отчет по работе должен содержать: Проект (файл ПО Statistica) и отчет (Word). - исходных данных; - результатов расчетов в виде таблицы и графиков. Контрольные вопросы: 1. Как определяется выборочная дисперсия для: а) простой выборки; б) сгруппированных данных? Что она характеризует? 2. В чем заключается цель дисперсионного анализа? 3. Что называется общей, факториальной и остаточной дисперсиями? 4. Какие бывают дисперсионные комплексы? Чем они характеризуются? 5. Как составляют однофакторный дисперсионный комплекс и вычисляют вспомогательные величины? Список литературы и источников 1. Биостатистика в примерах и задачах: Учебно-метод. пособие/ Койчубеков Б. К. и др. Алматы ТОО «Эверо», 2012. 80 с. 2. Мастицкий С. Э. Методическое пособие по использованию программы STAT1STICA при обработке данных биологических исследований. Мн.: РУП " Институт рыбного хозяйства". 76 с. 3. Сиделев С. И. Математические методы в биологии и экологии: введение в элементарную биометрию: учебное пособие / С. И. Сиделев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль: ЯрГУ, 2012. 140 с. 4. Спиридонов С. В. Статистические методы контроля и управления качеством. Учебное пособие. М.: Издательский центр РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, 2016. 42 с. Практическая работа 6 (2 часа)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|