Что такое нововведение (бид’а)?
Учёные разногласили в этом вопросе. Следует заметить, что нововведения бывают двух видов: · Нововведение в языковом значении этого слова; · Нововведение в шари’атском значении этого слова. Что касается языкового значения слова ″нововведение″ (бид’а), то это – всё, что является новым, и нет разницы, касается ли это религии или нет. Нововведение, не касающееся религии, не имеет отношения к разбираемому нами хадису. Именно поэтому, некоторые обладатели знания разделили новоизобретенные деяния на два вида: · Новшества, не имеющие отношения к религии (они не порицаемы); Например, то, как изменились улицы Медины. Например, то, как ’Умар расширил дороги Медины. Например, то, что люди начали штукатурить свои дома. Например, то, что люди начали вешать дома ковры. Например, то, что люди начали строить дворцы. Например, то, что люди начали записывать полезную информацию в книги. Эти вещи считаются новшествами, так как они придуманы в течение жизни людей. Однако эти новшества не имеют отношения к религии и не являются порицаемыми. · Новшества в религии (они порицаемы). Это – такое новшество, которое было внесено в религию, хотя религия призывала к обратному. Если, например, взять в качестве примера поступок ’Умара, да будет доволен им Аллах, который сделал так, чтобы люди совершали молитву ″тарауих″ за одним имамом[207], хотя до этого каждый совершал молитву в одиночку. Сделав это, он сказал: «Как же прекрасно это новшество!» [208] Здесь имеется в виду новшество (бид’а) в его языковом значении. Он назвал это деяние новшеством по той причине, что люди стали так поступать, хотя до этого в эпоху его правления такого ещё не было. Этот поступок не является нововведением в шари’ате, потому что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал с людьми молитвы ″тарауих″ в ночи месяца Рамадан так, что люди совершали молитвы за ним. Об этом сообщается у Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи и ибн Маджаха.
’Умар назвал это деяние новшеством, имея в виду языковое значение этого слова, потому что в эпоху его правления оно действительно было новшеством. Что же касается нововведений в религии, то хадис, разбираемый нами, указывает на то, что они будут отвергнуты. На это указывают еще много других аятов и хадисов. Аллах Всевышний сказал: ﴿ أَمْ لَهُمْ شُرَكَاء شَرَعُوا لَهُم مِّنَ الدِّينِ مَا لَمْ يَأْذَن بِهِ اللَّهُ ﴾ «Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?» [209] Аллах указал на то, что люди, вносящие нововведения, как будто бы считают себя сотоварищами Аллаха. Они хотят узаконить в религии такие вещи, с которыми не пришел Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Поистине, Аллах Всевышний сказал: ﴿ الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الإِسْلاَمَ دِينًا ﴾ «Сегодня Я завершил для вас вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» [210]. А также: ﴿ قُلْ إِن كُنتُمْ تُحِبُّونَ اللّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللّهُ ﴾
«Скажи (о Мухаммад): "Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас"» [211]. Подобных аятов очень много. Например, к ним можно отнести слова Всевышнего: ﴿ وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانتَهُوا ﴾ «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» [212]. Относительно порицания нововведений пришло также много хадисов. Например, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил в каждой пятничной проповеди: «Каждое нововведение – это ересь, а каждая ересь – это заблуждение, а каждое заблуждение – в Огне!» [213] Также сообщается со слов аль-’Ирбада ибн Сарийи, да будет доволен им Аллах, который сказал: «(Однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратился к нам с увещеванием, от которого сердца наши испытали страх, а из глаз потекли слёзы, и мы сказали: “О посланник Аллаха, это похоже на увещевание прощающегося, так дай же нам наставление!” Он сказал: “Вот моё наставление вам: бойтесь Всемогущего и Великого Аллаха и слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет эфиопский раб. Поистине, тот (из вас), кто проживёт (достаточно долго), увидит много разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путём, схватитесь за нее своими коренными зубами и полностью избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!”» [214] Это – завещание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, высказанное им после проповеди, от которой из глаз людей потекли слёзы, а сердца их испытали страх. Не было никого более искреннего и снисходительного по отношению к исламской общине! Он указал им на всякое благо и предостерег их от всякого зла! Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, обязанность любого пророка, жившего до меня, состояла в указании членам его общины на то, в чём, как ему было известно, для них заключалось благо, и предостережении их от того, что, как ему было известно, могло принести им зло. Что же касается этой вашей общины, то в начале её существования ей будет даровано благополучие, а в конце её постигнут беды, и станет происходить то, что вызовет ваше неодобрение. Постигнут вас испытания, после каждого из которых предыдущее будет казаться лёгким. И придёт такое испытание, когда верующий скажет: "Это погубит меня!" — но потом оно прекратится, и придёт другое испытание, и верующий скажет: "Это, это!" [215] Пусть же тот, кто желает, чтобы его удалили от Огня и ввели в Рай, окажется верующим в Аллаха и Последний день, когда придёт к нему смерть [216]» [217].
Таким был избранный пророк, да благословит его Аллах и приветствует! Ученые из числа праведных предшественников единогласно заявляли о недействительности нововведений. Поэтому, какое бы нововведение не внесли в религию, среди предшественников существует единогласное мнение, что это нововведение будет отвергнуто. Существует несколько определений слова ″нововведение″ (бид’а): Нововведение (бид’а) – это то, что противоречит шари’атскому доказательству. Нововведение (бид’а) – это выдуманный путь в религии, внешне схожий с чем-то в шари’ате, по которому человек идёт, желая увеличить своё поклонение Аллаху. Такое определение дал аш-Шатыби в книге «аль-И’тисам»[218]. Нововведение (бид’а) – это то, что было внесено в религию и противоречит истине, пришедшей от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а затем было сделано прямым путём[219]. Нововведение может возникнуть в убеждениях, в знаниях и в различных положениях[220]. Это определение дал аш-Шуммани[221]. Это – разные определения слова «нововведение», хотя определение аш-Шатыби является более известным. Третье определение так же является хорошим. Из определения аш-Шатыби понимается, что нововведение связано с тремя вещами: Во-первых, приверженец нововведений постоянно придерживается своего нововведения, ибо аш-Шатыби сказал: «Это – путь в религии», а путь – это то, чего придерживаются постоянно.
Во-вторых, нововведение – это выдуманный путь, в соответствии с которым раньше никогда не поступали. Как сказано в нашем хадисе: «Если кто-то совершит деяние, относительно которого не было нашего приказа, то (это деяние) будет отвергнуто». В-третьих, нововведение – это путь, внешне схожий с чем-то в шари’ате. Человек связывает нововведение с определенным временем, местом и количеством, желая получить награду Аллаха посредством совершения этого нововведения. В этом и заключается важная разница между нововведением (бид’а) и поступком, противоречащим сунне. Нововведение (бид’а) – это то, чего придерживаются постоянно. Если же какой-то поступок был сделан в противоречие сунне, но человек не придерживался его постоянно, то этот поступок не является нововведением, а называется поступком, противоречащим сунне. Если же человек придерживается этого постоянно, то этот поступок уже является нововведением (бид’а). Это – тонкое и важное отличие нововведения (бид’а) от поступка, противоречащего сунне. Если человек совершил деяние, считая его поклонением и противореча сунне, один или два раза, но не придерживался его постоянно, то такое деяние не называют нововведением (бид’а), а называют противоречием сунне. Если же человек совершает деяние, желая приблизиться посредством него к Аллаху, и постоянно совершает его в определенном количестве, противореча сунне, или в определенном образе, противореча сунне, или в определенное время, противореча сунне, или в определенном месте, противореча сунне, то оно становится нововведением (бид’а). Нововведение (бид’а) может проявляться в четырех вещах: в количестве, в образе, во времени и в месте. Поэтому, если человек пытался поклоняться Аллаху и ошибся, противореча сунне, но не придерживался этого постоянно, то про него говорят: «Этот человек противоречит сунне». Но если человек постоянно и настойчиво придерживался этого пути, то про него говорят: «Этот человек – приверженец нововведений, а его поступок является нововведением». Например, человек сразу после окончания обязательной молитвы поднял свои руки, чтобы обратиться с мольбой к Аллаху. Мы говорим: «Этот поступок противоречит сунне, ибо сунна заключается в произнесении определенных форм поминания Аллаха сразу после окончания молитвы». Из сунны неизвестно такого, чтобы человек сразу после окончания молитвы поднимал руки, чтобы обратиться к Аллаху с мольбой. Если ты видишь, что человек поступает так, то скажи: «Этот поступок противоречит сунне». В соответствии с сунной пророка, да благословит его Аллах и приветствует, после окончания молитвы нужно приступать к произнесению определенных форм поминания Аллаха. Если же человек постоянно совершает этот поступок, например, после каждой молитвы, то этот поступок становится нововведением (бид’а).
Или же, например, человек постоянно поминает Аллаха, произнеся слова поминания определенное количество раз и всегда в одно и то же время, никогда не оставляя этого. Или, например, человек после каждой молитвы произносит по сто раз слова ″Субхана Ллах″, ″Ля иляха илля Ллах″, ″Аллаху Акбар″, ″аль-Хамду ли Ллях″ [222]. Это называется нововведением (бид’а). Если же человек сделал так всего лишь пару раз, то это называется противоречием сунне. Шари’ат ограничивает поклонение определенным количеством, и поэтому человек обязательно должен ограничить себя этим количеством. Это и есть сунна. Если человек переходит границы шари’ата и желает совершить сверх меры то, что ограничено шари’атом, то этот поступок будет переходом границ шари’ата. Шари’ат ограничивает поклонения определенным временем, определенным количеством и определенным местом. Также, с другой стороны, нововведение можно разделить на два вида: · Нововведение, которое является большим грехом, а иногда доходит даже до неверия (куфра); · Нововведение, которое является малым грехом, и может быть прощено человеку, если он будет совершать праведные деяния, которые сотрут грех этого нововведения. Это не значит, что малое нововведение полностью подобно малым грехам, которые стираются от молитвы до молитвы, от Рамадана до Рамадана, от пятницы до пятницы[223]. Нет, зло, исходящее от нововведения, выше! Если даже нововведение названо малым, то зло, исходящее от него, все равно больше зла, исходящего от малых грехов. Имам Малик, да помилует его Аллах, сказал: «Кто внёс нововведение, тот полагает, что Аллах не завершил для нас религию, и что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поступил вероломно по отношению к посланнической миссии, скрыв от нас часть религии» [224]. Ведь, приверженец нововведений совершает эти действия, считая, что они имеют отношение к религии, а Аллах Всевышний сказал: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию» [225]. Разве то, что уже завершено, нуждается в добавках?! Поэтому слова имама Малика, да помилует его Аллах, хорошие и ясные. Всякое нововведение является порицаемой вещью, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Полностью избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение! » [226] Следовательно, в хадисе сказано: ″…каждое нововведение…″, поэтому невозможно сделать каких-либо исключений. Каждое нововведение заслуживает того, чтобы назвать его заблуждением. А под ″нововведением″, как мы уже говорили, имеется в виду ″выдуманный путь в религии, внешне схожий с чем-то в шари’ате, по которому человек идёт, желая увеличить своё поклонение Аллаху″. Некоторые обладатели знания не поняли этого и сказали, что нововведение (бид’а) бывает хорошим, а бывает скверным. Как же так?! Они сказали: «Нововведение (бид’а) – это всё то, чего не было в эпоху пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Например, собрание Корана в единый свиток, так как во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Коран не был собран в виде единой книги. Это является нововведением (бид’а), но это нововведение является обязательным (уаджиб)». Также они сказали, что бывают желательные нововведения, бывают разрешённые нововведения, бывают нежелательные нововведения, а бывают и запрещённые нововведения. Но такое разделение противоречит словам пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Полностью избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение! » Следовательно, любое религиозное нововведение является заблуждением. А те вещи, которые они назвали обязательными, или желательными, или разрешёнными нововведениями, вообще не являются религиозными нововведениями. Например, невозможно представить, что собрание Корана в единую книгу является религиозным нововведением. Также к религиозным нововведениям не относятся опровержения и труды, написанные учёными для сохранения сунны и опровержения нововведений. Когда в хадисе говорится: «Полностью избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение! », ― то имеется в виду то, что называется нововведением в шари’ате, а не языковое значение этого слова. А эти учёные сказали, что нововведение (бид’а) – это всё, что было внесено после посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а затем сказали, что нововведение может быть хорошим[227]. Это мнение внедрил и поддерживал аль-’Изз ибн ’Абду-с-Салям[228], после чего община попала в беду, посчитав, что существуют хорошие нововведения. Он сказал о таком разделении нововведений в книге «аль-Къауа’ид»[229]. За ним последовал его ученик аль-Къарафи[230], сказав об этом в своей известной книге «аль-Фурукъ»[231]. аш-Шатыби, да помилует его Аллах, сделал им опровержение в своей книге «аль-И’тисам» [232]. Также их опровергли шейху-ль-Ислям ибн Теймия, да помилует его Аллах, ибн уль-Каййим, да помилует его Аллах, и многие другие обладатели знания. Но большие группы людей последовали за аль-’Иззом ибн ’Абду-с-Салямом в том, как он разделил нововведения на несколько видов. Поэтому тяжело найти учёных после него, которые бы, разъясняя этот хадис, не попали в то, во что попал он. Нет сомнения в том, что из-за этой ошибки община попала в беду. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегал от нововведений строжайшим образом. Как же можно назвать нововведение хорошим?! Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не указывал на наличие хорошего нововведения, наоборот, он сказал: «Каждое нововведение есть заблуждение!» Слово ″…каждое…″ (كُلُّ) указывает на всеобщность, как это утверждено у специалистов по основам фикха. Если сказать, что нововведение может быть обязательным, желательным или дозволенным, то это будет ложью и ошибкой. Причина этой ошибки заключается в двух вещах: Во-первых, эти учёные посчитали, что в хадисе имеется в виду языковое значение слова ″нововведение″ (бид’а). Они не дали слову ″нововведение″ (бид’а) шари’атского определения. Они сказали, что нововведение (бид’а) – это всё, чего не было в эпоху пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Это – языковое значение слова «нововведение» (бид’а). Они начали называть нововведением (бид’а) всё, чего не было в эпоху пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Например, они сказали, что к нововведениям относится изготовление одежды из ситца, приготовление различных видов новых блюд, ношение новых видов одежд, постройка новых видов домов и транспорта, и так далее. Всё это они назвали нововведением (бид’а), хотя в хадисе имеется в виду совсем другое. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, строжайшим образом запретил внесение нововведений и строго порицал приверженцев нововведений. Он указал на то, что приверженцы нововведений не смогут подойти даже к его водоему в День Суда. Естественно в хадисах о нововведениях не имеется в виду нововведения в языковом значении этого слова. Строжайше запрещено то, что является нововведением с точки зрения шари’ата. Во-вторых, что касается связи между совершением нововведения (бид’а) и обвинением человека в том, что он – приверженец нововведений (табди’). Знай, что совершение человеком нововведения (бид’а) еще не означает, что он является приверженцем нововведений (мубтади’). Человека, совершающего нововведение (бид’а), не всегда называют приверженцем нововведений (мубтади’). Совершение нововведения ещё не указывает на то, что человек является приверженцем нововведений. Совершение неверия (куфра) ещё не указывает на то, что человек является неверующим (кафиром). Совершение поступков нечестия (фиска) ещё не указывает на то, что человек является нечестивцем (фасиком). Иногда бывает такое, что человек совершает поступки нечестия, но его не называют нечестивцем. Иногда бывает такое, что человек совершает нововведение, но его не называют приверженцем нововведений. Иногда бывает такое, что человек совершает деяния неверия, но его не называют неверующим. И это по той причине, что условием именования человека грешником, неверующим или приверженцем нововведений является то, что до него должен быть доведён довод. Если до человека, совершающего нововведение, донесли довод (о запрете нововведения), а он не последовал за доводом, приведенным обладателями знания, и отвернулся от него, то он становится приверженцем нововведений (мубтади’ом). В основе, нечестивец (фасик) – это тот, кто совершает тяжкие грехи. Что же касается малых грехов, то человека, совершающего их, не называют нечестивцем. Но человека, совершающего тяжкие грехи, называют нечестивцем только после того, как до него был доведен и разъяснен довод (о запрете этих грехов), а он отвернулся от этого довода. Также иногда определенный человек может совершать определенные деяния неверия (куфра) или многобожия (ширка), но мы не называем его многобожником (мушриком) или неверующим (кафиром) до тех пор, пока до него не будет доведён довод. Это – важное правило, разъяснённое учеными во многих местах. Следующий важный момент: Есть определенные новые вещи, которые сподвижники, да будет доволен ими Аллах, не относили к религиозным нововведениям, а наоборот указывали на их допустимость и применяли их на практике. Учёные назвали эти вещи термином ″масляха аль-мурсаля″. ″Масляха аль-мурсаля″ ― это деяние (вещь), шариатское постановление относительно которого зависит от его пользы или его вреда. Если обладатели знания видят в этом деянии пользу, то они могут дозволить его по той причине, что шари’ат не упомянул никакого постановления об этом деянии. Ученые сказали[233], что ″масляха аль-мурсаля″ часто встречается в бытовых вопросах, а не в вопросах поклонения. ″Масляха аль-мурсаля″ часто встречается там, где речь идёт о сохранении пяти жизненно важных вещей для человека: · Религия; · Жизнь; · Имущество; · Потомство; · Разум. Например, после смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует, появились новые вещи для сохранения религии. Например, написание книг, написание опровержений, собрание хадисов в сборники, и так далее. В этих вещах не было нужды в эпоху пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а когда нужда появилась, то появились и эти вещи. Все это называется ″масляха аль-мурсаля″ и не является нововведением (бид’а).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|