Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Сосед, живущий с тобой в одном городе. 1 глава





Имеются в виду люди, живущие с тобой в одном городе, даже если вы живете на его разных концах. Такие люди тоже называются соседями, как сказал Всевышний:

﴿ ثُمَّ لَا يُجَاوِرُونَكَ فِيهَا إِلَّا قَلِيلًا ﴾

«И тогда они(лицемеры)будут соседствовать с тобой(о пророк)здесь(в Медине)совсем недолго»[405].

Поэтому человек, живущий с тобой в одном городе, также считается соседом, и он тоже заслуживает хорошего отношения.

Следует заметить, что сосед, являющийся мусульманином и твоим родственником, имеет над тобой три права: право соседства, право Ислама и право родственных уз. Если же твой сосед является мусульманином, но не является тебе родственником, то у него есть над тобой два права: право соседства и право Ислама. Если же твой сосед не является твоим родственником и не является мусульманином, то у него над тобой только одно право – право соседства. Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, навещал своих соседей, которые были иудеями, и посылал им что-то из еды.

«…и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему гостю…» — то есть: пусть относится к нему наилучшим образом. Пусть встречает его с улыбкой на лице, пусть говорит ему прекрасные слова, пусть накормит его. Именно это имеется в виду в данном хадисе.

«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему гостю».

Всё это – повеления посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поэтому обязательно нужно претворить их в жизнь.

Например, человек обязан оказывать уважение своему гостю. Хадисы указывают на то, что человек обязательно должен кормить своего гостя в течение одного дня и одной ночи. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нужно кормить гостя один день и одну ночь, а гостеприимство оказывается три дня, а всё, что сверх этого, запишется человеку как милостыня»[406].



Ученые сказали, что речь идёт о гостях в таких поселениях, где невозможно арендовать никакого жилья[407]. Что же касается больших городов, в которых есть постоялые дворы и гостиницы, то ты не обязан в таком случае оставлять гостей у себя на ночь. Оставлять гостей на ночь нужно только тогда, когда им негде переночевать. Если же речь идёт о большом городе, то это уже желательно, а не обязательно.

Также человек должен накормить гостя тем, что обычно кушает сам со своей семьей. Он не обязан обременять себя, угощая гостя огромным количеством еды и тому подобного. Обязательно лишь накормить его тем, что ты ешь сам, чтобы исчез его голод.


Шестнадцатый хадис

16 ― Сообщается, со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что один человек попросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Дай мне совет». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не гневайся». После этого человек несколько раз повторил (свою просьбу), а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вновь и вновь отвечал: «Не гневайся»[408].

_____________________________________________________________________________________

Разъясняет шейх Салих али Шейх:

В этом хадисе также содержится указание на великую норму благопристойности (адаба). Человек попросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о совете, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Не гневайся».

Многие сподвижники, да будет доволен Аллах ими всеми, просили у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, совета. Они просили совета у избранного пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а он всегда отвечал по-разному. Человеку, о котором говорится в данном хадисе, он сказал: «Не гневайся».

Однажды, к нему пришёл другой человек и сказал: «О посланник Аллаха, предписаний Ислама для меня слишком много. Укажи же мне на то, за что мне следует крепко держаться». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть твой язык всегда остается влажным от поминания Аллаха Всевышнего»[409].

Учёные указали на две причины того, почему ответы в разных случаях были разными[410].

Во-первых, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, давал разные советы, которые зависели от того, что ему было известно о спрашивающем. Если спрашивающий нуждался в поминании Аллаха, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, советовал ему заниматься поминанием Аллаха. Если же спрашивающий нуждался в подавлении гнева, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, советовал ему не гневаться.

Во-вторых, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, давал разные советы, чтобы указать своей общине на различные виды добра. Ведь, в будущем каждый из сподвижников будет передавать именно то завещание, которое пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставил ему.

«Дай мне совет» — то есть: укажи мне на такое благо, которое поможет мне в мирской жизни и в Последней обители.

Если у кого-то просят совета, то он должен постараться дать наилучший совет ― именно такой совет, в котором нуждается спрашивающий. Не следует оставлять спрашивающего без ответа. Поэтому преподаватель и воспитатель должны постоянно держать в голове заветы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и заветы обладателей знания, чтобы при возникновении нужды завещать людям именно эти заветы.

«Не гневайся» — и это включает в себя две вещи:

Во-первых, не гневайся тогда, когда возникнут причины, вызывающие твой гнев. Постарайся сдержать гнев и раздражение. Аллах Всевышний сказал об этом:

﴿ وَالْكَاظِمِينَ الْغَيْظَ وَالْعَافِينَ عَنِ النَّاسِ ﴾

«(Рай уготован для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе,) сдерживают гнев и прощают людей»[411].

Сдерживание гнева – это признак верующих и творящих добро рабов Аллаха. Они сдерживают гнев тогда, когда он вспыхивает. Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День Воскресения Аллах Всевышний перед Своими творениями обратится к тому, кто сдерживал свой гнев, имея возможность излить его, чтобы предложить ему на выбор ту из гурий, которую он пожелает»[412].

Сдерживание гнева – это похвальное качество, что мы разберем подробнее немного позже.

Во-вторых, не стремись к тому, что может тебя разгневать. Если ты знаешь, что определенная вещь вызывает в тебе гнев, то не приближайся к ней. Поэтому многие праведные предшественники считали похвальным качеством то, что иногда человек старается не замечать те вещи, которые могут его разгневать.

Например, ‘Усман ибн Заида[413] говорил: «Благополучие состоит из десяти частей, девять из которых содержатся в том, что человек старается не замечать (некоторые вещи)». А имам Ахмад, говоря об этих словах, сказал следующее: «Благополучие состоит из десяти частей, все десять из которых содержатся в том, что человек старается не замечать (некоторые вещи)»[414].

Имеется в виду то, что человек старается не замечать то, что вызывает у него гнев и недовольство. Это является великой дверью, ведущей к благу. Также человек старается не замечать, когда ему причиняют обиды. Также человек старается не замечать те разговоры, которые не являются похвальными. Всё это является похвальным деянием[415].

Следовательно, слова «не гневайся» указывают на две вещи:

· Не выявляй свой гнев, наоборот, скрывай его!

· Не приближайся к тому, что может вызвать твой гнев!

Гнев – это порицаемое качество, являющееся орудием Иблиса. Вместе с гневом всегда приходит зло. Множество убийств и преступлений происходят именно по причине гнева. Множество скверных слов, о которых человек в будущем сожалеет, произносятся именно по причине гнева. Большинство разводов происходит именно по причине гнева. Множество ссор между родственниками происходит именно по причине гнева, а после того, как гнев проходит, никто уже не может помирить их. Следовательно, гнев – это порицаемое качество. Гнев – это орудие шайтана, посредством которого он сеет раздор между верующими.

Как избавиться от гнева?!

Во-первых, от гнева можно избавиться путём совершения малого омовения. Гнев – это кипение, а малое омовение – это охлаждение. Гнев появляется от шайтана, а совершение малого омовение – это выражение покорности Аллаху и поклонение Ему. Малое омовение успокаивает гнев, поэтому тот, кто разгневался, пусть совершит омовение[416].

Во-вторых, если человек разгневался, будучи стоящим, то пусть сядет, и это успокоит его душу[417].

В-третьих, человек должен постараться подавить гнев, заменив его прекрасными словами, если он способен на это[418].

В-четвертых, человек должен замолчать и не говорить ничего, о чём он будет сожалеть в будущем[419].

Известно, что с человеком иногда случаются испытания, которые при определенных обстоятельствах возвышают его степень и помогают ему достичь награды. Если человек был испытан тем, что его гневит, то пусть подавит свой гнев, выполняя веление пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и, претворяя в жизнь то, к чему побудил его Аллах, сказав:

﴿ وَالْكَاظِمِينَ الْغَيْظَ وَالْعَافِينَ عَنِ النَّاسِ ﴾

«(Рай уготован для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе,) сдерживают гнев и прощают людей»[420].

Следовательно, данный хадис указывает на великую норму благопристойности. Искатель знания и каждый человек, придерживающийся велений Аллаха, должен приучать свою душу к подавлению гнева. В этом человеку могут помочь кротость и терпение. Если человек описан кротостью и терпение, он является мудрым. Именно поэтому человек, поддающийся гневу, неспособен решать проблемы.

Из многочисленных историй известно, какими дурными последствиями заканчивается проявление гнева. Поэтому слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Не гневайся», должны быть всегда перед нашими глазами. Мы должны помнить об этих словах, когда находимся с нашими братьями и с нашими семьями, когда находимся в обществе детей и в обществе пожилых людей. Чем больше человек будет проявлять кротость и мудрость в своих речах и делах, тем ближе он будет к Аллаху. Кротость и мудрость – это качества особых рабов Аллаха.

 


 

Семнадцатый хадис

17 ― Сообщается со слов Абу Йа‘ли Шаддада ибн Ауса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах предписал всё делать наилучшим образом: если вам придётся убивать, делайте это наилучшим способом, и если будете приносить жертву, тоже делайте это наилучшим способом, и пусть каждый из вас как следует наточит свой нож и избавит животное от мучений»[421].

_____________________________________________________________________________________

Разъясняет шейх Салих али Шейх:

Этот хадис повествует о необходимости выполнения каждого дела наилучшим образом.

«Поистине, Аллах предписал…» — эта фраза указывает на обязательность. Например, Аллах Всевышний сказал:

﴿ إِنَّ الصَّلاَةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَابًا مَّوْقُوتًا ﴾

«Воистину, молитва предписана верующим в определенное время»[422].

Слово ″предписана″ указывает на обязательность выполнения молитвы в определенное время.

Также Аллах Всевышний сказал:

﴿ كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ ﴾

«Вам предписан пост»[423].

А также:

﴿ كُتِبَ عَلَيْكُمْ إِذَا حَضَرَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ إِن تَرَكَ خَيْرًا الْوَصِيَّةُ لِلْوَالِدَيْنِ وَالأقْرَبِينَ بِالْمَعْرُوفِ حَقًّا عَلَى الْمُتَّقِينَ ﴾

«Когда смерть приближается к кому-либо из вас и он оставляет после себя добро, то ему предписано оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на разумных условиях. Такова обязанность богобоязненных»[424].

А также:

﴿ كِتَابَ اللّهِ عَلَيْكُمْ ﴾

«Таково предписание Аллаха для вас»[425].

А также:

﴿ وَكَتَبْنَا عَلَيْهِمْ فِيهَا أَنَّ النَّفْسَ بِالنَّفْسِ ﴾

«Мы предписали им(сынам Исраиля) в ней(в Торе): душа - за душу»[426].

Слово «…предписал…» указывает на то, что предписанное является обязательным (уаджиб). А в данном хадисе как раз сказано: «Поистине, Аллах предписал (то есть: вменил в обязанность)всё делать наилучшим образом».

Когда речь идёт о поклонении, то необходимо выполнять его наилучшим образом, ничего не пропуская, так, чтобы поклонение было действительным и принесло человеку награду. Необходимо выполнять все столпы и условия поклонения, все его обязательные предписания.

Необходимо выполнять наилучшим образом всякое дело, встречающееся в течение твоей жизни. В частности, ты должен наилучшим образом относиться к своей душе, выполняя все обязательные предписания религии и оставляя всё запретное. А кто не поступает таким образом, тот несправедливо относится к своей душе. Аллах Всевышний сказал:

﴿ إِنَّ اللّهَ يَأْمُرُ بِالْعَدْلِ وَالإِحْسَانِ وَإِيتَاء ذِي الْقُرْبَى ﴾

«Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, совершать всё наилучшим образом и одаривать родственников»[427].

Также ты должен относиться наилучшим образом к творениям Аллаха. Ты должен выполнять все их права и не допускать несправедливости в отношении них. Каждое из творений Аллаха имеет определенные права.

Наилучшее отношение к творениям бывает следующих видов:

1 ― Наилучшее отношение к пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

Мусульманин среди всех творений больше всего обязан именно ему. Необходимо, чтобы ты свидетельствовал о том, что он является посланником Аллаха, наилучшим образом. Иначе говоря, следует подтверждать правдивость того, о чём он сообщил, и поклоняться Аллаху именно так, как узаконил пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Ты должен следовать его религиозным велениям, а не предпочитать им свои страсти и нововведения.

2 ― Наилучшее отношение к родителям. Аллах повелел это, сказав:

﴿ وَقَضَى رَبُّكَ أَلاَّ تَعْبُدُواْ إِلاَّ إِيَّاهُ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا ﴾

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и относиться наилучшим образом к родителям»[428].

3 ― Наилучшее отношение ко всем верующим в общем.

4 ― Необходимо соответствующее шари‘ату отношение к грешникам.

5 ― Наилучшее отношение к учёным.

6 ― Наилучшее отношение к правителям мусульман.

7 ― Наилучшее соблюдение прав неверующих.

Наилучшее отношение к каждому творению подробно разъяснено в шари‘ате. Необходимо относиться наилучшим образом даже к животным. Поэтому избранный пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если вам придётся убивать, делайте это наилучшим способом, и если будете приносить жертву, тоже делайте это наилучшим способом, и пусть каждый из вас как следует наточит свой нож и избавит животное от мучений».

«Если вам придётся убивать, делайте это наилучшим способом…» — это касается как убийств тех людей, которые этого заслуживают, так и убийств животных. Нужно убивать так, чтобы человек или животное сразу умерли и не мучились.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел не уродовать трупы неверующих, не убивать ни стариков, ни женщин, ни детей. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, завещал мусульманам перед сражением следующее: «Выступайте в поход с именем Аллаха и на пути Аллаха и сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха. Выступайте в поход и не воруйте трофеи, не поступайте вероломно, не обезображивайте тела убитых врагов и не убивайте детей»[429].

«…если будете приносить жертву, тоже делайте это наилучшим способом, и пусть каждый из вас как следует наточит свой нож и избавит животное от мучений…» — это указывает на то, что человек обязан подготовить должным образом инструменты для жертвоприношения.

Некоторые люди противоречат этому принципу и не режут животное наилучшим образом. Они учатся на животном, как именно его резать, и иногда режут животное по десять минуть. Иногда животное убегает от них, вскакивает с земли, а кровь хлещет. Так происходит с теми, кто не режет животное наилучшим образом.

Необходимо убивать животное острым ножом, чтобы его дух быстро вышел. Нужно наилучшим образом пользоваться ножом во время жертвоприношения. Это и есть наилучшее отношение к животным, приказанное нам. Также запрещено резать одно животное на глазах другого животного. Животное не должно испытывать неприятные ощущения, видя, как режут другое животное.

Следовательно, в этом хадисе содержится повеление совершать наилучшим образом всякую вещь: поклонение, отношение к своей душе, отношение к творениям Аллаха, отношение к животным, отношение к растениям, отношение к джиннам и ангелам.

Искатели знания должны говорить только наилучшие слова и совершать только наилучшие деяния. Искатели знания должны наилучшим образом относиться к своему Господу. Искатели знания должны наилучшим образом относиться к творениям Аллаха: к людям, к животным, к насекомым, к окружающей природе, и так далее, ибо Аллах предписал всё делать наилучшим образом.


 

Восемнадцатый хадис

18 ― Сообщается со слов Абу Зарра Джундуба ибн Джунады, да будет доволен им Аллах, и со слов Абу ‘Абду-р-Рахмана Му‘аза ибн Джабаля, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был! Вслед за дурным делом соверши благое, которое сотрёт собой дурное, и придерживайся в отношениях с людьми наилучших нравов»[430].

_____________________________________________________________________________________

Разъясняет шейх Салих али Шейх:

«Бойся Аллаха, где бы ты ни был…» — это повеление придерживаться богобоязненности во все времена и во всех местах.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел придерживаться богобоязненности, следовательно, этот приказ указывает на обязательность.

Богобоязненность (такуа) – это великая основа из основ религии. Поистине, Аллах Всевышний повелел держаться богобоязненности даже Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах Всевышний сказал:

﴿ يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ اتَّقِ اللَّهَ ﴾

«О Пророк! Бойся Аллаха»[431].

Также Аллах Всевышний повелел верующим бояться Его должным образом. Аллах Всевышний сказал:

﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اتَّقُواْ اللّهَ حَقَّ تُقَاتِهِ ﴾

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом»[432].

А также:

﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَقُولُوا قَوْلًا سَدِيدًا ﴾

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово»[433].

А также:

﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَلْتَنظُرْ نَفْسٌ مَّا قَدَّمَتْ لِغَدٍ وَاتَّقُوا اللَّهَ ﴾

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха!»[434]

В Коране много раз говорится о богобоязненности. В других аятах Корана также говорится о необходимости бояться наказания Аллаха, бояться Огня, бояться Судного Дня. Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَاتَّقُواْ يَوْمًا تُرْجَعُونَ فِيهِ إِلَى اللّهِ ﴾

«Бойтесь того дня, когда вы будете возвращены к Аллаху»[435].

А также:

﴿ وَاتَّقُواْ النَّارَ الَّتِي أُعِدَّتْ لِلْكَافِرِينَ ﴾

«Бойтесь Огня, который уготован неверующим»[436].

Богобоязненность (такуа) перед Аллахом заключается в том, чтобы человек установил между собой и между наказанием Аллаха и Его гневом преграду, которая будет защищать его. Эта преграда устанавливается путем исповедования единобожия и отречения от многобожия. Именно это приказано всем людям.

Смысл слова ″богобоязненность″ (такуа) становится ясным, если взглянуть на него с точки зрения арабского языка.

Основой слова ( تقوى ) ― ″такуа″ богобоязненность ― является слово ( وقوى ) ― ″уакуа″, которое происходит от слова ( وقاية ) ― ″уикая″ преграда. Арабы знают об этом, поэтому в стихотворении говорится:

سقط النصيف ولم ترد اسقاطه ... فتناولته واتقتنا باليد

«Упало покрывало, хотя она не желала этого,
Тогда одной рукой она поймала его, а другой рукой закрыла от нас лицо».

Покрывало соскользнуло с её лица, а она, по причине своей скромности, не желала этого. Тогда одной рукой она потянулась за покрывалом, а другой рукой сделала преграду между нами и её лицом.

Богобоязненный – это тот, кто устанавливает преграду между собой и между гневом Аллаха и Его наказанием преграду.

Повеление придерживаться богобоязненности перед Аллахом в Коране пришло в трёх видах:

1 ― Приказ придерживаться богобоязненности, обращённый ко всем людям.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ يَا أَيُّهَا النَّاسُ اتَّقُواْ رَبَّكُمُ ﴾

«О люди! Бойтесь вашего Господа»[437].

«Бойтесь»― то есть: примите Ислам, воплотите на делах единобожие и отрекитесь от многобожия.

Человек, пришедший с единобожием и спасшийся от многобожия, считается богобоязненным. Аллах Всевышний сказал:





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.