Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.1 Экономические аспекты развития народных промыслов и ремесел




1. 1 Экономические аспекты развития народных промыслов и ремесел

 

С целью исследования необходимо определиться с понятиями. На основании Федерального закона «О народных художественных промыслах» от 06. 01. 1999 N 7-ФЗ (последняя редакция) народный художественный промысел - одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.

При этом на основании проекта Федерального закона «О развитии ремесленной деятельности в Российской Федерации»(не вступил в силу): ремесленная деятельность – вид производственной и/или предпринимательской деятельности по производству товаров (работ, услуг) малыми партиями, в том числе по индивидуальным заказам, с использованием специальных знаний, навыков, технологий, в том числе высокопроизводительного оборудования.

Творческие (креативные) индустрии приобретают все более важное значение в экономике, основанной на знаниях. Они не только прогрессивно участвуют в создании рабочих мест, но также являются двигателем культурной идентичности национального сообщества. Формируются новые критерии эффективности культурной политики, которая выражается в цифрах, обозначающих количество образованных и одаренных людей, приехавших в город, и в индексе человеческого капитала. [1]

Один из первых в мире авторов книг по теме развития территорий через культуру Джон Хокинс отмечает, что человеческий капитал поразительно отличается от других видов капитала. Это первое, что осознается как что-то личное «внутри нас», тогда как финансовый и материальный капитал это нечто безличное и находящееся «вне нас». Представляется разумным человеческие ресурсы «рассматривать как совокупность его неотчуждаемой собственности (в виде его физических и интеллектуальных, или духовных, по К. Марксу, ресурсов), которые принадлежат любому человеку на правах личной собственности, которую можно соотнести с «основным капиталом» и отчуждаемой собственностью... в виде затрат физической и творческой энергии человека «и которые пускаются им в ход, когда он производит какие-либо потребительские стоимости», отраженные в экономических продуктах его труда».

Для этого он обладает всеми необходимыми качествами. Это результат инвестиций, размер которых владелец может увеличивать или изменять, и это важные вложения в будущий творческий потенциал и в творческие продукты. Это - существенная составная часть человеческого капитала.

Культура становится системообразующим фактором инновационной экономики. Современный подход акцентируется на экономических (и шире - практических) аспектах творчества, то есть процессах инновационного создания и продвижения креативных товаров и услуг. Этот подход лежит в основе широко используемого сегодня понятия «креативной экономики». Речь идет уже не только и не столько о конкретных сегментах экономики и социума, которые вовлекаются в культурную деятельность, а скорее о тотальном проникновении творческого подхода во все сферы жизни. Важно отметить, что для оценки эффективности культурной деятельности необходимо понимание культуры как системного фактора экономики и городского развития. [2]

По мнению Чарльза Лэндри, мирового специалиста по развитию городов, из множества способов создания творческой среды наиболее эффективный - сетевое взаимодействие между действующими лицами городской жизни, взаимосвязи между университетами и промышленностью. Творческая среда имеет характерные признаки, а именно:

- предполагает наличие глубоких знаний в сочетании с набором умений и навыков, а также людей, которые хотят общаться друг с другом;

- имеет прочную основу для смелых экспериментов;

- складывается в ситуации дисбаланса между возможностями и потребностями, осознаваемого политиками, художниками и социальными критиками;

- преодолевает неопределенность перспектив изменений в культурной, научной и технической сфере;

- предоставляет возможности для спонтанного общения, создаёт благоприятную атмосферу для развития разнообразия;

- характеризуется междисциплинарностыо и синергией, способствует развитию связей между наукой и искусством; отличается структурной нестабильностью.

Россия медленнее и позже, чем европейские страны, вошла в зону постиндустриального развития. Сегодня только Москву и Санкт-Петербург можно назвать постиндустриальными центрами; другие крупные города несут в себе больше черт индустриальной эпохи, чем постиндустриальной. Соответственно, и предприятия творческих индустрий сконцентрированы преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге, в меньшей степени - в других региональных центрах. Российская ситуация связана с недостаточной насыщенностью потребительского рынка, неразвитостью сферы услуг и недостаточным уровнем спроса на культурную продукцию в силу того, что российские регионы пока еще только вступают в ту зону, где определяющей становится «экономика переживаний».

Сегодня «имиджевые и туристические эффекты» становятся более значимыми, поскольку культурно развитый регион привлекает инвесторов и квалифицированные кадры, а борьба за тех и других обостряется.

Вместе с тем основная цель, стоящая перед учреждениями, осуществляющими свою деятельность в сфере культуры, - создание условий для реализации творческого потенциала населения. [3]

Ремесленное производство является одной из основных форм занятости во многих развиваю­щихся странах. Активно развиваются современ­ные направления стекольного производства, производства музыкальных инструментов, мебе­ли и текстиля на заказ. Сегодня на территории большинства субъектов федерации ремесленни­ки составляют серьезную конкуренцию в пище­вых и ювелирных сферах, в кожевенной отрасли. Труд ремесленника востребован в строительной сфере. Ремесленники вносят существенный вклад, как в экономическое, так и в культурное разви­тие городов, регионов и стран. Ремесленное про­изводство является важной формой культурного самовыражения, отражающей эстетическое вос­приятие, символическое значение и мировоззре­ние сообществ, производящих соответствующую продукцию. Родоначальниками практически всех секторов промышленности являются имен­но ремесленники.

Однако ремесленнику, как представителю сфе­ры малого предпринимательства и микробизнеса сложно в одиночку противостоять трудностям и аспектам глобализации. Экономический «эффект масштаба», который контролирует между­народную конкурентную среду, в данном случае является стагнирующим фактором. Малому биз­несу и самозанятым без государственной помо­щи весьма сложно преодолеть входные барьеры в отрасль.

Ремесленная деятельность в терминологиче­ском контексте рассматривается только научным и профессиональным сообществами. С научной точки зрения, это вид предпринимательской и/или профессиональной деятельности, которая направлена на производство товаров (услуг) с использованием особых знаний, навыков, тех­нологий, средств малой механизации для удовле­творения утилитарных, эстетических и других потребностей граждан или субъектов хозяйст­вования. [4]

Далее проанализируем термин «ремесленный кластер». Трактовка понятия в современной рос­сийской литературе не встречается, поэтому пред­ложим свой вариант, основанный на разработках зарубежных ученых. Так, С. Леманн и К. Мюл­лер предложили следующую структуру ремес­ленного кластера (рис. 1).

Рисунок 1 - Структура регионального ремесленного кластера

 

Как видно из представленной информации, при функционировании ремесленников в разнообраз­ных сферах деятельности структура кластера весьма не однородна, поэтому основным критерием отнесения того или иного предприятия к регио­нальному ремесленничеству будет географический принцип концентрации и наличие профессии в ре­гиональном реестре ремесленников. В таком слу­чае актуальным будет определение М. Портера, По его мнению, «кластер – это группа географи­чески соседствующих, взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций (образователь­ные заведения, органы государственного управ­ления, и др. ), действующих в определенных сфе­рах и взаимодополняющих друг друга». [5]

Таким образом, региональный ремесленный кластер – это географически сконцентрирован­ные (в пределах региона) ремесленные предпри­ятия (только микропредприятия) и самозанятые (исходя из реестра ремесленных профессий).

В ремесленничестве существуют серьезные экономические вопросы, касающиеся сбыта гото­вой продукции. Ремесленный сектор представляет собой ручное производство, как правило, с малым начальным инвестиционным капиталом. Готовая продукция в большинстве случаев распространяет­ся по принципу организации прямых продаж, не­посредственно от производителя к потребителю, на ярмарках и выставках ремесел. По причине слабого развития каналов сбыта и отсутствия инвестиций для организации широкой сбытовой сети продук­ция доступна в основном в городе-производителе.

Еще одна экономическая проблема носит мар­кетинговый аспект. Актуален вопрос имиджа ре­месленника и продукта его труда. Необходимо разрушать социальные стереотипы о том, что ре­месленник – это необразованный человек, произ­водящий «что-то» дома. Даже в толковом словаре Д. Н. Ушакова имеется пренебрежительное тол­кование этого понятия: это не артист, не писатель, а ремесленник. Создаваемый имидж нового ремесленника, как паблицитный капитал, будет иметь эффект влияния на все слои общества, а также власти и законодателей, что и обеспечит поступательное движение ремесленничества по наращиванию законодательной, образовательной и экономической составляющей.

Также в ремесленной отрасли слабо развита система внутренней поддержки, так называемое профсоюзное звено. В настоящее время в форме государственного некоммерческого партнера выступает ремесленная палата РФ и ее региональ­ные представительства.

Имеющиеся региональные ремесленные па­латы зарегистрированы в различных юридиче­ских формах, одни являются региональными бюджетными учреждениями, другие выступают в качестве некоммерческих объединений, третьи зарегистрированы коммерческими организация­ми. Такая хаотичная организационная структура не способствует развитию и без того проблемно­го регионального ремесленничества. [6]

Для дальнейшего эффективного развития ре­месленничества отраслевые палаты должны быть некоммерческими организациями, имеющими го­сударственный статус, которые будут являться частью региональной структуры управления ре­месленной сферой и относится к Федеральной ремесленной палате. Последняя, в свою очередь, должна будет представлять интересы всех ремес­ленников на правительственном уровне.

Региональные ремесленные палаты функцио­нируют в следующих субъектах и областях. (Приложение 1)

Рисунок 2 – Распространение ремесел в РФ

Весьма показателен положительный пример функционирования ремесленных палат в Чехии. Ремесленнику для регистрации достаточно обра­титься в соответствующий орган, который кури­рует микробизнес, и за короткое время его по­ставят на учет, окажут необходимую поддержку для развития своего ремесленного дела.

Остро стоит вопрос отсутствия единой стати­стической методики, объединяющей вопросы уче­та и развития ремесленных секторов.

Также стоит отметить и низкий уровень иссле­дований ремесленнической сферы, следствие – отсутствие актуальных данных.

В настоящее время отсутствуют единая наци­ональная научно-методическая и нормативная ба­за, регламентирующая ремесленную деятельность.

Каждый субъект Федерации на свое усмотрение вынужден самостоятельно разрабатывать и внед­рять соответствующие программы развития и за­конодательные акты, способствующие развитию ремесленной сферы.

Имеющаяся статистическая информация и нор­мативно-правовая база не обеспечивает адекват­ной основы для правительства и частного сектора при принятии решений по торгово-экономичес­кому и культурному направлениям развития ре­месленничества. По причине того, что сектор развития прикладного кустарного производства характеризуется большим количеством мелких рабочих мест, необходима консолидированная деятельность через ремесленные палаты или дру­гие общественные организации, находящиеся в ведении местных органов управления. [7]

Ремесленничество, к сожалению, в последние два десятилетия выпало из поля зрения государст­ва. Вопросы развития ремесленной сферы не на­ходят отражения в государственных программах, программах занятости населения и социального развития.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...