1.3 Исторический аспект развития народных промыслов и ремесел
Для выяснения причин, которые привели к негативным тенденциям в развитии народных промыслов и ремесел, необходимо обратиться к состоянию народных промыслов в конце 50-х - начале 60-х годов XX века, когда почти все традиционные предприятия художественных промыслов РСФСР, испытывали острый производственный кризис, приведший в упадок уникальные очаги народного искусства. В результате резкого спада спроса на изделия народных художественных промыслов существенно сократились объемы производства предприятий, из промысла стали уходить квалифицированные потомственные мастера с богатым опытом и с навыками изготовления высокохудожественных произведений народного искусства. [20] В эти годы повсеместно были ликвидированы промкооперация и артельная система, оправдывавшие себя в течение десятилетий как наиболее рациональная структурная форма организации народных художественных промыслов. На базе бывших артелей организовали государственные предприятия: фабрики, комбинаты, укрупненные производственные объединения, которые с 1963 года были переданы в ведение Министерства местной промышленности. На первоначальном этапе обсуждения такая реформа положительно повлияла на финансово-хозяйственную деятельность предприятий народных промыслов. Выделение государством дотации на покрытие убытков позволило улучшить материально-техническую базу, снабжение сырьем и материалами. На предприятиях началась механизация производственных процессов. Токарная обработка дерева, штамповка ювелирных изделий, фотопечать на тканях и платках, машинная вышивка стали обычным явлением для промыслов. Широкое распространение получили поточные методы производства, позволяющие привлечь менее квалифицированную рабочую силу и увеличить производительность труда. Развиваясь в недрах промышленности, народные художественные промыслы все больше подчинялись условиям промышленного производства. Это проявлялось в постоянном необоснованном повышении количественных показателей и планировании от достигнутого уровня роста. Основа основ – рукотворное начало народного искусства вступило в острое противоречие с финансовой системой промышленных предприятий народных промыслов, что стало тормозом на путях наращивания объемов производства и увеличения рентабельности, которая находится в прямой зависимости от снижения доли ручного труда в производстве товарной продукции. [21]
Промышленная направленность в развитии художественных промыслов определила и четкое разграничение между творческими мастерами и мастерами-исполнителями, не принимающими участия в создании вещей. При сложившейся системе организации творческой работы на предприятиях народных промыслов мастер-исполнитель оказался в более выгодном положении, чем творческий: его заработная плата выше более чем на 50%. При высоких нормах выработки мастер-исполнитель не заинтересован в обновлении тиражируемого им ассортимента изделий: чем больше тираж, тем выше его заработная плата. Таким образом, экономические условия были направлены на увеличение количества иных показателей, а не качественных. Творческие возможности коллектива не использовались, не обеспечивали их плодотворную работу, направленную на развитие художественных промыслов. Более того, при значительном увеличении объема производства, руководство фабрик не могло привлечь одаренных мастеров-исполнителей к творческой работе и предельно ограничило деятельность уже существующих творческих групп, так как созданные ими образцы изделий годами не осваивались производствами, мало заинтересованными в обновлении своей продукции.
Основной формой организации творческой работы на предприятиях народных промыслов стало создание экспериментальных лабораторий, групп, в ведение которых сосредоточены творческие проблемы коллектива. Анализ работы целого ряда творческих коллективов на предприятиях показал, что творческие лаборатории, группы сомкнулись в замкнутый круг, само существование которого снимает с повестки дня повышение творческой активности рядовых мастеров. Хочется отметить, что творческие лаборатории и группы на предприятиях народных промыслов занимали более чем скромное место. При решении вопроса о рациональной организации творческого процесса необходимо учитывать специфику, определяющий художественный уровень его продукции. Сохранение и развитие промыслов мы видели в существенном увеличении объемов производства, расширении рынков сбыта, выходе на широкого потребителя внутри страны и за рубежом. В связи с этим на территории России существенно наращивались объемы производства, создавались новые предприятия, но все это, надо признать, было сделано без детального изучения спроса, разработки долговременной ассортиментной политики, сопровождалось нередко резким падением художественного уровня выпускаемой продукции. [22] Естественно, в течение относительно короткого времени рынок, и сам быт оказались насыщенными изделиями художественных промыслов и такими произведениями, которые отнюдь не способствовали истинному повышению культуры. Промышленная организация производства, ежегодное наращивание темпов роста за период с 1970 по 1985 год увеличили выпуск изделий народных художественных промыслов в РСФСР в среднем в 6 раз. Для плодотворной деятельности предприятий народных художественных промыслов необходимо сохранить их специфику, основанную на применении ручного творческого труда мастеров, наиболее полно воплощающую в себе духовные и практические возможности человека, составляющие непреходящую ценность для современной и будущей культуры человечества, следует активнее развивать художественные традиции, создавать изделия, имеющие прямое и ярко выраженное утилитарное назначение. Коллективность в творчестве мастеров и традиционность художественно-технических приемов – основа развития каждого предприятия народных художественных промыслов, что особо проявляется в современных условиях Кировской области, где каждый промысел обладает богатыми художественными традициями и значительным числом потомственных мастеров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|