Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.3 Исторический аспект развития народных промыслов и ремесел




 

Для выяснения причин, которые привели к негативным тенденциям в развитии народных промыслов и ремесел, необходимо обратиться к состоянию народ­ных промыслов в конце 50-х - начале 60-х годов XX века, когда почти все традицион­ные предприятия художественных промыс­лов РСФСР, испытывали острый производственный кризис, приведший в упадок уни­кальные очаги народного искусства. В ре­зультате резкого спада спроса на изделия народных художественных промыслов существенно сократились объемы производ­ства предприятий, из промысла стали ухо­дить квалифицированные потомственные мастера с богатым опытом и с навыками изготовления высокохудожественных про­изведений народного искусства. [20]

В эти годы повсеместно были ликви­дированы промкооперация и артельная си­стема, оправдывавшие себя в течение деся­тилетий как наиболее рациональная струк­турная форма организации народных худо­жественных промыслов. На базе бывших артелей организовали государственные предприятия: фабрики, комбинаты, укруп­ненные производственные объединения, которые с 1963 года были переданы в веде­ние Министерства местной промышленно­сти. На первоначальном этапе обсуждения такая реформа положительно повлияла на финансово-хозяйственную деятельность предприятий народных промыслов. Выде­ление государством дотации на покрытие убытков позволило улучшить материально-техническую базу, снабжение сырьем и ма­териалами. На предприятиях началась механизация производственных процессов. Токарная обработка дерева, штамповка ювелирных изделий, фотопечать на тканях и платках, машинная вышивка стали обыч­ным явлением для промыслов. Широкое распространение получили поточные мето­ды производства, позволяющие привлечь менее квалифицированную рабочую силу и увеличить производительность труда. Раз­виваясь в недрах промышленности, народ­ные художественные промыслы все больше подчинялись условиям промышленного производства. Это проявлялось в постоян­ном необоснованном повышении количе­ственных показателей и планировании от достигнутого уровня роста. Основа основ – рукотворное начало народного искусства вступило в острое противоречие с финансо­вой системой промышленных предприятий народных промыслов, что стало тормозом на путях наращивания объемов производ­ства и увеличения рентабельности, которая находится в прямой зависимости от сниже­ния доли ручного труда в производстве товарной продукции. [21]

Промышленная направленность в развитии художественных промыслов опре­делила и четкое разграничение между твор­ческими мастерами и мастерами-исполнителями, не принимающими участия в создании вещей. При сложившейся систе­ме организации творческой работы на пред­приятиях народных промыслов мастер-исполнитель оказался в более выгодном по­ложении, чем творческий: его заработная плата выше более чем на 50%. При высоких нормах выработки мастер-исполнитель не заинтересован в обновлении тиражируемого им ассортимента изделий: чем больше ти­раж, тем выше его заработная плата. Таким образом, экономические условия были направлены на увеличение количества иных показателей, а не качественных. Творческие возможности коллектива не использова­лись, не обеспечивали их плодотворную работу, направленную на развитие художе­ственных промыслов. Более того, при зна­чительном увеличении объема производ­ства, руководство фабрик не могло при­влечь одаренных мастеров-исполнителей к творческой работе и предельно ограничило деятельность уже существующих творче­ских групп, так как созданные ими образцы изделий годами не осваивались производ­ствами, мало заинтересованными в обнов­лении своей продукции.

Основной формой организации твор­ческой работы на предприятиях народных промыслов стало создание экспериментальных лабораторий, групп, в ведение которых сосредоточены творческие проблемы кол­лектива. Анализ работы целого ряда творче­ских коллективов на предприятиях показал, что творческие лаборатории, группы со­мкнулись в замкнутый круг, само существо­вание которого снимает с повестки дня по­вышение творческой активности рядовых мастеров. Хочется отметить, что творческие лаборатории и группы на предприятиях народных промыслов занимали более чем скромное место.

При решении вопроса о рациональ­ной организации творческого процесса необходимо учитывать специфику, опреде­ляющий художественный уровень его про­дукции. Сохранение и развитие промыслов мы видели в существенном увеличении объемов производства, расширении рынков сбыта, выходе на широкого потребителя внутри страны и за рубежом. В связи с этим на территории России существенно нара­щивались объемы производства, создава­лись новые предприятия, но все это, надо признать, было сделано без детального изу­чения спроса, разработки долговременной ассортиментной политики, сопровождалось нередко резким падением художественного уровня выпускаемой продукции. [22]

Естественно, в течение относительно короткого времени рынок, и сам быт оказа­лись насыщенными изделиями художе­ственных промыслов и такими произведе­ниями, которые отнюдь не способствовали истинному повышению культуры.

Промышленная организация произ­водства, ежегодное наращивание темпов роста за период с 1970 по 1985 год увели­чили выпуск изделий народных художе­ственных промыслов в РСФСР в среднем в 6 раз.

Для плодотворной деятельности предприятий народных художественных промыслов необходимо сохранить их специфику, основанную на применении ручно­го творческого труда мастеров, наиболее полно воплощающую в себе духовные и практические возможности человека, со­ставляющие непреходящую ценность для современной и будущей культуры челове­чества, следует активнее развивать художе­ственные традиции, создавать изделия, имеющие прямое и ярко выраженное ути­литарное назначение. Коллективность в творчестве мастеров и традиционность ху­дожественно-технических приемов – основа развития каждого предприятия народных художественных промыслов, что особо проявляется в современных условиях Кировской области, где каждый промысел обладает бога­тыми художественными традициями и зна­чительным числом потомственных масте­ров.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...