Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2 Организационные и правовые аспекты развития народных промыслов и ремесел




 

В Российской Федерации на государственном уровне культура, в том числе промыслы и ремесла рассматривается как один их важнейших источников развития самого человека. В настоящий период развитие ремесел в РФ основано на «Стратегии развития народных художественных промыслов на период до 2020 года».

Стратегия опирается на следующие законодательные акты и документы, определяющие особенности положения и развития народных художественные промыслов (НХП) в Российской Федерации:

- Федеральный закон от 06. 01. 1999. № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах»;

- Закон Российской Федерации от 09. 10. 1992. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»;

- Федеральный закон от 25. 06. 2002. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

- Концепцию государственной поддержки организаций народных художественных промыслов на период до 2015 года, утвержденную приказом Минпромторга России от 24. 09. 2009. № 854;

- Приказ Минпромторга РФ от 17. 02. 2009 N 64 (ред. от 15. 12. 2011) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов»;

- Приказ Минпромторга № 274 от 15. 04. 2009 «Об утверждении перечня видов производств и групп изделий НХП, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям НХП»;

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года» (в ред. Распоряжение Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 91-р).

При разработке Стратегии использованы также следующие документы:

- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года;

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Перед ремесленничеством стоит ряд проблем законодательного толка. Во-первых, если говорить о законодательстве, то в России отсутст­вует ФЗ, который бы непосредственно регламенти­ровал деятельность ремесленников. Ремесленная практика осуществляется в рамках следующей нормативной базы: ФЗ от 06. 01. 1999 г. (ред. от 25. 12. 2012) «О народных художественных про­мыслах»; «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09. 10. 1992 № 3612-1) (ред. от 28. 11. 2015); ФЗ от 24. 07. 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпри­нимательства в Российской Федерации» пункт 1 статьи 23 закона, именующейся «Поддержка в об­ласти ремесленной деятельности»; ФЗ РФ «О Заня­тости»; Налоговый кодекс РФ и ФЗ от 12. 01. 1996 № 7-ФЗ (ред. от 28. 11. 2015) «О некоммерческих организациях». Интеллектуальная собственность (результаты технического или художественно-конструкторского творчества) ремесленников защищается в рамках патентного права. В насто­ящее время патентные отношения регулируются положениями гл. 72 ГК РФ. [8]

Во-вторых, к сожалению, в современной зако­нодательной практике не существует термина «ремесленная деятельность», «ремесленник» и «ре­месленный кластер». Третьей проблемой законодательного толка является отсутствие единого перечня ремеслен­ных профессий. Каждый субъект самостоятельно разрабатывает и закрепляет его законодательно. Это не позволяет субсидировать и поддерживать ремесленников централизованно, а также точно оценить численность лиц, работающих в ремес­ленном секторе.

В условиях, когда российское общество все более осознает значимость сохранения куль­турного наследия, необходимо использовать потенциал социально-культурных технологий, нацеленных на бережную передачу историче­ского опыта потомкам и адекватную трансфор­мацию его в новой среде, актуальных для дан­ного региона, ориентированных на аудитории с разными возрастными и статусными характе­ристиками. Особыми ресурсами для достиже­ния данной цели располагают центры народных художественных промыслов: г. Вологда, п. Палех, п. Мстера, г. Городец, г. Гжель, г. Скопин, г. Ростов и т. п., поскольку сохраняемые традиции созда­ния произведений декоративно-прикладного искусства – одно из самых ярких явлений на­родного творчества, впитавшее в себя драго­ценное наследие художественной культуры и вековой трудовой и творческий опыт множества талантливых мастеров народных ремесел. Од­нако в современных условиях можно быстрее и проще ознакомиться с сувенирными изделиями, контрафактной продукцией, которые отсылают к творчеству в центрах народных промыслов, но искажают не только представление о нем, но и деформируют эстетико-художественно-нрав-ственные основы, принципы, ценности, которые сохраняют и берегут истинные мастера п. Холуя, п. Федоскино, г. Ельца, т. д. [9]

В связи с этим особо следует говорить о поддержке национальных традиций, в первую очередь, сохраняемых в центрах народных про­мыслов, как базиса утверждения идеи единого государства, на основе которых оно полноценно функционирует. В апреле 2014 г. в Москве на XXIX конференции Ассоциации «Народные художе­ственные промыслы России» было обращено внимание на состояние и пути развития центров народных промыслов. Именно поддержка такого историко-культурного достояния, как декора­тивно-прикладное искусство центров Гжель, Полхов-Майдан, Великий Устюг, Екатеринбург и др., обеспечение его процветания посредством использования технологий социально-культурной деятельности, способно повлиять на понимание и осознание значительным количеством людей общности мироощущения, их идентификации через региональные, национальные культуры, креативное использование картины мира тради­ционными средствами культуры, путем актуали­зации в многообразных формах досуга.

Искусство художественной обработки ткани, кожи, кости, стекла, искусство вышивки, ткачество и др. обладают особой целостностью передачи последующим поколениям конвер­гентной, ритуально-обрядовой, художествен­но-педагогической сущности спрессованной веками информации творческого характера, полифоничностью художественного материала, оказывающего сильнейшее воздействие на клас­сическое искусство, оставаясь притягательным для самодеятельных авторов. [10]

В настоящее время центры народных худо­жественных промыслов – особое направление создания высокохудожественных произведений, ориентированных не только на их продажу, но и на сохранение ремесленных технологий, ме­тодов и средств производства на российском и региональном уровне, а также на подготов­ку специалистов в этой отрасли. Предприятия промыслов объединяют мастеров и художников народного декоративного искусства, продукция которых пользуется широкой известностью не только в России, но и за ее пределами. Лучшие работы с неизменным успехом демонстрируют­ся на отечественных и зарубежных выставках, являются убедительным свидетельством рас­цвета многонациональной культуры. Изображе­ния, цвет, композиция, пластика, запечатленные в произведениях мастеров центров народных промыслов, позволяют говорить не только о знакомстве, осмыслении, но и об осознании современными «культурными потребителями» культурных норм, образцов мышления, стиля жизни, ценностного отношения далекого про­шлого через сопоставление с картиной повсед­невности нынешних поколений.

Общение художника, мастера «через» свое произведение с аудиторией на основе социаль­но-культурных технологий позитивно влияет на формирование у последней базовой культуры личностного роста, совершенствование вну­треннего мира в процессе переработки норм, правил современного сообщества из трансли­руемых в этих работах культурных ценностей.

Общепризнанное культурно-историче­ское значение художественных ремесел пре­жде всего определяется ценностью освоенных творческими коллективами ремесленных тради­ций. В практике ряда современных промыслов сохраняются и совершенствуются традицион­ные формы и приемы, относящиеся к глубинным пластам народной художественной культуры, отличающиеся яркой национальной самобыт­ностью. Благодаря существованию промыслов традиционные виды народного декоративного искусства продолжают жить и сегодня, стано­вятся достоянием значительного числа людей, органически включаются в обстановку совре­менного жилища, украшают современный быт. [11]

Вместе с тем промыслы могут рассматри­ваться и как новая перспективная форма ху­дожественного производства, позволяющая приобщить мастеров-исполнителей к активной творческой деятельности, полнее использовать их таланты и способности, сочетать производ­ственное тиражирование изделий с варьирова­нием и последовательной отработкой исходного образца или орнаментального мотива, сохра­нить в серийном повторе проявления индиви­дуального исполнительного мастерства.

Использование социально-культурных тех­нологий в сохранении и развитии традиционных промыслов направлено на обеспечение проч­ной взаимосвязи основных элементов процесса создания творческого ремесленного продукта: назначение предмета – материал – форма – тех­нология производства – эстетика. По мнению мастеров, начинать изучение ремесленной традиции следует с определения назначения (функции) предмета, а сохранение необходимо увязывать с защитой навыка от влияния техни­ческих средств, предполагающих ускорение и облегчение процесса производства декоратив­но-прикладного продукта.

Различные виды социально-культурной деятельности, используемые в центрах народ­ных промыслов, создавая воспитательное про­странство, стимулируют активное вовлечение субъектов в творческий процесс в роли испол­нителей, коллекционеров, обучающихся и др. 10 Именно таким образом происходит продуктив­ная выработка нравственных идеалов, ценност­ных ориентаций через включение «культурных потребителей» в самоценный процесс художе­ственного восприятия и креативного созидания. Традиционная культурная среда предполагает поиск и реализацию инновационных форм и тех­нологий социально-культурной деятельности, опирающихся на разнообразие используемых средств народной художественной культуры: кружевоплетение, лаковая миниатюра, роспись по дереву, металлу, художественная обработка глины, стекла, камня, финифть, скань и др. До­стижения в сфере народного искусства могут реализовываться как средства социально-пе­дагогической деятельности через арт-терапии, изо-терапии, сказкотерапии, игротерапии, кук­ла-терапии и др. для развития личности ребен­ка, для формирования корпоративной культуры, в системе управления персоналом, в процессе стимулирования межличностного общения. Важно отметить особую роль включения тради­ционного материала искусства народных про­мыслов в мероприятия, целью которых являет­ся формирование экологической и этической культуры личности методами, погружающими в культуротворческую ситуацию. [12]

Особое значение для достижения указан­ных целей приобретает комплексный подход к реализации социально-культурного потенциала народных ремесел, который включает следую­щие направления:

– сохранение промыслов, предполагающее поиск мастеров, предметов декоративно-при­кладного творчества, инструментов и техно­логий производства, сбор и структуризацию информации о них;

– возрождение традиционных народных ремесел, включающее освоение технологий изготовления и процесса реконструкции пред­метов декоративно-прикладного творчества на профессиональном и любительском уровнях;

– развитие народных промыслов, ориен­тированное на качественное и количественное использование социально-культурных технологий освоения различных видов ремесел на опре­деленной территории и вовлечения в данный процесс различных групп населения.

Реализация комплексного подхода опира­ется на актуализацию социально-культурных форм освоения традиционных промыслов и трансляцию информации о них, что позволяет изменить представления о роли и значении народных ремесел у различных социальных субъектов и сформировать у них ценностное отношение к данным образцам историко-куль­турного наследия.

Стратегическими направлением социаль­но-культурной актуализации традиционных промыслов становится активное взаимодей­ствие субъектов социально-культурной среды, направленное на сохранение и трансляцию представлений о продукте народных ремесел:

- художественные мастерские – специализиро­ванные профессиональные образовательные учреждения;

- художественные мастерские – кра­еведческие и тематические музеи; художествен­ные мастерские – учреждения общего образо­вания (школы, лицеи, гимназии, дошкольные образовательные учреждения);

- художественные мастерские – культурно-досуговые и клубные учреждения, а также учреждения дополнитель­ного образования, туристские предприятия и др. [13]

Существенным аспектом эффективного использования социально-культурных техно­логий является развитие тесных творческих и организационных контактов не только между непосредственно носителями мастерства де­коративно-прикладного искусства и знаний о промыслах, но и между трансляторами этих ценностей (детскими творческими студиями, досуговыми учреждениями, выставочными центрами, краеведческими музеями и музеями современного творчества), что в значительной мере расширяет аудиторию, включенную в ос­воение народных творческих ремесел.

Значимым направлением актуализации на­родных художественных ремесел следует обо­значить распространение и освоение традиций народных промыслов на различных уровнях:

– формирование первичных представлений о видах, специфике, условиях декоративно-при­кладной творческой деятельности;

– участие в масштабных социально-куль­турных событиях, посвященных традиционному народному искусству (выставках, фестивалях), а также посещение мастер-классов;

– развитие интереса к определенным видам народных художественных промыслов, предпо­лагающего поиск и систематизацию специализи­рованной информации об изучаемом предмете, посещение тематических студий и мастерских;

– получение профессионального образова­ния в сфере прикладного народного творчества;

– развитие системы распространения тра­диций прикладных промыслов на профессио­нальном уровне (создание творческих студий, участие в выставках, проведение мастер-клас­сов для специалистов; организация выставоч­ных пространств). [14]

Таким образом, актуализация традицион­ных народных промыслов в современной со­циально-культурной ситуации предполагает изучение и фиксацию накопленных знаний о технологиях промыслов, а также определение их социокультурного значения в прошлом и на­стоящем времени; насыщение деятельности по их сохранению и распространению современ­ными информационными технологиями; орга­низацию процесса по освоению ремесленных навыков; включение в культуру повседневности современного общества предметов, образов и мотивов народного искусства.

Представленные направления актуали­зации народных художественных промыслов обеспечиваются совокупностью социально-культурных форм, технологически обоснован­ных и структурированных, что позволяет осу­ществлять диалогизацию историко-культурных традиций декоративно-прикладного искусства и современных видов социально-культурной деятельности.

Достаточно интересной социально-куль­турной технологией, позволяющей актуали­зировать ценности народной художественной культуры, является создание «этнодеревень», «этнопарков», «ремесленных изб», представля­ющих историко-культурные материальные ре­конструкции культуры и быта предыдущих эпох, а также комплексы ремесленно-художествен­ных мастерских. Такие проекты появляются на основе уникального содружества талантливых и увлеченных людей, объединенных задачей сохранения, возрождения и развития традици­онных народных промыслов и ремесел.

В последние годы были открыты этнодеревни в Эртиле (Воронежская область), в Троицке (Республика Коми), в г. Гусь-Хрустальном, соз­даны этнокультурный центр северных народов «Хаски Лэнд» в п. Орловское и этнопарк «Кочев­ник» – культурно-образовательный центр, по­зволяющий познакомиться с традициями коче­вых народов п. Хотьково. В 2008 г. в Калужской области появился музей под открытым небом «Этномир» (деревня) как уникальный проект, на территории которого воссоздается уменьшен­ная модель 52 этнодворов. [15]

Активно создаются новые творческие про­странства, такие как туристско-рекреационный кластер «Палех» в Ивановской области, который вошел в топ–10 реестра инвестиционных про­ектов субъектов РФ, включенных в перечень мероприятий ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации, 2011–2018 гг. ». В рамках инвестиционного про­екта «Палех – родина Жар-птицы» предпола­гается строительство комплекса выставочных зданий в историческом центре поселка, недале­ко от музейного комплекса и Крестовоздвижен-ского храма. Их выстроят, используя в декоре стилистические элементы палехской лаковой миниатюры и витражной техники. Кроме того, в состав данного кластера войдут деревня «Эко­логическая долина», частный музей палехских художников, воссозданные иконописные ма­стерские, гостевая деревня, торгово-развлека-тельный центр и зона летнего отдыха.

В рамках проекта «Мастерская Радуги», посвященная народным художественным про­мыслам Нижегородской области – «100 лиц народных художественных промыслов», идет разработка сайта Виртуальная энциклопедия нижегородских творческих ремесел, нижего­родских мастеров и предприятий.

К группе социально-культурных технологий, способствующих вовлечению значительного количества участников – представителей раз­личных социальных групп в процесс развития интереса к традиционным промыслам, следует отнести крупные международные, общерос­сийские и региональные фестивали, ярмарки, которые являются эффективными формами де­монстрации творческих возможностей и дости­жений мастеров центров народных промыслов. Так, наиболее значимые фестивали проводятся в г. Гусь-Хрустальном, в том числе, фестиваль «Золотое кольцо», ежегодный фестиваль «Folk Summer Fest» и ярмарка «День Никиты-Гусят­ника»; в п. Мстера уже несколько лет успешно функционирует фестиваль народного творче­ства и древних промыслов «Мстерский базар»; в п. Богородском следует выделить фестиваль традиционны народных промыслов. [16]

Определенная часть мероприятий ориен­тирует посетителей на знакомство с историей промыслов от их зарождения до наших дней. В Москве во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства проводится Международный фестиваль декоративного ис­кусства «Древо жизни» – ежегодный просвети­тельский проект, цель которого популяризиро­вать традиционное искусство, предлагать новые взгляды на старинные традиции и обычаи, показывать богатство и уникальность традиционной культуры. В Мстерском художественном музее представлена выставка «Искусство Мстеры», в ретроспективе повествующая о развитии тра­диционных промыслов Мстеры.

Отдельное направление составляют меро­приятия, организуемые Домами ремесел, Мето­дическими центрами культуры и творчества. Так, в п. Шуя проводится постоянно действующая вы­ставка-продажа изделий предприятий народ­ных художественных промыслов и народных умельцев Ивановской области, а также област­ная выставка-конкурс изделий мастеров домов ремесел «Мастер – золотые руки», выставка «Народные традиции в творчестве молодых», выставка «Кружевная лоза мастера В. М. Козло­ва», на которой представлены работы одного из лучших лозоплетельщиков России В. М. Козлова.

В современной социокультурной практике появились мероприятия, целью которых явля­ется пропаганда искусства центров народных промыслов, развитие интереса к традицион­ным техникам, воспитание гордости за свою историю и подготовка новых кадров, когда ор­ганизаторам выступают специализированные художественные училища. Значимое место в этой практике занимает конкурс профессио­нального художественного мастерства, прово­димый в Екатеринбурге среди учащихся худо­жественно-творческих отделений. Главная цель конкурса – пропаганда традиций уральского ювелирного и камнерезного искусства, разви­тие творческих способностей юных мастеров. Задачами этого соревнования стали поддержка детских, молодежных творческих коллективов, представителей кружков юных камнерезов и ювелиров, учащихся профильных колледжей и училищ, студентов профильных кафедр вузов Уральского региона. Такие конкурсы являются связующим звеном между поколениями масте­ров, призванным продемонстрировать преем­ственность в творческом развитии уральских школ камнерезного и ювелирного дела. [17]

Следует отметить, что праздники и фести­вали, посвященные народному художественно-у искусству, проводятся не только в крупных городах и известных творческих центрах, но и в сельских населенных пунктах. На региональ­ном уровне интерес представляют областной детский фольклорный фестиваль «Хохловские игрища», а также областной фестиваль народно­го костюма «Традиционный костюм через века»; в д. Пожарище Нюксенского района Вологод­ской области организуется областной фольклор­ный праздник, в деревне Панкратово хорошо известен межрегиональный праздник вепсской национальной культуры «Древо жизни».

Часто социокультурные формы дополняют друг друга: за последние годы были разработа­ны экскурсионные маршруты, интерактивные программы, практикумы, а также мастер-классы. Например, неизменно востребована экскурсия в мастерскую традиционной мстерской вышивки «Волшебница игла» Мстерского художественного музея; в г. Гусь-Хрустальном проводится экскурсия по городу, которая обязательно за­канчивается посещением стекольного завода. Туристская фирма «Вокруг света» предлагает цикл экскурсионных туров «Земля мастеров» в центры народных промыслов: п. Мстера, п. Палех и др. Любой желающий может участво­вать в экскурсионных турах, знакомящих с ху­дожественными промыслами Урала, например «Уральские изумрудные копи». Форму мастер-классов активно используют в г. Полхов-Майдан. Участников обучают росписи браслета в техни­ке хохломской росписи, декоративной доски, браслета в технике северодвинской росписи, шкатулки-яблока. В Вологде наиболее известны мастер-классы по резьбе и росписи по дереву, изготовлению традиционных кукол, керамике, вышивке, по проектированию сколков, изго­товлению игровой междуреченской куклы по лоскутному шитью. [18]

Разработаны циклы семинаров-практику­мов из цикла «Мастерская Мастера» в Центре традиционной культуры Среднего Урала, ко­торые проводятся по направлениям: кружево-плетение, счетная вышивка, лаковая роспись по металлу, пуховязание, плетение поясов, ручная набойка ткани и пр. В п. Мстера в Мстерском художественном музее желающих приглашают на мастер-классы по лаковой миниатюре «Сам себе художник».

В настоящее время обнаруживается тен­денция к проведению мероприятий на межре­гиональном, общероссийском международном уровнях, где создаются условия для взаимодей­ствия представителей разных центров народных промыслов. В г. Полхов-Майдан в этнографиче­ском музее «Русская изба» открыты периоди­ческие выставки: «Сине-голубое чудо», «К нам приехала сама золотая хохлома», «Славный город Городец», «Куклы – забавы, куклы – обе­реги», «Мы из Полхов-Майдана», «Семеновская матрешка», «Пелагеино рукоделие»23. В Городец проходит Областной фестиваль народных про­мыслов «Мастеров народных братство», куда привозят продукцию предприятия народных ху­дожественных промыслов нижегородского края: ЗАО «Юнона» (Нижний Новгород), ООО «Горо­децкая золотная вышивка», ЗАО фабрика «Горо­децкая роспись», ОАО «Тканые узоры» (г. Шахунья), ЗАО «Гипюр» (г. Чкаловск), ЗАО «Хохломская роспись» (г. Семенов), ОАО «Хохломской худож­ник» (Ковернинский район), ООО «Торговый Дом Семеновская роспись» (г. Семенов) и десятки мастеров из Нижегородской области и других регионов России. [19]

В фестивалях, праздниках, ярмарках, ма­стер-классах, аукционах, конкурсах, выставках участники погружаются в процесс познания и освоения как информационно-образных, так и структурно-композиционных элементов творче­ства, транслируемых и актуализируемых масте­рами, сохраняющими и передающими традиции прошлого, чья самодеятельная и профессио­нальная художественная деятельность, а также ее продукты стимулируют приобретение опыта творческой активности, полихудожественной компетентности различных социальных групп: детей, учащихся, людей третьего возраста и др. Центры народных промыслов, по сути, являют­ся образовательно-творческим пространством для идентификации национально-региональ­ного компонента культуры в целом и деко­ративно-прикладного искусства в частности, способствуют развитию социально-культурной сферы и экономики регионов России. Кроме того, следует констатировать, что технологии социально-культурной деятельности выступают важнейшим инструментом становления истори­ко-культурной общероссийской идентичности различных социальных субъектов. Использо­вание социально-культурных технологий как активного ресурса сохранения традиционно­го искусства в центрах народных промыслов предполагает определение стратегического и тактических направлений формирования ху­дожественно-творческих потребностей, эсте­тического отношения к миру через освоение в индивидуальных, групповых, массовых формах художественного воспроизводства, обеспе­чение преемственности развития творческих способностей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...