Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2.12 Плетение из бересты. 2.2.13 Плетение из соснового корня




2. 2. 12 Плетение из бересты

 

Изготовлением изделий из бересты занимались во многих губерниях России. Лапти, плетенки, короба, корзины, шкатулки, чемоданы, детские игрушки, рамки для картин – все это плели из бересты. И все-таки для Вятской губернии плетение из этого природного материала сравнительно новый промысел, он возник лишь в конце XIX века. До этого времени вятские кустари делали из бересты только простые бураки да трости.

Береста... Верхний слой березовой коры, прочный и красивый материал для плетения. На здоровых и взрослых деревьях береста обычно гладкая, чистая, блестящая. Она хорошо вытягивается, с трудом разрывается, смолится, не промокает, оставаясь в воде и в земле, долго не загнивает. Эти свойства бересты и обуславливают ее широкое применение. Для работы из бересты требуется несложное оборудование – ножи, иглы, болванки. Существует три способа плетения: косое, прямое и узорное. Косое плетение применяется при выделке вещей с углами (чемоданы, шкатулки, коробочки), прямое – при изготовлении цилиндрических изделий, а узорное – при создании орнаментов.

Собирают бересту ранним летом, когда в дереве прекращается движение сока. Раньше пластины бересты смазывали постным маслом и укладывали горизонтально ровными пластинами. Потом чистили, разделяли на слои, резали на полоски, из которых и появлялись в умелых руках босяки – летняя обувь на босу ногу, – плетенки и короба для хранения муки и крупы, солонки, набирушки, пестерни. Для горожан в начале ХХ века выплетали сумочки, чемоданчики, корзиночки для ягод, портфели для бумаг, ящики для перчаток, различные рамки, карманные портпапиросы (портсигары).

Бытовал на Вятке и старинный берестяной промысел – выделка тонких и толстых тростей для горожан. Трость собиралась из берестяных кружочков, плотно надетых на стальной стержень. На верхнем конце закреплялась резная деревянная ручка в виде коня или львиной морды. Эти трости делали еще в 1940-х годах в артели «Идеал». Пробовали возродить этот промысел и в объединении «Умелец». Предприятие сыграло немалую роль в сохранении и развитии плетения из бересты. Здесь были созданы новые образцы изделий, проходили обучение мастера-надомники.

Рисунок 17 – Фотография Плетение из бересты

С приходом в сельскую местность потока промышленных бытовых товаров берестяное производство оказалось заброшенным, казалось даже, что промысел и вовсе утрачен.

Только в конце ХХ века на волне интереса к истории русского народа и его быту плетение из бересты как промысел стал возрождаться.

Сейчас изделия из бересты плетут несколько предприятий – это ООО «Идеал Плюс» (Киров), ООО «Вятские промыслы» (Киров), ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» (Киров), ООО «Азимут» (Кирово-Чепецк).

Появился и целый ряд подлинно выдающихся мастеров, заслуживших на выставках-конкурсах различного ранга подлинное признание профессионального сообщества. В их числе Светлана Александровна Казакова, Лариса Вениаминовна Сметанина, Ирина Викторовна Домнина, Наталья Ивановна Гладышева, Елена Алексеевна Шихова. Всем этим мастерам в разные годы решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области был присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.

В умелых руках этих мастериц рождаются изящные берестяные сумочки, карандашницы, подносы, разнообразные по своему размеру и применению футляры, домашняя посуда.

 

2. 2. 13 Плетение из соснового корня

 

Самобытный вятский промысел – плетение из соснового корня известен с конца XIX века. Центром промысла было село Бобино с примыкавшими к нему селениями. Причиной тому служили два фактора – наличие необходимого материала в Бобинском бору и близость центра сбыта – города Вятки. На других же территориях Вятского края промысел развития не получил, так и оставшись малоизвестным.

В 1890 году газета «Вятские губернские ведомости» так писала о современном состоянии промысла: «Плетут разнообразные изделия, которые не могут не обратить на себя внимание по прочности, красоте и дешевизне: в большом количестве выделывают «чаруши», употребляемые для печения хлеба, а также сундуки, корзины для белья, баулы, корзины для бумаг и мелкие изделия. Хорошие сорта плетеных изделий идут через скупщиков в Петербург, Москву, даже Харьков и Одессу. Чарушников в Вятском уезде считается 101 человек. Лучшим мастером считается Николай Тимофеевич Бабинцев (село Бобино), уже экспонировавший на выставках и имеющий награды».

В прейскуранте Вятского кустарного склада, начиная с 1892 года предлагается следующий перечень сплетенных из соснового корня предметов: корзины дорожные (круглые и овальные, с замками и ремнями) с камышовой отделкой, корзины разные с металлическими шарнирами и петлями (базарницы, клубочницы, сухарницы), погребцы дорожные с прибором.

Несложность промысла, отсутствие крупных приспособлений и незначительное количество инструментов давали возможность вести работы в жилых помещениях, не требуя отдельных мастерских. Материалами для производства служили сосновые и еловые корни, причем материал кустари всегда заготавливали сами.

Рисунок 18 – Фотография Плетение из соснового корня

Хорошим корнем считается такой, который при очистке получается длинным, тонким, ровным по всей длине и гибким, как бумажный шнур. Добытй корень сначала очищали от коры, расщепляли на 2 – 4 части. Затем эти широкие и узкие «ленты» замачивали и только после этого приступали к плетению. Плетеные корневые изделия вятских кустарей всегда отличались прочностью. С годами они не теряли своего вида, лишь слегка темнели, приобретая приятный охристо-коричневый оттенок. Крепость и долговечность материала объясняются наличием в корнях сосны смолы, способной отталкивать воду, в результате чего изделия не поддаются гниению. Поэтому неудивительно, что в крестьянских хозяйствах часто встречались изделия, сохранившиеся от дедов и прадедов.

В советское время промысел оказался почти забытым. В 1940 году газета «Кировская правда» пишет: «Заброшены все виды плетения. А ведь было время, когда по изготовлению вещей из соснового корня область занимала первое место по России».

И все же ремесло «чарушников» не исчезло. В 1970-е годы мастера производственного объединения «Умелец» (Киров) изготавливали из соснового корня традиционные по форме блюда и солонки.

В наши дни плетение из соснового корня сохранилось и укрепилось благодаря уникальному кировскому мастеру Евгению Ивановичу Початкову.

Евгений Иванович перенял навыки плетения у своего отца. Любопытно, что отец мастера Иван Початков начал свою деятельность в промысле с того, что, найдя однажды корзину из соснового корня, расплел ее и самостоятельно изучил технику плетения. Тем не менее изготовление плетеных предметов носило для Ивана Початкова и членов его семьи преимущественно любительский характер. И только для его сына Евгения плетение постепенно переросло из увлечения в профессиональное дело. Работая надомником в производственном объединении «Умелец», Евгений Початков полностью освоил приемы плетения из различных материалов, что дало ему возможность легко экспериментировать и с сосновым корнем, разрабатывая новые формы изделий и украшая их плетеными мережками и фестонами. Изделия Евгения Початкова отличаются оригинальностью – мастер способен создать из соснового корня канделябры, подсвечники, вазы, абажуры, самовары, украшая свои произведения изящным ажуром на стенках или плетеными ручками.

Некоторые предметы Евгений Початков плетет из крашеного корня, однако предпочтение отдает материалу естественного светлого тона. Произведения вятского мастера неизменно получают высокие оценки на престижных выставках в Кирове, Москве, Ярославле. В 2007 году решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области Евгению Початкову был присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.

Большой вклад в развитие промысла вносят и мастера Подосиновского Дома ремесел Николай Михайлович Нагаев и Станислав Евгеньевич Шубин. Произведения обоих мастеров неоднократно удостаивались высоких наград от профессионального сообщества на выставках, проходивших в Архангельской, Вологодской, Кировской областях, Республиках Коми и Чувашии.

Оба мастера ведут в Подосиновском Доме ремёсел занятия по плетению из соснового корня, успешно готовят молодое поколение мастеров. В 2008 году и Николаю Нагаеву, и Станиславу Шубину решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области был присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...