2.2.15 Гончарство
Выделение домашнего гончарства в ремесло, как и широкое применение гончарного круга на Руси, приходится на IX век – эпоху становления и развития городов. Городские гончары для приготовления глиняного теста не использовали грубых примесей, формовка на круге производилась более тщательно, стенки сосудов становились тоньше, появлялись специальные горны для обжига изделий. Средневековая вятская глиняная посуда не отличалась разнообразием, выделяется две категории форм – горшки и чаши, которые имели небольшие размеры. Порождением быстро вращающегося круга можно считать появление линейного и ленточного орнаментов. Свою посуду вятские мастера клеймили – это свидетельствует о переходе гончаров к мелкотоварному производству. Деревенская керамика ХIX – ХХ веков почти в полной неприкосновенности сохранила характерные черты гончарства ХIV – ХV веков и отражает картину неподвижностигончарной техники в русской феодальной деревне. По составу глиняного теста и по различиям в форме посуда достаточно четко разделяется на территориальные группы. Наиболее распространенными являются горшки с короткой шейкой и максимальным расширением в верхней части тулова, сделанные из глины с приместью песка, хорошо обжаренные. Они распространены по территориям, примыкающим к Средней Волге. В северо-западной части Кировской области, соседствующей с Вологодской и Архангельской областями, преобладает посуда открытых чашевидных форм (коллекция Лальского краеведческого музея). До начала ХХ века в северо-восточной части Афанасьевского района сохранилась древняя технология изготовления посуды ленточным налепом. Изделия вятских мастеров не отличались особой красотой, но были удобными и дешевыми. Гончары делали простые, необходимые в крестьянском быту предметы: горшки, кринки для молка и сметаны, корчаги для смолы, миски, плошки, тарелки, мерники, рукомойники. Основным материалом для их изготовления служила местная красная глина.
Рисунок 20 – Фотография Гончарство Изделия вятских мастеров по особенностям обработки внешней поверхности подразделялись на различные виды: черные, обварные, муравленые, глазурованные. Наибольшим спросом у населения пользовалась лаковая посуда. Эффект лаковой поверхности достигался двумя способами – путем глазурования и путем муравления. Для получения глазурованной посуды разного цвета мастер использовал металлические порошки и опилки: для красного цвета – свинец и медную окалину, для белого – свинец на белой глиняной поверхности, для зеленого – медную окалину. Эти порошки насыпались на высушенную и намазанную дегтем поверхность изделий перед обжигом. Для получения так называемой муравленой (блестящей) посуды использовали перед обжигом крепкий раствор соли. Обварная техника декора получалась после опускания горячей, вынутой из печи посуды в «обвар», то есть разболтанную в воде прокисшую ржанную муку с добавлением мела или пивных дрожжей. Запекшаяся мука создавала красивые случайные затеки, пятна, пузыри, а также делала крепче керамический сосуд. И, наконец, черная (задымленная) поверхность изделий получалась при обжиге в коптящем пламени. Сама же технология изготовления гончарной посуды состояла из нескольких этапов. Сначала отбирали и тщательно готовили глиняную массу. Красную глину заготавливали сами, а белую для декора покупали в Глазовском или Орловском уездах. Глину перебирали и удаляли ненужные примеси, месили в корыте с водой ногами и руками. Затем на гончарном круге продукцию декорировали, а после сушили и обжигали прямо в избе, в русской печи, или в горне – специальной печи на улице. При изготовлении посуды использовали разные варианты украшения, которые повышали стоимость изделий при продаже.
К сожалению, судьба вятского гончарства оказалась традиционной для большинства российских промыслов: расцвет – упадок – забвение. Причиной упадка и забвения стало изменение быта, исчезновение многовекового уклада крестьянской жизни, угасание «школы», произошедшее в начале XX века. Еще в 1930-х годах в некоторых местностях Кировской области были созданы артели гончаров, но ни артельщики, ни отдельные мастера-энтузиасты не смогли изменить ситуацию в лучшую сторону, промысел продолжал угасать. Только в 1990-х годах интересный старинный вятский промысел начал обретать новую жизнь. Подвижником в этом деле стала компания «Комтех» (пос. Просница, Кирово-Чепецкий район). Одним из лучших гончаров ООО «Комтех», работающих на этом предприятии со дня основания компании, является Владимир Александрович Суворов. Владимир Александрович – гончар высокого класса, владеющий уникальной техникой рельефного декорирования керамики и являющийся носителем лучших традиций гончарного промысла Вятской земли. Свое мастерство Владимир Суворов передает молодым художникам-керамистам, способствуя тем самым не только сохранению, но и развитию гончарного промысла. Большое количество работ мастера Суворова было представлено на всероссийских выставках и в музеях целого ряда городов России. В 2007 году Владимиру Александровичу Суворову решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области был присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области. Другим выдающимся керамистом, сотрудником компании «Комтех», является Александр Витальевич Хардин, также удостоенный статуса мастера народных художественных промыслов Кировской области (2008). При декорировании своих изделий Александр Витальевич, как и его коллега Владимир Суворов, нередко использует гравировку по керамике – один из древних видов украшения гончарных изделий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|