С чего начать духовную жизнь?
⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19 Каждый человек желает себе счастья, но мало кто понимает, что такое счастье и в чем оно заключается. Даже те люди, которые признают, что Бог есть высшее благо, в своей повседневной жизни ищут счастья в потоке впечатлений, в удовлетворении чувств и страстей. Они получают постоянный опыт, что мирские наслаждения иллюзорны, и душа после них остается пустой, но по привычке стараются схватить и удержать мутную сладость исчезающих мгновений. Каждый человек хочет для себя счастья. Даже когда он кончает жизнь самоубийством, то делает это потому, что считает смерть большим благом, чем жизнь. Если подвижник борется со страстями, отвергает себя и жертвует собой, то делает это потому, что чувствует самое большое и непреходящее благо, которое не уносит время. Давайте заглянем в глубину своего сердца и спросим у него: когда мы были действительно счастливы, когда испытали радость, как полноту бытия, как отблеск небесной радости? Оно ответит: в те минуты, когда мы ощущали благодать Божию - эту светозарную силу, которая открывала нам новую жизнь и тайну преображения. Но о благодати можно помнить, а пережить через воспоминания невозможно. Человек должен через волевые усилия, через напряженную молитву возвращаться к Богу. Но наша молитва большей частью немощна и рассеянна; она подобна ветру, который, пролетев, не оставил следа. Здесь образуется какой-то порочный круг. Человек, забывая, как благ Господь, ищет счастья во внешнем; это внешнее наполняет его ум впечатлениями, а душу страстями, как будто душа, так же как тело, находится в поле земного притяжения. Душа человека, будучи наполнена земными образами в помыслами, как бы сама овеществляется и грубеет, у нее нет сил для молитвы, она теряет тот внутренний мистический опыт, который свидетельствует о том, что Господь - это совершенная радость, и душа снова, как птица с поломанными крыльями, льнет к земле.
Каждый человек желает себе счастья. Но беда в том, что мы отождествили себя с телом, потеряли правильное представление о своей душе и забыли, что такое бессмертный дух. С чего нам начать духовную жизнь? С того, чтобы осознать, что человек - это прежде всего его дух, способный вступать в общение с Богом, понять, что правильная любовь к себе - это любовь к своему духу, в котором отражается небо и вечность. Я помню картину детства. Школьника вызывают к доске и спрашивают урок. Он что-то пишет, мел крошится в его руке, но буквы и цифры остаются неразборчивыми. Учитель говорит: «Сначала намочи тряпку и вытри доску, а потом пиши». Доска - это наша душа; она истерта и исцарапана внешними впечатлениями, страстями и грехами; в ней нет места, где перст Божий мог бы изобразить Свои письмена. Когда человек отравлен ядом, то врач сначала лает ему рвотное, чтобы вывести яд из организма, а затем назначает лекарство. Само слово «аскеза» означает «отсекаю». Человек должен отсекать ненужное, ограничить внешние впечатления, поставить предел получаемой информации (выйти из ее плена), чтобы иметь возможность войти в самого себя. Здесь полагается начало молитвы, ее возрождение; человек становится способным осмысливать слова молитвы и переживать их. В сосредоточенной молитве осуществляется богообщение, и человек опытно понимает, что только в Боге истинная радость, и эта радость озаряет его жизнь, не только его, но и окружающих его людей. Человек отвергает худшее, чтобы приобрести лучшее; отказывается от низшего, чтобы иметь возможность взойти к высшему. Аскетизм учит правильно любить себя. Любовь к телу порождает эгоизм и грубые страсти. Любовь к душе - эгоцентризм. А любовь к своему духу - защищает его как драгоценность от порчи и грязи и делает способным человеческий дух отразить в себе сияние вечного, божественного света.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Брамин (брахман) - член высшей индийской жреческой касты.
2 Сократ (469 до Р.X. - 399 до Р.X.) - самый знаменитый (наряду с Аристотелем и Платоном) философ античности. Его философия основана на том, что нравственное можно познать и усвоить, а из знания нравственности следуют всегда действия в соответствии с ней. В этом смысле Сократ старался на примере каждого отдельного случая образовать у человека ясное понятие об истинно нравственном. Но таковым является то действие, которое дает истинную пользу, а вместе с тем и истинное блаженство. Поэтому предпосылкой практической приспособленности является самопознание. Если я знаю, что именно я есть, то, согласно Сократу, я знаю также, чем я должен быть. Но в себе самом Сократ находит также и некий внутренний голос, некого духа - даймона, который ему подсказывает, что он должен делать и чего должен избегать. Наибольшей добродетелью является умеренность: чем меньшим довольствуешься, тем ближе находишься к Богу. Сократ не оставил после себя никаких сочинений. Важнейшими источниками наших знаний о жизни и учении Сократа являются сочинения его учеников - Платона и Ксенофонта.
3 Медитация (от лат. - размышление, обдумывание) - психические усилия человека, направлен-ные на достижение состояния глубокой умственной сосредоточенности, отрешенности от внешних объектов, на снижение реактивности человека. Медитация широко применялась в пифагореизме, платонизме, неоплатонизме, суфизме и дзен-буддизме. Широко известной в наше время системой медитаций является йога.
4 Брама (Брахма) (санскрит.) - первоначально (в «Ведах») персонификация чудодейственной силы молитвы и могущества обладателя этой молитвы - старейшего жреца, в пантеистической философии «Упанишад» становится обозначением мировой души, безличной, лишенной всех качеств и действий мировой субстанции. Не может быть предметом публичного богопочитания, поэтому ему никогда не созидали храмов. Но в качестве источника всего сущего, творца вселенной, Брама получил и мифологическое олицетворение. С Вишну (олицетворением сохранения) и Шивой {олицетворением разрушения) он образует динамическое триединство Абсолюта (тримурти). Обычно изображается четырехликим, четырехруким, сидящим на лебеде.
5 Пантеизм - философское учение, отождествляющее Бога и мир; отрицает внемировое бытие Бога: Бог есть все, Бог во всем, все в Боге. Пантеистическая точка зрения на мир, его происхождение и сущность несовместима с христианством. В пантеизме между истиной и заблуждением, добром и злом, свободой и произволом, красотой и безобразием, страданием и наслаждением нет никакого принципиального различия, низкого антагонизма, поскольку все эти полярные категории, согласно пантеизму, происходят в конечном счете из одного источника - «Бога-мира», Абсолюта. Таким образом, пантеизм утверждает равноценность всех религий, упраздняет понятие истины как таковой, признает равенство всех духовных путей жизни, независимо от их религиозной или атеистической направленности, оставляя человеку в результате или пассивную созерцательность или чисто прагматическую деятельность.
6 Блок Александр Александрович (1880-1921) родился в дворянской семье, вырос в семье деда, знаменитого ботаника А. Бекетова, бывшего одно время ректором Петербургского университета. Рано начал писать стихи, мечтал стать актером. Окончил названный университет, был поклонником Соловьева, особенно его идей «мировой души» и «вечной женственности», но христианства, даже в соловьевской интерпретации, не воспринял. По своему мировоззрению он до конца жизни оставался язычником-розенкрейцером. В 23 года напечатал свои первые стихи; через год вышла его первая книга «Стихи о Прекрасной Даме». Семейное счастье его было разбито предательством близких ему людей: любимой жены (дочери Д. И. Менделеева) и его друга Андрея Белого. Белый был вызван Блоком на дуэль, во время которой состоялось их примирение. Жена не оставляла Блока до самой смерти, но появившийся внутренний надрыв никогда не переставал мучить его; некоторое время он, по его словам, «страшно пил». Все это отразилось на последующем творчестве Блока, которое приобрело богоборчески-трагический характер.
К 1906 г. Блок стяжал славу одного из самых знаменитых русских поэтов-символистов, но скоро стал симпатизировать Горькому с его анархизмом и бунтарством и отдалился от символизма. В 1916 г. был призван в действующую армию, но на передовую идти отказывался. В 1917 г. присутствовал в Петропавловской крепости на допросах царских министров, после Октябрьской революции сразу же выразил готовность сотрудничать с советской властью. В связи с этим прежние друзья объявили ему бойкот: перестали подавать руку при встрече и отказывались выступать с ним на литературных вечерах. В 1918 г. написал свою известную поэму «Двенадцать», которая является розенкрейцерской мистерией, где в розенкрейцерской традиции Люцифер отождествляется с Христом. Приветствовал гонения на Церковь и монастыри со стороны советской власти. Блок страдал от нескольких болезней, его психическое заболевание быстро прогрессировало, он не хотел жить и выбрасывал лекарства в печку. Скончался в 41 год от сердечного приступа.
7 В стихотворениях Александра Блока, и особенно в пьесе «Балаганчик» (1906), этот мир представлен как театр, а жизнь как представление. Этот трагикомизм земного бытия проходит на фоне черной, как бездна, непроницаемой и жуткой вечности.
8 Александр Блок. «В час, когда пьянеют нарциссы..». 26 мая 1904. Шахматово.
9 Пс.115:2
10 Фауст - легендарный чернокнижник, чародей и астролог, продавший душу диаволу в обмен на молодость, знания и власть. Прототип Фауста жил в XVI в. в Германии. Сказание о Фаусте сложилось около середины XVI в., первая литературная обработка его - «История о докторе Иоганне Фа-усте, знаменитом чародее и чернокнижнике», после которой Фауст становится героем немецких «народных книг» и пьес, была издана И. Шписом в 1587 г. Образ Фауста вышел за пределы литературы и получил также разработку в творчестве художников и композиторов.
11 Ср.: Лк. 17:21.
12 По верованиям древних римлян, жизнь человечества проходит через ряд кругов, каждый из которых находится под покровительством определенного божества. Золотой век соотносился с кругом Сатурна - доброго и справедливого бога урожая и земледельцев. Древнюю римскую легенду о Золотом веке Сатурна как о беззаботных и счастливых днях, когда никто не знал частной собственности и все процветали в объятиях благородной Природы, а земля плодоносила сама, добровольно, без понуждения, воспели римские поэты Вергилий (70-19 до Р.X.), Овидий (43 до Р.X. - ок. 18 по Р.X.), Тибулл (ок. 50-19 до Р.X.), восхвалял римский философ Сенека (ок. 4 до Р.X. - 65 по Р.X.).
13 Календы (лат.) - название первого дня месяца в древне-римском календаре; 1-й день календы первоначально первый день новолуния. Счет велся от этих дней назад. Например,6-й день перед мартовскими календами.
14 Марк Минуций Феликс (II/IIIв.) - родом из Африки, адвокат, латинский писатель и христианский апологет, автор диалога «Октавий».
15 В сочинениях Плиния Старшего (ок.24-79), римского писателя, ученого-естествоиспыта-теля, автора «Естественной истории», и Цельсия (ок. 25 до Р.X. - ок. 50 по Р.X.), римского ученого, врача, автора труда «О медицине», сообщается о том, что больные и старики пили кровь умирающих гладиаторов, поскольку считалось, что свежая человеческая кровь обладает омолаживающим действием.
16 Синергия (греч.) - совместное действие, соучастие.
17 Преподобный Максим Исповедник (582-662) - знаменитый деятель и учитель церковный, самый выдающийся после святого Григория Нисского (после 394; память 10 (23) января) философский ум на христианском Востоке, глубокий знаток Платона, Аристотеля и неоплатоников. Родился в Константинополе. В молодости - государственный деятель, с 613 г. - монах. С 642 г. неустанно и энергично боролся против ереси монофелитов, которым покровительствовало правительство; в 645 г. победил на диспуте с монофелитами в Карфагене, в 53 г. арестован, в 662 г. подвергнут отсечению языка и правой руки. Был сослан в Западную Грузию, где скончался в заточении. Преп. Максим Исповедник оставил Церкви большое богословское наследие. Главные сочинения: «Недоуменные вопросы к Фалассию о Св. Писании», «Спор с Пирром», «Главы о любви», «Диалоги о Св. Троице», «Мистагогия», а также обширные схолии к сочинениям святого Дионисия Ареопагита. Память 21 января (3 февраля) и 13 (26) августа.
18 Декадентство (от лат. - упадок) - течение в литературеи искусстве, проникнутое пессимизмом и отвращением к жизни, воспевавшее красоту как самодовлеющую ценность, эстетизировавшее грехи, пороки и небытие. Наиболее яркими представителями на Западе являются: Ш. Бодлер, П. Верлен, Фр. Ницше, Метерлинк, Гюисманс, Пшибышевский и др. Группу русских декадентов так называемого «старшего поколения» образуют такие поэты и беллетристы, как Бальмонт, А. Добролюбов, Коневской, Ф. Сологуб, Мережковский, Зинаида Гиппиус, а также «ранний» Брюсов.
19 Сюрреализм - направление в искусстве XX в., провозгласившее подсознание (галлюцинации, инстинкты, сновидения) источником искусства, а его методом - разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями.
20 Экзистенциализм - философия существования. Основной принцип человеческого существо-вания - это быть в мире. Одиночество человека перед лицом ничто, откуда и возникает основное состояние экзистенциализма, которое только и может открыть человеку бытие, привести его к самостоятельному бытию и к свободе, - страх. Основная структура самого существования - забота. В смерти становящееся целостностью существование приходит к самому себе, она и есть будущее, из которого вытекает также временность, а также историчность и конечный характер существования.
21 Мертвое море, иначе Асфальтовое, или Соленое - в долине Сиддим при устье реки Иордан, образовавшееся на месте разрушенных городов Содома, Гоморры и др. (см.: Быт.14:3, Числ.34:12).
22 Фрейд Зигмунд (1856-1939) - австрийский невропатолог, психиатр, психолог, с 1902 г. - профессор невропатолоии в Вене, с 1938 г. - в Англии. Фрейд - создатель психоанализа, который он развивал сначала как психотерапию для лечения различных форм истерии (психотерапев-тический метод - отреагирование, основанное на выявлении в состоянии гипноза бессознательных переживаний травмирующего характера), а потом преобразовал в учение о собственной закономерности и действии бессознательного, в особенности в сфере влечений, инстинктов. Влечения порождают представления, которые - если они не реализуются - вызывают невроз душевной жизни. Центральной в учении Фрейда явилась теория психосексуального развития индивида. Согласно Фрейду» основу бессознательного составляют сексуальные инстинкты (либидо), обусловливающие большинство психических действий человека и характеризующиеся двумя связанными с инстинктами понятиями: комплексом и сублимацией. Согласно Фрейду и его последователям, сексуальные инстинкты обусловливают не только большинство психических действий человека, но и все исторические события и общественные явления: извечные конфликты в глубинах психики человека становятся причиной и содержанием (часто скрытым от непосредственного сознания) морали, искусства, науки, религии, государства, права, войн и т. п. По православному учению, человек имеет возможность контролировать импульсы, идущие из бессознательного, и несет ответственность перед Богом за подчинение своего «эго» похотным порывам бессознательного. Православие учит нас о свободе каждой личности, и чем человек ближе к Богу, тем больше у него свободы, тем он свободнее от зависимости греха.
23 Гераклит Эфесский (ок. 544-540 - 483 до Р.X.) - древнегреческий философ, в наивной форме сформулировавший ряд диалектических принципов бытия и познания; написал не дошедшее до нас сочинение «О природе», от которого сохранились лишь отрывки в сочинениях позднейших авторов. Многозначная символика его фрагментов делает подчас загадочным их внутренний смысл, вследствие чего Гераклит еще в древности был прозван «темным». Мир, по Гераклиту, не создан никем из богов или людей. Первоначалом сущего Гераклит считал огонь как олицетворение вечного мирового движения; путем сгущения из огня появляются все вещи и путем разрежения в него возвращаются. Этот мировой огонь «мерами вспыхивает и потухает», все течет и изменяется. Движение имеет свой ритм, свой закон смены, являющийся в то же время и властвующим над миром разумом - Логосом. Бог есть день и ночь, лето и зима, война и мир, сытость и голод; добро есть зло, и зло есть добро... война есть отец всех вещей... Мудрость есть познание разума, Логоса, господствующего во всем, правящего всем просредством всего... Только путем подчинения законам разума... человек может приобрести душевную ясность, которая создает его высшее счастье.
24 Демокрит {ок. 460 до Р.X. - ок. 371 до Р.X.) - древнегреческий философ из Абдер (Фракия); учил, что душа тождественная со стихией огня, состоит из мельчайших гладких и круглых атомов, которые распространены по всему телу. Ощущения возникают благодаря тому, что исходящие из вещей истечения, отделяющиеся от них «образы» проникают в душу и приводят ее в движение. Высшее благо - блаженство; оно состоит в покое и веселии души и может быть достигнуто благодаря обузданию своих желаний и умеренному образу жизни. Именно поэтому Демокрита, следовавшего этому учению, называли «смеющимся философом».
25 Стоики - последователи греческой школы античных философов, основанной на Кипре в III в. до Р.X. Считали, как и Гераклит, что все явления и объекты возникают из первоогня. Призывали избавиться от страстей, следовать бесстрастию природы и жить, повинуясь разуму. Бог и природа суть одно и то же, а человек - часть этой богоприроды, поэтому надо жить в согласии с природой. Все грехи и безнравственные поступки не что иное, как саморазрушение, утрата собственной человечески природы, болезнь души. Надо развивать свою личность в противовес всему внешнему, не быть покорным судьбе, не склоняться ни перед какой силой.
26 Киники (циники) - последователи философской школы, основанной учеником Сократа Антисфеном (ок. 450 до Р.X. - ок. 360 до Р.X.). Названы по афинскому холму Киносаргуна, на котором располагался гимнасий, где учились незаконнорожденные дети афинских граждан. Призывали к безграничной духовной свободе, относились с демонстративным пренебрежением к общественным институтам, обычаям и установлениям культуры.
27 Киникос (греч.) означает «собачий».
28 Кирка (Цирцея) - в греческой мифологии волшебница с острова Эя, превратившая спутников Одиссея в свиней. С помощью магической травы, которую Одиссей получил от бога Гермеса, он возвратил своим товарищам человеческий облик. Влюбленная в Одиссея волшебница удерживала его на острове в течение года, после чего указала ему путь домой в Итаку. От Одиссея она родила сына Телегона, который, когда вырос, отправился на розыски отца, но, прибыв на Итаку, не узнал Одиссея и убил его в завязавшейся схватке.
29 Апостол Петр (до призвания Симон) - первоверховный апостол из 12-ти (t ок. 67). Иисус обещал ему: «И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет раз решено на небесах» (Мф.16:19). Духовная власть, обещанная Петру, была дана всем апостолам и их преемникам.
30 Гилозоизм - философское направление, рассматривающее всю материю с самого начала как живую (одушевленную); воззрение, согласно которому «материя никогда не может существовать и быть деятельной без духа, а дух - без материи» (Гете). В истории философии гилозоизм встречается у самых ее истоков - у ионийских натурфилософов Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, позднее - у Джордано Бруно, Дидро и др.
31 Хилиазм (от греч. - тысяча) - вера в тысячелетнее счастливое царство, а именно вера в царствие Мессии на земле перед концом мира. Начало хилиазма восходит к иудейскому вероучению о Мессии. Идеи хилиазма можно найти у некоторых раннехристианских писателей, которые неверно поняли Откровение Иоанна Богослова (20:4). Хилиазм был отвергнут и осужден Церковью как лжеучение.
32 Агасфер - персонаж средневековых сказаний, еврей-скиталец, осужденный Богом на вечную жизнь в скитаниях за то, что не дал Христу отдохнуть на пути к месту распятия. Никаких намеков на легенду об Агасфере в Евангелии нет. Легенда гораздо более позднего происхождения, чем Евангелие. Дошла до нас лишь в образцах XVI-XVII вв. Столь распространенные названия «бессмертный еврей», «вечный жид» средним векам неизвестны. Образ Агасфера скитальца привлекал внимание многих писателей, среди них Гете, Шубарт, Ленац, Сю и др.
33 Житие преподобных Варлаама и Иоасафа повествует о том, что у индийского языческого царя Авенира был сын Иоасаф, которого царь захотел воспитать в неведении земных скорбей и смерти. Это ему не удалось; царевич понял, что в мире есть и скорби, и болезни, и смерть. Когда к нему явился под видом купца-ювелира отшельник-христианин Варлаам, Иоасаф жадно внял его проповеди и принял от него тайное крещение. Разгневанный царь пытался отвратить сына от христианства различными способами, но это ему не удалось. Тогда отец выделил ему половину царства. Иоасаф, став царем, восстановил христианство в своей стране, отстроил заново церкви и, наконец, обратил в христианство своего отца царя Авенира, а после его кончины удалился к Варлааму в пустыню. Мощи обоих обретены нетленными. Память преподобных Варлаама пустынника, Иоасафа, Царевича Индийского, и его отца Авенира царя - 19 ноября (2 декабря).
34 Имеется в виду Диоген Синопский (ок. 404-323 до Р.Х.). Древнегреческий философ, ученик одного из основателей школы киников, развивший сократовскую идею самосозерцания до идеи внутреннего аскетизма, отвергающего всякие излишества в образе жизни и считающего своим долгом сведение потребностей к крайнему минимуму. Он требовал общности жен и детей и не признавал господствующей морали. Жил в Афинах и Коринфе в бочке. Диоген стал символом кинического бесстыдства (отсюда слово «цинизм» - наглость, грубая откровенность, вызывающе-презрительное отношение к общепринятым правилам нравственности и благопристойности) и распущенности.
35Александр Македонский (356-323 до Р.X.) - один из величайших полководцев древности. Сын македонского царя Филиппа II. Воспитателем Александра с 343 г. был философ Аристотель, а военную подготовку он прошел под руководством отца. Победы македонской армии под его командованием составляют вершину военного искусства Древней Греции. Огромная держава, созданная в результате завоеваний Александра Македонского, простиралась от Дуная до Инда и была самым крупным государством древнего мира. Однако лишенная прочной внутренней связи, она распалась после смерти своего создателя. На ее территории возник ряд эллинистических государств.
36 Птолемей II Филадельф - царь Египта (в 283-246 до Р.X.) из рода Птолемеев, сын Птолемея I и Береники. Древнееврейский историк Иосиф Флавий (37-100) сообщает в «Иудейских древностях», что Птолемей основал в Александрии замечательную библиотеку, стараясь собрать в ней и перевести на греческий язык все книги, существовавшие на свете. Число книг в этом уникальном хранилище достигала более полумиллиона экземпляров. Библиотека погибла в VII веке, когда Египет завоевали арабы. Царь Птолемей велел перевести для себя Библию с еврейского на греческий язык. Сам он был образованнейшим человеком своего времени и, хотя оставался язычником, стремился к познанию истины, был добр к друзьям и милостив к врагам. Заинтересовавшись судьбой еврейского народа, по сообщению Иосифа Флавия, Птолемей повелел освободить 100.000 пленных, выведенных его отцом из Иудеи. Для того, чтобы перевести Писание с еврейского на греческий язык, выбрано было 70 (72) ученнейших мужей, известных своей праведной жизнью. По преданию, они разделили Библию на части и переводили ее в помещениях, отделенных одно от другого, в пещерах одного острова. Затем, по окончании работы, списки сличили и убедились, что перевод выполнен одинаково.
37 Быт.47:9.
38 Филон (ок. 25 до Р.X. - ок. 50 по Р.X.) - иудейско-эллинистический философ из Александрии. Стремился сблизить посредством аллегорических толкований Священного Писания религию Ветхого Завета с учением Платона и стоиков. Пытался связать догматы Ветхого Завета с греческой философией. Ветхозаветные законы он рассматривал как законы природы, имеющие значение для всех людей. Человека считал интеллектуальным существом, которо(связано с телом, являющимся могилой, темницей души, разрывающимся между вожделением и отвращением. В основе философии Филона лежат два принципа - абсолютная трансцендентность Бога и стоическо-платоническое учение об идеях. Божество - выше платоновских единого и блага и является истинно сущим, о котором человеку известно только то, что оно существует, но не известно, каково оно. Создал в связи со стоическо-платонической концепцией эманации учени о Логосе, как о высшей посредствующей силе между Божеством и миром, благодаря которому Бог творит сначала существа, более близкие к себе - ангелов, а потом мир вещей и человека. Логос - верховная сила Божества, разум Божий, идея всех идей, первородный сын Божий, второй бог, первообраз вселенной. Мораль Филона проникнута сознанием греховности человека, неспособного спастись собственными силами. Единственным источником добра является Бог. Путь к добру есть послушание Богу, подражание Богу, отречение от всего конечного, самоотречение; высшая цель есть мистическое, непосредственное соединение с Богом в блаженстве экстаза.
39 Монотеизм - единобожие, вера в единого Бога, в отличие от политеизма - многобожия.
40 См.: Быт. 3:24.
41 Космология - учение о Вселенной как едином целом и о всей охваченной астрономии-ческими наблюдениями области Вселенной как части целого; раздел астрономии. Гностицизм (от греч. - знание, познание, познавание) - термин, обозначающий ряд позднеантичных религиозных течений, использовавших мифофилософские эллинистические мотивы, вероучения иудаизма, зороастризма, вавилонских мистериальных культов и ряда раннехристианских еретических учений и сект. В основе гностицизма лежит представление о падении Души в низший, материальный мир, созданный демиургом - низшим божеством. Гностическое раздвоение выступает с полной резкостью именно в космогонии: мир признается прямо яонамеренным созданием противобожественных сил. В дуалистической мистике гностицизма материя рассматривается греховное и злое начало, враждебное Богу и подлежащее преодолению. В мире рассеяны частицы потустороннего света, которые должны быть собраны и возвращены к своим истокам. Искупителем является прежде всего Христос, но его призыву следуют лишь «духовные» люди («пневматики»), тогда как не принявшие гностического посвящения «душевные» люди вместо подлинного «познания» достигают лишь «веры», а «плотские» люди вообще не выходят за пределы чувственной сферы. Для гностицизма характерно представление о ступенях, или сферах, мира и их демонических властителях, препятствующих искуплению. В христианстве гностические тенденции наивысшего развития достигают во II в. К этому времени относится деятельность гностиков Василида из Сирии, Валентина из Египта, Карпократа Александрийского, Сатурнина (или Саторнила) из Сирии, Маркиона из Понта и др. Позднейшей формой гностицизма можно считать персидское манихейство. Скрытая гностическая традиция продолжает существовать вплоть до позднего средневековья. Его влияние прослеживается у немецких философов Я. Беме, Ф. Баадера, Ф. В. Шеллинга, в идеях антропософии и теософии. Отдельные гностические мотивы развивались русской религиозной философией (В. Соловьевым и его последователями), немецким философом Л. Циглером.
42 Николай Кузанский (1401-1464) - епископ Римской церкви, кардинал с 1448 г. Родился в селении Куза в Южной Германии. Схоласт и гуманист, рационалист и мистик, богослов. Крупный ученый своего времени, теоретик математического естествознания и один из предшественников дифференциального исчисления в математике. В различном контексте Николай Кузанский использовал идеи Платона, Августина, Боэция, Сократа, Анаксагора, стоиков, атомистов. Будучи сторонником солнечного календаря, Николай Кузанский выступал с требованиями произвести календарную реформу и заменить юлианский календарь упрощенным календарем, более приближенным к солнечному году. Несколько десятилетий спустя Копернику было предложено разработать новую календарную систему, но он отказался от этого. Только при папе Григории XIII была произведена календарная реформа, которую правильно было бы назвать «календарной революцией». Николай Кузанский - автор многих философских и богословских сочинений, написанных в разных жанрах - диалоги, трактаты, размышления: «Об ученом незнании», «Охота за мудростью», «О предположениях», «Об искании Бога», четырех диалогов под общим названием «Простец», «О мире, или согласии веры», «О видении Бога», «О вершине созерцания» и др. Кузанский развивал идеи диалектики познания сущности и явления. Предметом познания является пантеистический бог, который существует в неразрывном единстве с чувственно воспринимаемым миром природы. Познание «развернутого» мира, т. е. Бога, является делом разума, а не веры, которая хочет постичь Бога в его «свернутой» форме. Бог, согласно Николаю, максимально бесконечный и предельно единый. «Бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге». Божественное искусство при сотворении мира, по мнению Николая Кузанского, состояло главным образом в геометрии, арифметике и музыке. «Первый образ вещей в уме творца есть число». Бога сравнивал с бесконечным кругом, «преблагословенную Троицу» уподоблял треугольнику.
43 См.: Николай Кузанский. Сочинения: В 2 т. // АН СССР, Ин-т философии. Философское наследие. Т. 80. М.: Мысль, 1979.
44 Папа Григорий XIII (в миру Бонкомпаньи; 1502-1585, папа с 1572 г.) образовал календарную комиссию, в которой ведущую роль играли иезуиты. Календарь, названный его именем, имел основанием солнечный год и был ориентирован на «ближний космос». В григорианском календаре отсутствовали периодичность и ритмичность, характерные для юлианского календаря. Самым главным недостатком нового времяисчисления было нарушение постановления I Вселенского Собора, запрещающего праздновать христианскую Пасху вместе с иудейской пасхой. Юлианский календарь, имеющий своей парадигмой звездный и солнечный факторы, а также учитывающий фазы Луны, был ориентирован не только на «ближний», но и на «дальний космос», поэтому фиксировал время в более глубоких измерениях, чем григорианский, и лучше отвечал идее космичности времени (в мистико-эсхатологическом плане Церковь призвана освятить космос). Рассматривать григорианский календарь как исправление юлианского календаря ошибочно, так как каждый из них имеет собственную парадигму. После опубликования папского декрета о новом календаре ряд видных ученых, а также несколько европейских университетов выступили против этого нововведения. В ответ на протест папе Григорию XIII пришлось объявить об отлучении от католической церкви тех, кто не примет новую календарную систему. Уже на следующий год после реформы 1582 г. папа направил Вселенскому Константинопольскому Патриарху Иеремии II предложение перейти на новый стиль. В конце 1583 г. на Соборе в Константинополе это предложение было отвергнуто как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи. Под давлением Ватикана григорианский календарь был почти сразу принят всеми католическими странами и затем постепенно другими государствами Европы. Этот процесс продолжался до 1-й четверти XX столетия.
45 Майя - в индуизме и буддизме олицетворение иллюзии материального мира.
46 Мара - олицетворение греха, соблазна, вожделения, дурных страстей и привязанностей, диавол в буддизме; в легендах выступает как мифическое существо, злой дух, мешающий Будде и его последователям идти по пути к просветлению. Войско Мары изображается в легендах как состоящее из десяти частей, каждую из которых Будда обратил в бегство одним из своих совершенных качеств - парамит.
47 Халдеи - семитские племена, расселявшиеся в 1-й половине I тысячелетия до Р.X. на окраинах Вавилонии (на северо-западном берегу Персидского залива), предположительно арамейского происхождения. Неоднократно захватывали вавилонский престол, но изгонялись затем ассирийцами. С 626 по 538 г. до Р.X. в Вавилоне правила халдейская династия (Набопаласар, Навуходоносор II и др.), создавшая могущественное Нововавилонское царство.
48 Народы майя - создатели одной из древнейших цивилизаций Америки, существовавшей на территории юго-восточной Мексики, Гондураса и Гватемалы. В X в. на Юкатане возникло новое майя-тольтекское государство, в дальнейшем распавшееся на независимые города-государства. Майя создали свою иероглифическую письменность, обладали знаниями в области математики, медицины, астрономии (в частности, существовал детально разработанный календарь). В 1527 г. началось Завоевание Юкатана испанцами, которое продолжалось многие десятилетия из-за упорного сопротивления майя.
49 Зороастр (греч.), Заратуштра (Заратустра) - реформатор религии древних персов, почитаемый ими как пророк. Сведения о его личности противоречивы. Жил примерно в VIII в. до Р.X. Религия Зороастра господствовала в Персии до ее покорения Александром Македонским, возобновилась в III-VII вв., вытеснена исламом.
50 Зерван (Зарван, Зурван, Зрван) - в древнеперсидской мифологии бог времени и судьбы, верховный бог зерванизма. Мыслился как бесконечное время (Зерван Акарана), существующее изначально, когда мир пребывал в эмбриональном состоянии. Культ Зервана как прародителя всех зороастрийских богов (или единственного бога, проявлениями которого являются все остальные) лежит в основе вероучения зерванизма. В зерванизме бытовал миф о том, что Зерван, двуполое божество, одновременно зачал Ормузда (Ахура-Мазда, призванного творить мир) и Ахримана (Ангро-Манью, олицетворение зла) и поклялся дать власть над миром тому, кто родится на свет первым. Ормузд угадал мысли Зервана и поделился ими с Ахриманом; тот тут же разорвал чрево своего отца и вышел на свет, назвав себя Ормуздом. В результате Зерван был вынужден сделать его царем мира на 9 тысяч лет. Так в мире воцарилось зло; но по прошествии указанного срока миром будет править Ормузд, который исправит содеянное Ахрима ном. Зерван как верховное божество, «Отец Величия», был воспринят манихейством, а также митраизмом.
51 Маздеизм, или религия магов, - религия населения Западного Ирана, Афганистана, Средней Азии, возникшая с первых веков I тысячелетия до Р.X., сосуществовавшая и переплетавшаяся с зороастризмом и имевшая с ним общую священную книгу - Авесту. Верховными божествами у маздеистов являются Ахурамазда (Ормузд) - олицетворение добра и Анхра-Майнью (Ахриман) - олицетворение зла, позднее к ним прибавился Митра. Главную роль в ритуале играет огонь. Маздеизм сводил до минимума роль Зороастра и допускал погребение знатных людей, тогда как зороастрийцы предоставляли птицам поедать тела умерших, с тем чтобы «нечистый» труп не мог прийти в соприкосновение ни с од
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|