Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 37 Общая характеристика культуры 18 века




Вопрос 37 Общая характеристика культуры 18 века

" Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. Распространение утверждение духа свободолюбия нашли яркое отражение в философии, науке, литературе, в просветительской деятельности крупнейших философов, ученых, писателей этого времени - Дидро и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга, Ломоносова и Радищева. В новый период вступает и русская культура. Русское искусство вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековой схоластики. Это был первый век развития светской культуры, догмами религиозной морали. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого. Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства. К концу столетия русское искусство достигает огромных успехов.

Вопрос 38 Историческая панорама ХIХ века. Естественнонаучный и технический прогресс, его значение для развития культуры ХIХ века

- «машинный век», поскольку именно тогда началось производство машин с помощью самих машин. От механической прялки «Дженни», а от него – к автоматическому ткацкому станку Жаккара;

- «эпоха стали», поскольку именно тогда уровень производства стали становится показателем экономической мощи страны. Железо и сталь вытесняют дерево. В 1784 г. Дж. Уатт изобрел паровой двигатель. А в 1803 г. первый автомобиль с паровым двигателем;

- «век железных дорог»: от 50 км железнодорожного пути, проложенного между Манчестером и Ливерпулем в 1829 г., стальные рельсы в 1912 г. протянулись на 1 080 000 км;

- «век электричества»: началом послужило открытие В. В. Петровым явления электрической дуги; С. Морзе изобрел электрический телеграф, а А. Бэлл – телефон; появляются радиоприемники А. С. Попова и Г. Маркони; кинематограф братьев Люмьер. В 1863 г. появилась первая подземная железная дорога «Метрополитен»,

Для культуры Нового времени характерны:

- рационализм;                                        

- оптимизм;

- вера в безграничный прогресс;

- добрую природу человека.

Начавшийся в последней трети XVIII столетия в Англии промышленный переворот стал в XIX в. главным содержанием экономического развития западных стран. В результате промышленной революции произошло образование индустриального общества, где труд становится идеалом, а впоследствии и идолом. На трон взошла «ее величество Машина», по образу и подобию которой моделируется теперь вся общественная жизнь.

Основные особенности индустриальной цивилизации XIX в. состоят в следующем:

- фабрика сменила мануфактуру.

- В быт людей повсеместно входят телефон и телеграф, фотография и кинематограф, новые транспортные средства позволяют быстрее преодолевать расстояния.

- формируется средний класс – служащие государственных учреждений и частных компаний, лица свободных профессий, мелкая буржуазия.

- складывается новая система ценностей. Главной ценностью индустриальной цивилизации становится технический прогресс и наука, которые смогли обеспечить человечеству благосостояние. В общественном сознании доминируют: польза, достаток, комфорт.

Вопрос 39 Романтизм как тип культуры. Основы художественной системы романтизма. Музыка романтизма

Романтизм закончил свое развитие как основной, доминирующий на протяжении нескольких десятилетий в свою культурную эпоху, метод художественного освоения действительности. Однако творения романтиков остались бессмертны, представляя собой бесценный вклад в сокровищницу человеческой культуры. В романтизме внутренний мир души человека раскрылся наиболее полным образом. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. Центр художественной системы романтизма — личность, а его главный конфликт — личности и общества. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе.

В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.

Важнейшими представителями романтизма в музыке являются: Франц Шуберт, ИоганнесБрамс, Фредерик Шопен, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Луи Шпор, А. А. Алябьев, М. И. Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Кюи, П. И. Чайковский.

Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства, и достойна только отрицания. Мечта — это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...